Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Вишневской В.Д, с участием прокурора Лаптева О.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании 12 октября 2021 года гражданское дело N 2-4063/2020 по иску Агеевой Татьяны Юрьевны к Управлению по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области (Управлению экономического развития Липецкой области) о признании незаконным приказа о расторжении служебного контракта и увольнении, восстановлении на работе, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула, денежной компенсации при увольнении, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области (Управления экономического развития Липецкой области)
на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 5 мая 2021 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В, выслушав с использованием систем веб-конференции VideoMost пояснения представителя Управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области (Управления экономического развития Липецкой области) Усацких Т.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, истца Агеевой Т.Ю, её представителя Володиной И.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Лаптева О.Н, полагавшего обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене,
УСТАНОВИЛА:
Агеева Т.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области (Управлению экономического развития Липецкой области) о признании незаконным приказа о расторжении служебного контракта и увольнении, восстановлении на работе, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула, денежной компенсации при увольнении, компенсации морального вреда.
Решением Октябрьского районного суда г. Липецка от 5 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований Агеевой Т.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 15 мая 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Агеевой Т.Ю. без удовлетворения.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12 октября 2020 года решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 5 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 15 мая 2020 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Октябрьский районный суд г. Липецка
Решением Октябрьского районного суда г. Липецка от 23 декабря 2020 года исковые требования Агеевой Т.Ю. удовлетворены частично. Постановлено признать незаконным приказ Управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области (Управления экономического развития Липецкой области) N N от 21 ноября 2019 года о расторжении служебного контракта с Агеевой Т.Ю. и ее увольнении. Агеева Т.Ю. восстановлена в должности "данные изъяты" Управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области (Управления экономического развития Липецкой области) с 25 ноября 2019 года, что является основанием для внесения записи в трудовую книжку Агеевой Т.Ю. С Управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области (Управления экономического развития Липецкой области) в пользу Агеевой Т.Ю. взысканы заработная плата за время вынужденного прогула, начиная с 26 ноября 2019 да по 23 декабря 2020 года в размере 875 395 рублей 20 копеек, компенсация морального вреда 7 000 рублей. В удовлетворении исковых требований Агеевой Т.Ю. к Управлению по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области (Управлению экономического развития Липецкой области) о взыскании денежной компенсации при увольнении отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 5 мая 2021 года решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 23 декабря 2020 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы ответчика Управления экономического развития Липецкой области и третьего лица Администрации Липецкой области без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Управление по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области (Управление экономического развития Липецкой области) просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая на соблюдение процедуры сокращения должности истца, отсутствие нарушений при увольнении.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, между Управлением по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области и Агеевой Т.Ю. 10 сентября 2007 года заключен служебный контракт, в соответствии с которым Агеева Т.Ю. принята на должность "данные изъяты" Управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области.
Распоряжением администрации Липецкой области от 25 декабря 2018 года утверждено новое штатное расписание Управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области со штатной численностью государственной служащих 21 единица, отдел развития инфраструктуры переименован в отдел аналитики и акселерации субъектов предпринимательства, должность "данные изъяты" из штатного расписания исключена не была.
Распоряжением администрации Липецкой области от 14 марта 2019 года утверждено новое штатное расписание Управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области со штатной численностью государственной служащих 21 единица, должность начальника отдела аналитики и акселерации субъектов предпринимательства стала именоваться как заместитель начальника управления - начальник отдела.
23 мая 2019 года начальником управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области издан приказ N N о расторжении с Агеевой Т.Ю. служебного контракта, освобождении Агеевой Т.Ю. от занимаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы Липецкой области с 6 июня 2019 года в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Решением Октябрьского районного суда г. Липецка от 29 июля 2019 года Агеева Т.Ю. восстановлена в должности "данные изъяты" Управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области с 6 июня 2019 года.
Приказом Управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области от 29 июля 2019 года N N на основании решения Октябрьского районного суда г. Липецка от 29 июля 2019 г. отменен пункт 1 приказа Управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области от 23 мая 2019 г. N N "О кадрах", Агеева Т.Ю. восстановлена в должности начальника отдела развития инфраструктуры Управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области с 6 июня 2019 г.
Уведомлением от 9 августа 2019 года N 137 Агеева Т.Ю. - "данные изъяты" Управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области предупреждена о сокращении занимаемой ею должности и предстоящем освобождением от замещаемой должности на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной службе Российской Федерации".
В период с 9 августа 2019 года по 21 ноября 2019 года Агеевой Т.Ю. были предложены для замещения вакантные должности начальника отдела земельных платежей управления имущественных отношений, начальника отдела контрольной работы контрольной системы управления по контролю и регулированию, контрактной системы в сфере закупок, начальника отдела учета, отчетности, финансов и государственных закупок управления сельского хозяйства, заместителя начальника отдела архитектуры, градостроительства и планирования территории управления строительства и архитектуры, заместителя начальника отдела кадрового и информационного обеспечения управления экологии и природных ресурсов, заместителя начальника отдела надзора за строительством объектов жилищного назначения инспекции государственного строительного надзора, заместителя начальника отдела финансов и оплаты труда управления образования и науки, начальника отдела строительных программ и сметного нормирования управления строительства и архитектуру, заместителя начальника отдела земельных платежей управления имущественных и земельных отношений, заместителя начальника отдела развития инновационной деятельности управления инвестиций и инноваций, начальника отдела материально-технического обеспечения управления здравоохранения Липецкой области, начальника отдела контроля управления энергетики и тарифов Липецкой области, и иные. От части указанных должностей Агеева Т.Ю. отказалась, в замещении ряда должностей ей было отказано ввиду отсутствия необходимого опыта и знаний.
13 августа 2019 года председатель Липецкой областной организации общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации ФИО9 уведомлен о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим с "данные изъяты" управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области Агеевой Т.Ю.
21 ноября 2019 года начальником управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области издан приказ N N о расторжении с "данные изъяты" Управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области Агеевой Т.Ю. служебного контракта, освобождении Агеевой Т.Ю. от занимаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы Липецкой области с 25 ноября 2019 года в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Агеевой Т.Ю. о признании незаконным приказа N N от 21 ноября 2019 года о расторжении служебного контракта и увольнении, восстановлении на работе, суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела должностные обязанности по двум должностям, а именно "данные изъяты" управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области и "данные изъяты" в управлении по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области, пришел к выводу, что фактического сокращения должности государственной службы, "данные изъяты" управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области, которую занимала Агеева Т.Ю, не произошло, количество штатных единиц в Управлении по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области осталось прежним 21 единица, квалификационные требования и стаж работы, цели служебной деятельности для замещения по должностям начальника отдела и заместителя начальника управления - начальника отдела остались прежними.
Удовлетворяя исковые требования Агеевой Т.Ю. о взыскании с ответчика заработной платы за время вынужденного прогула за период с 26 ноября 2019 года по 22 декабря 2020 года в размере 872 128 рублей 80 копеек, суд первой инстанции исходил из справки ОБУ Липецкой области "Центр бухгалтерского учета".
Также суд первой инстанции, учитывая нарушение трудовых прав истца, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу Агеевой Т.Ю. компенсации морального вреда в сумме 7 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнив их суждением о том, что Агеева Т.Ю. фактически не была допущена к работе с исполнением обязанностей по должности "данные изъяты", что свидетельствует о нарушении ответчиком последующего увольнения истца.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (статей 11, 22, 81, 142, 179, 234, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 2, 3, 31, 37, 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), разъяснений, изложенных в пунктах 10, 30, 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Изложенные Управлением по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области (Управлением экономического развития Липецкой области) в кассационной жалобе доводы об отсутствии нарушений при увольнении истца, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 5 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области (Управления экономического развития Липецкой области) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.