Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Осадчего С.В, судей Поспелова Д.Г, Пудовкиной Я.С, при секретаре Резвовой Т.А, с участием:
прокурора Юровских О.В, осуждённого Зыкова С.С, его защитника-адвоката Березняковской Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи материалы уголовного дела по кассационной жалобе осуждённого Зыкова С.С. о пересмотре апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Тюменского областного суда от 25 августа 2020 года и приговора Тюменского районного суда Тюменской области от 02 июня 2020 года, которым
Зыков Сергей Сергеевич, родившийся "данные изъяты" года, судимый:
- 11 марта 2010 года Железнодорожным районным судом г. Барнаула Алтайского края по п. "б" ч. 4 ст. 162 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 6 лет 6 месяцев;
- 17 июня 2010 года Индустриальным районным судом г. Барнаула Алтайского края по ч. 6 ст. 264 УК РФ с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 7 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима с лишением права управлять транспортными средствами на срок 3 года, освобождённый 01 апреля 2017 года по отбытии срока наказания, осужден по ч. 3 ст. 30 и ч. 5 ст. 228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 11 лет с отбыванием в исправительной колонии особого режима.
Срок отбывания наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу с зачётом на основании п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 03 июля 2018 года N 186-ФЗ) времени содержания под стражей с 03 февраля 2020 года по день вступления приговора в законную силу из расчёта один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии особого режима.
Судом разрешены вопросы о судьбе денежных средств и имущества, на которые наложен арест, а также о судьбе вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Тюменского областного суда от 25 августа 2020 года приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Поспелова Д.Г, выслушав выступления осуждённого Зыкова С.С. и адвоката Березняковской Н.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора Юровских О.В, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Зыков С.С. признан виновным и осуждён за то, что в период времени с декабря 2019 года по 03 февраля 2020 года действуя в составе группы лиц по предварительному сговору, используя информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть "Интернет"), совершил покушение на сбыт наркотических средств в особо крупном размере.
Согласно приговору, преступление совершено в Тюменском районе Тюменской области при обстоятельствах, в нем изложенных.
В кассационной жалобе осужденный выражает несогласие с судебными решениями в части квалификации содеянного и назначенного наказания, которое, по его мнения, является чрезмерно суровым. Полагает, что его действия должны быть квалифицированы с учетом положений ч. 5 ст. 33 УК РФ, поскольку он являлся пособником, а не исполнителем, и одновременно оспаривает выводы суда о доказанности совершения им преступления в составе группы лиц по предварительному сговору с неустановленным следствием лицом. Считает, что совокупность признанных судом смягчающими наказание обстоятельств позволяет применить к нему положения ст. 64 УК РФ. С учётом изложенного просит изменить судебные решения и снизить срок назначенного наказания.
По делу принесены возражения, в которых государственный обвинитель прокуратуры Тюменского района Тюменской области Мартиросян А.Э. изложил мотивы несогласия с кассационной жалобой и просил оставить её без удовлетворения, судебные решения - без изменения.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав выступления сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения по настоящему делу судом допущены.
Вина Зыкова С.С. в покушении на незаконный сбыт наркотических средств, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, подтверждена достаточной совокупностью относимых, допустимых и достоверных доказательств, оценка которым судом дана в соответствии с требованиями ст.ст. 17, 87, 88 УПК РФ.
Признавая доказанной вину Зыкова С.С. в покушении на совершение инкриминируемого преступления, суд в приговоре обоснованно сослался: на показания осужденного, данные им на стадии предварительного расследования (т.1 л.д.158-163), в которых он подробно сообщил обстоятельства совершения преступления, пояснив о том, что нуждаясь в деньгах, посредством информационно-коммуникационной сети "Интерент" устроился на высокооплачиваемую работу - по договоренности с неустановленным лицом он забирал свертки с веществом из тайников и перевозил их в другие населенные пункты, также помещая в тайники, по характеру своих действий он понимал, что занимается деятельностью, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, при перевозке последней партии наркотического средства он был задержан; на показания свидетеля "данные изъяты" показавшего, что при установленных судом обстоятельствах управлял автомобилем и по просьбе Зыкова С.С. возил последнего в г. Екатеринбург, откуда тот забрал пакет с веществом, на обратном пути они были задержаны сотрудниками полиции. О причастности Зыкова С.С. к незаконному обороту наркотических средств он осведомлен не был; показания свидетелей "данные изъяты" - сотрудников полиции, пояснивших об обстоятельствах задержания Зыкова С.С. с наркотическим средством.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно приведены в приговоре другие допустимые доказательства, подтверждающие вину "данные изъяты" в совершении инкриминируемого преступления, в частности: протокол досмотра транспортного средства; протокол изъятия; протокол осмотра места происшествия; протоколы осмотра сотовых телефонов и переписки в них; протокол осмотра банковской выписки о зачислении на счет Зыкова С.С. денежных средств; заключение эксперта N80 от 07 февраля 2020 года, согласно которых на пакетах с наркотическим веществом, в том числе обнаружен генетический материал Зыкова С.С, а также иные доказательства, с подробным приведением их содержания и анализа.
Вид и масса наркотического средства - производного N-метилэфедрона массой 15 153, 11 грамма установлены в ходе надлежаще проведенных исследования и экспертизы (т.1 л.д. 21-22, 26-28).
Таким образом, несмотря на доводы жалобы, выводы суда о доказанности вины осуждённого в покушении на незаконный сбыт наркотических средств, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере в приговоре надлежащим образом обоснованы достаточной совокупностью доказательств.
С доводами жалобы о квалификации действий осужденного как пособника согласиться нельзя.
Согласно ч. 5 ст. 33 УК РФ пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.
Суд на основе совокупности подробно изложенных в приговоре доказательств правильно установил, что Зыков С.С, действуя по договоренности с неустановленным лицом, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, с целью незаконного сбыта, приобрел наркотическое средство, которое с целью последующего сбыта перемещал в г. Новосибирск, но был задержан сотрудниками полиции.
Таким образом, Зыков С.С. непосредственно выполнял действия, составляющие объективную сторону незаконного сбыта наркотических средств, направленные на передачу наркотического средства для распространения потребителям, что не было доведено до конца, поскольку он был задержан сотрудниками полиции до того, как поместил всю массу наркотического средства в тайник и передал информацию о месте нахождения тайника соучастнику.
При таких обстоятельствах Зыков С.С. правомерно признан соисполнителем преступления, его действия обоснованно квалифицированы судом как совершенные в группе лиц по предварительному сговору без ссылки на ст. 33 УК РФ. Оснований для иной квалификации содеянного осужденным судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем приговор подлежит изменению по основаниям, предусмотренным ст. 401.15 УПК РФ, ввиду существенных нарушений уголовного закона, повлиявших на исход дела.
Так квалифицируя действия осуждённого по признаку совершения преступления с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), что предусмотрено п. "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, суд сослался на то, что посредством сети "Интернет" Зыков С.С. связывался с неустановленным соучастником преступления, в том числе получал описание мест нахождения тайников с наркотическими средствами, которые необходимо было забрать для последующего сбыта. Также с помощью сети "Интернет" Зыков С.С. отправлял неустановленному соучастнику преступления сообщения с описанием места нахождения тайников с наркотическим средством, которые он сделал сам.
Однако суд не учел, что, исходя из положений закона, виновное лицо может быть осуждено по вышеуказанному квалифицирующему признаку только в тех случаях, когда это лицо с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") выполняет объективную сторону состава преступления, т.е. действия, непосредственно направленные на сбыт наркотических средств их приобретателю.
Само же по себе использование этих сетей, включая сеть "Интернет", для достижения договоренности о приобретении наркотических средств, предназначающихся для дальнейшего сбыта, а также для ведения переговоров с другими членами преступной группы, не свидетельствует о том, что передача наркотических средств их приобретателю будет произведена таким же бесконтактным способом.
В связи с этим квалификацию действий Зыкова С.С. по признаку использования электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") судебная коллегия не может признать обоснованной, и считает, что осуждение по данному квалифицирующему признаку преступления подлежит исключению из приговора, а обжалуемое судебное решение в указанной части подлежит изменению.
Вносимое в приговор изменение, по мнению судебной коллегии, влечет смягчение назначенного осужденному наказания.
Иных оснований для смягчения наказания судебная коллегия не усматривает, поскольку наказание Зыкову С.С. судом первой инстанции назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ.
Обстоятельствами, смягчающими наказание Зыкова С.С. обоснованно признаны и учтены: активное способствование раскрытию и расследованию преступления, наличие малолетних детей у осужденного, полное признание вины и раскаяние в содеянном, состояние здоровья виновного, наличие на иждивении детей, супруги, иных родственников, состояние здоровья матери, наличие у нее инвалидности, состояние здоровья иных родственников, положительные характеристики его личности.
Каких-либо иных смягчающих обстоятельств, влияющих на вид и срок назначенного осужденному наказания, известных суду, но не учтенных при его назначении, судебная коллегия не усматривает.
Обстоятельством, отягчающим наказание Зыкова С.С. обоснованно признан рецидив преступлений, образованный судимостью по приговору Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 11 марта 2010 года, вид которого является особо опасным.
При назначении Зыкову С.С. наказания, судом соблюдены ограничительные положения, предусмотренные ч. 2 ст. 68 и ч. 3 ст. 66 УК РФ. Основания неприменения правил ч.6 ст.15, ч. 1 ст. 62, ч.3 ст. 68, ст.ст. 64, 73 УК РФ являются обоснованными, подробно мотивированы в приговоре.
Несмотря на вносимые изменения, с учетом содеянного, установленных обстоятельств, влияющих на вид и размер наказания, данных о личности осуждённого, судебная коллегия также не усматривает оснований для применения в отношении осуждённого ч. 6 ст. 15, ч. 3 ст. 68, ст.ст. 64, 73 УК РФ.
Вид исправительного учреждения, назначен осужденному, в соответствии с требованиями ст. 58 УК РФ.
Руководствуясь ст.ст.401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Тюменского районного суда Тюменской области от 02 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Тюменского областного суда от 25 августа 2020 года в отношении Зыкова Сергея Сергеевича изменить.
Исключить из осуждения Зыкова С.С. квалифицирующий признак совершения преступления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), в связи с чем снизить назначенное по ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ Зыкову С.С. наказание до 10 лет 10 месяцев лишения свободы.
В остальной части судебные решения оставить без изменения.
Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.