Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Петровой Н.А. и Козлова А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко Максима Владимировича к администрации Дмитровского городского округа Московской области о признании постановления незаконным, возложении обязанности по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по кассационной жалобе Бондаренко Максима Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Петровой Н.А, судебная коллегия
установила:
Бондаренко М.В. обратился в суд с иском к администрации Дмитровского городского округа Московской области, с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просил признать незаконным постановление Дмитровского городского округа Московской области от 31 декабря 2019 г. N 3169-П об отказе в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для обеспечения за счет средств федерального бюджета; возложить на ответчика обязанность принять Бондаренко М.В. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с п. 7 ст. 17 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее по тексту - Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 13 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 ноября 2020 г, исковые требования Бондаренко М.В. удовлетворены.
Определением судебной коллеги по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 ноября 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 июня 2021 г. решение Дмитровского городского суда Московской области от 13 июля 2020 г. отменено, в удовлетворении исковых требований Бондаренко М.В. отказано.
В кассационной жалобе Бондаренко М.В. содержится просьба об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 июня 2021 г. как незаконного.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверяя законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ), оснований для его отмены не установила.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Бондаренко М.В, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на момент аварии на Чернобыльской АЭС проживал в "адрес" и ДД.ММ.ГГГГ вместе с родителями выехал из зоны отселения, о чем выдано удостоверение серии АВ N от ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, истец проживал в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем его сестре, по адресу: "адрес", общей площадью 62, 8 кв. м, по договору безвозмездного пользования жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ В собственности или на основании договора социального найма жилого помещение не имеет.
2 декабря 2019 г. истец обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1.
Постановлением администрации Дмитровского городского округа Московской области от 31 декабря 2019 г. N 3169-П истцу отказано в удовлетворении заявления о признании нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием статуса малоимущего и повторным въездом в зону отселения.
Разрешая исковые требования Бондаренко М.В, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", исследовав представленные доказательства, исходил из того, что истец относится к числу граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1, в связи с чем имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на основании пункта 7 статьи 17 указанного Закона.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания постановления администрации Дмитровского городского округа Московской области от 31 декабря 2019 г. N 3169-П незаконным и возложения на ответчика обязанности принять Бондаренко М.В. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 7 статьи 17 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая Бондаренко М.В. в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 52 ЖК РФ, Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Закона Московской области от 12 декабря 2005 г. N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", Закона Московской области от 22 декабря 2017 г. N 231/2017-ОЗ "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", исходил из того, что на момент обращения в администрацию с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилой площади срок проживания Бондаренко М.В. на территории Московской области, установленный ст. 2 Закона Московской области от 12 декабря 2005 г. N 260/2005-ОЗ, составлял менее пяти лет. Кроме того, на момент обращения истца к ответчику с заявлением от 2 декабря 2019 г. о принятии его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, Бондаренко М.В. малоимущим в установленном законом порядке не признавался.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в оспариваемом судебном акте.
Согласно положениям п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В силу пункта 7 статьи 17 указанного Закона гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в числе которых предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 не установлены порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.
Такой порядок определен Жилищным кодексом Российской Федерации, а также законодательством субъекта Российской Федерации.
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).
В Московской области условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в Законе Московской области от 12 декабря 2005 г. N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
В соответствии со ст. 2 указанного Закона Московской области условиями признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание в Московской области по месту жительства на законных основаниях не менее 5 лет и признанные малоимущими в соответствии с Законом Московской области от 22 декабря 2017 г. N 231/2017-ОЗ "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда".
Какой-либо отдельный порядок и условия признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в предоставлении жилого помещения, положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 не предусмотрен.
Таким образом, отнесение истца к категории лиц, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1, само по себе не свидетельствует о возникновении у него субъективного права на постановку на жилищный учет и получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 без учета положений ЖК РФ и Закона Московской области от 12 декабря 2005 г. N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела.
Между тем переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений гл. 41 ГПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Каких-либо иных процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для отмены вступившего в силу и правильного по существу судебного постановления по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бондаренко Максима Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.