N 88-18999/2021
N 2-1611/2020
г. Саратов 10 сентября 2021 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции, в составе судьи Балашова А.Н, рассмотрев единолично кассационную жалобу акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь" на апелляционное определение Саровского городского суда Нижегородской области от 11 мая 2021 г. по гражданскому делу по иску Чулковой О.А. к акционерному обществу "Авиакомпания "Сибирь" о взыскании стоимости авиабилета, неустойки, процентов, компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Чулкова О.А. обратилась в суд с иском к АО "Авиакомпания "Сибирь" о взыскании стоимости авиабилета, неустойки, процентов, компенсации морального вреда, штрафа.
Решением мирового судьи судебного участка N 3 Саровского судебного района Нижегородской области от 22 декабря 2020 г. исковые требования удовлетворены частично. С АО "Авиакомпания "Сибирь" в пользу Чулковой О.А. взысканы денежные средства за авиабилеты в размере 55 802 руб, компенсация морального вреда в размере 500 руб, денежные средства за оказание юридических услуг в размере 15 000 руб, проценты за пользование чужими денежными средствами с 11 августа 2020 г. по день вынесения решения судом в сумме 868 руб. 29 коп.
Апелляционным определением Саровского городского суда Нижегородской области от 11 мая 2021 г. решение суда первой инстанции изменено, исковые требования удовлетворены частично. С АО "Авиакомпании "Сибирь" в пользу Чулковой О.А. взысканы денежные средства за авиабилеты в сумме 55 802 руб, расходы по оплате юридических услуг в размере 5 000 руб. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебный акт суда апелляционной инстанции, как незаконный.
В соответствии с пунктом 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судья кассационной инстанции находит, что имеются основания, предусмотренные законом для удовлетворения кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28 февраля 2020 г. истец приобрела у ответчика четыре авиабилета от г. Москвы до г. Сочи, туда (20 июля 2020 г.) и обратно (04 августа 2020 г.), оплатив за них 55 802 руб.
18 марта 2020 г. Чулкова О.А. в одностороннем порядке расторгла договор воздушной перевозки, направив заявку об аннулировании билетов и возврате денежных средств. Заявка зарегистрирована 19 марта 2020 г.
Из объяснений истца следует, что отказ от поездки был вызван распространением пандемии коронавируса в мире.
Денежные средства истцу не были возвращены, в связи с чем она обратилась в суд.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из того, что при обращении истца за возвратом стоимости авиабилетов ответчик уклонился от возврата стоимости билетов, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца убытков в размере невозвращенной стоимости билетов в размере 55 802 руб, а также компенсации морального вреда, процентов за пользование чужими денежными средствами, расходов по оплате юридических услуг.
С выводами о взыскании с ответчика в пользу истца уплаченных денежных средств за авиабилеты в сумме 55 802 руб. согласился суд апелляционной инстанции.
Изменяя судебное постановление суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации морального вреда и процентов за пользование чужими денежными средствами, суд апелляционной инстанции исходил из того, что отказ в возврате денежных средств был вызван не виновными действиями ответчика, а ситуацией, связанной с распространением короновирусной инфекции и мерами по предотвращению по ее распространению.
Суд кассационной инстанции полагает вывод судов нижестоящих инстанций о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца убытков в размере невозвращенной стоимости билетов в размере 55 802 руб, преждевременным, поскольку ими не было учтено следующее.
Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" введена в действие статьями 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой, Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2020 г. N 991 (далее - Положение от 6 июля 2020 г. N 991) и устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения, и применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г. (пункт 1), за исключением воздушных перевозок пассажиров, осуществляемых по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (пункт 2).
Таким образом, к указанным договорам положения статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункта 227 Федеральных авиационных правил 28 июня 2007 г. N 82 (о добровольных и вынужденных отказах) не применяются. По данным договорам статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено императивное требование о возврате провозной платы, а порядок и сроки возврата установлены Положением от 6 июля 2020 г. N 991.
Согласно пункту 3 Положения от 6 июля 2020 г. N 991, в случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке:
а) изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), типа воздушного судна). Изменение условий договора осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации;
б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.
В случаях, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика (пункт 5 Положения от 6 июля 2020 г. N 991).
В соответствии с пунктом 6 Положения от 6 июля 2020 г. N 991, денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.
На сумму оплаченной провозной платы подлежат начислению проценты за пользование денежными средствами. Размер процентов за пользование денежными средствами определяется ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру, но не позднее окончания 4-летнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете. На сумму оплаченной провозной платы, использованной для оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, проценты не начисляются.
Пунктом 7 Положения от 6 июля 2020 г. N 991 закреплено, что для принятия в счет оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, суммы оплаченной провозной платы пассажир направляет перевозчику уведомление.
Согласно пункту 10 Положения от 6 июля 2020 г. N 991, денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
Пассажир, признанный инвалидом I или II группы, ребенок-инвалид, а также ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, а также до даты воздушной перевозки, указанной в билете.
Возврат осуществляется на ту же банковскую карту, с которой была оплачена провозная плата, а при ее отсутствии на другую банковскую карту того же держателя, наличными денежными средствами или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Возврат осуществляется пассажиру (лицу, оплатившему перевозку) в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, реализация перевозчиком предусмотренного статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации права возвратить пассажиру провозную плату с соблюдением порядка и сроков, установленных утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации Положением об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, не свидетельствует о нарушении прав пассажира, в связи с чем на перевозчика не может быть возложена ответственность в виде уплаты неустойки, компенсации морального вреда и штрафа, предусмотренных Законом о защите прав потребителей.
В силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 этого Кодекса.
Договор между сторонами был заключен до 1 мая 2020 г, подлежал исполнению после 18 марта 2020 г.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации введена в действие Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", абзацем третьим статьи 24 которого установлено, что особенности исполнения и расторжения договоров перевозки пассажиров, предусмотренные статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, применяются к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г.
Таким образом, абзац второй пункта 1 Положения от 6 июля 2020 г. N 991, определяющий, что данный нормативный правовой акт применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г, к которым относятся и договоры перевозки об отказе от которых заявлено истцом, соответствует отмеченным выше законоположениям в их системной взаимосвязи с учетом целей принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции. И, как указано выше, определение порядка и срока возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы согласно статье 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации является полномочием Правительства Российской Федерации.
При таком положении, с учетом установленных судами обстоятельств дела, обязанность перевозчика по возврату уплаченной провозной платы (в денежном эквиваленте) возникнет не ранее истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, либо с моментом наступления предусмотренных пунктом 10 Положения от 6 июля 2020 г. N 991 оснований, что оставлено судом апелляционной инстанции, рассматривавшего апелляционную жалобу ответчика на не вступившее решение мирового судьи без внимания.
Между тем, суд апелляционной инстанции не учел вышеуказанные нормы права с учетом их действия во времени применительно к правилам статей 327, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не проверил наступление трехлетнего срока либо наличия предусмотренных пунктом 10 Положения от 6 июля 2020 г. N 991 обстоятельств.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанции были допущенны нарушения норм материального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), находит подлежащим отмене апелляционное определение Саровского городского суда Нижегородской области от 11 мая 2021 г, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение Саровского городского суда Нижегородской области от 11 мая 2021 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Саровский городской суд Нижегородской области.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.