Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Малоедовой Н.В, Зориной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-139/2021 по иску Агафоновой Натальи Юрьевны к администрации Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения без доплаты разницы стоимости между выкупной ценой изымаемого жилого помещения и ценой предоставляемого жилого помещения, по кассационной жалобе администрации Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Агафонова Н.Ю. обратилась в суд с иском к администрации Надымского района о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого аварийного жилого помещения без возмещения разницы стоимости жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала на то, что является собственником жилого помещения, находящегося в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. Администрацией района истцу было предложено на выбор два варианта обеспечения прав собственников жильем, она выбрала предоставление другого жилого помещения. При заключении соглашения выяснилось, что ей необходимо доплатить разницу стоимости жилых помещений в размере 282 000 рублей. С возмещением разницы она не согласна, так как 19 августа 2019 года жилой дом N 1 Финский комплекс в г.Надыме где расположена её квартира N "данные изъяты" был включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением правительства ЯНАО 19 августа 2019 года N 902-П. 25 сентября 2019 года она приобрела квартиру в г.Самаре при помощи ипотечного кредита рассчитанного на 20 лет. На дату приобретения истцом жилого помещения в г. Самаре действовал п. 2 ст. 28-3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года 36-3AO, согласно которому по соглашению с собственником жилого помещения, подлежащего сносу, в случае предоставления ему взамен сносимого жилого помещения однокомнатной квартиры или одной комнаты, когда размер возмещения за жилое помещение, подлежащее сносу, меньше стоимости предоставляемого жилого помещения, размер возмещения за жилое помещение, подлежащее сносу, приравнивается к стоимости предоставляемой однокомнатной квартиры или одной комнаты.
Решением Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2021 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В своих возражениях Агафонова Н.Ю. относительно доводов кассационной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что основания для отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.
Судами установлено и следует из материалов дела, что истец Агафонова Н.Ю. является собственником однокомнатной квартиры по адресу: "данные изъяты", что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Данный дом был включен в Адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда планируемого к признанию аварийный на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019-2025 г.г, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого округа N 902-П от 19 августа 2019 года.
Впоследствии Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа N 112-П от 11 февраля 2020 года была утверждена новая комплексная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019-2025 года с теми же целями и задачами и финансированием за счет консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа.
Данным постановлением было признано утратившим силу постановление Правительства ЯНАО от 19 августа 2019 года N 902-П "Об утверждении адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным на территории ЯНАО на 2019 -2025 года", при этом дом "данные изъяты", также был включен в данную программу.
Жилой дом по адресу: "данные изъяты", администрацией муниципального образования Надымский район от 23 июня 2020 года N 1190-р был признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Надымского района от 07 декабря 2020 года N 117 "Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного в границах населенного пункта город Надым, и жилых помещений. расположенных в многоквартирном доме г.Надым, Финский комплекс, д.1, признанным аварийным и подлежащим сносу" было принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом по адресу: "данные изъяты".
Агафонова Н.Ю. обратилась в администрацию Надымского района с заявлением о предоставлении ей взамен признанного аварийным жилого помещения, другого жилого помещения.
11 ноября 2020 года в адрес истицы было направлено уведомление, что в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд и включение дома "данные изъяты", в комплексную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда планируемого к признанию аварийным, на территории ЯНАО на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением правительства ЯНАО от 11 февраля 2020 года N 112-П она имеет право выбрать любой из способов обеспечения её жилищных прав в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", при этом в связи с тем, что она имеет в квартиру в "данные изъяты", то на нее не распространяются льготы предоставленные ч.2 ст.28-3 Закона N ЗАО-36 от 30 мая 2005 года.
Истцу взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, ответчиком предложено другое жилое помещение - однокомнатная квартира, площадью 33 кв.м, расположенная по адресу: "данные изъяты", что следует как из отзыва ответчика на исковое заявление, так и из пояснений представителя ответчика данных в ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции.
Истец с предоставлением указанного жилого помещения, взамен изымаемого, согласилась, однако от заключения соответствующего соглашения отказалась, поскольку не согласна с условием о выплате разницы в стоимости жилых помещений в размере 282 000 рублей.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 28-1, 28-3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан проживающих в ЯНАО", положениями Комплексной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства ЯНАО от 11 февраля 2020 года N 112-П, исходил из того обстоятельства, что действовавшим на дату принятия решением об изъятии земельного участка под многоквартирным жилым домом, нормативным регулированием не была установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорное правоотношение, на основании оценки всех установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется оснований.
Статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Наличия таких обстоятельств по делу не установлено.
Пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" обращено внимание судов на то, что учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе, исходя из норм части 1 статьи 7 Жилищным кодексом Российской Федерации о применении жилищного законодательства по аналогии, применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В силу части 1 статьи 28-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" (в редакции Законов ЯНАО от 01 декабря 2015 г, от 29 ноября 2019 г. N 89-ЗАО) обеспечение жилищных прав граждан, являющихся собственниками жилых помещений или доли в праве собственности на жилые помещения, признанные непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее - жилые помещения, подлежащие сносу), осуществляется путем изъятия жилых помещений, подлежащих сносу, с предоставлением возмещения за жилые помещения, подлежащие сносу.
По соглашению с собственником жилого помещения, подлежащего сносу, ему может быть предоставлено взамен жилого помещения, подлежащего сносу, другое жилое помещение на праве собственности, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, подлежащее сносу.
Согласно части 2 статьи 28-3 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 г. N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" (в редакции Законов ЯНАО от 01 декабря 2015 г. N 103-ЗАО, от 25 июня 2018 г. N 44-ЗАО, от 23 декабря 2019 г. N 130-ЗАО) по соглашению с собственником жилого помещения, подлежащего сносу, в случае предоставления ему взамен сносимого жилого помещения (в виде квартиры или комнаты) соответственно однокомнатной квартиры или одной комнаты, когда размер возмещения за жилое помещение, подлежащее сносу, меньше стоимости предоставляемого жилого помещения, размер возмещения за жилое помещение, подлежащее сносу, приравнивается к стоимости предоставляемой однокомнатной квартиры или одной комнаты.
Предоставление жилого помещения в соответствии с абзацем первым настоящей части осуществляется при условии, если собственник жилого помещения, подлежащего сносу, и проживающие совместно с ним члены его семьи не имеют в собственности на территории Российской Федерации иных жилых помещений, пригодных для проживания, и не совершали за последние пять лет до заключения соглашения действия и гражданско-правовые сделки с такими жилыми помещениями, которые привели к их отчуждению, за исключением безвозмездного отчуждения в федеральную собственность, собственность автономного округа или собственность муниципальных образований в автономном округе, либо имеют в собственности на территории Российской Федерации иные жилые помещения, пригодные для проживания, но обеспечены общей площадью таких жилых помещений на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения, подлежащего сносу.
Указанный жилой дом был включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2025 годы, утвержденную Постановление Правительства ЯНАО от 19 августа 2019 г. N 902-П и Комплексную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 - 2025 годы, утвержденную Постановлением Правительства ЯНАО от 11 февраля 2020 г. N 112-П.
Источниками финансирования программных мероприятий являются средства Фонда ЖКХ, средства окружного бюджета и средства местных бюджетов.
Таким образом, адресной программой, утвержденной Постановление Правительства ЯНАО от 19 августа 2019 г. N 902-П, а также положениями Законаа ЯНАО до 23 декабря 2019 г. не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, в связи с чем, как верно установили суды, истец была вправе реализовать свои жилищные права без необходимости осуществления такой доплаты.
То обстоятельство, что положениями абзаца 2 части 2 статьи 28-3 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", в редакции Закона ЯНАО от 23 декабря 2019 N 130-ЗАО возможность обеспечения жилым помещением обусловлена отсутствием в собственности на территории Российской Федерации иных жилых помещений не свидетельствует о нарушении норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной им в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В свою очередь, указанные положения были введены Законом ЯНАО от 23 декабря 2019 г. N 130-ЗАО, после приобретения истцом жилого помещения в г.Самара 25 сентября 2019 г.
Таким образом, действовавшее в период приобретения истцом жилого помещения законодательство не содержало ограничений на приобретение в собственность жилых помещений, лицами проживающими в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и не влияло на возможность реализации такими лицами прав, связанных с расселением аварийного жилья.
В связи с чем доводы жалобы о возможности применения к спорным правоотношениям, возникшим до вступления вышеуказанных изменений в законную силу, основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановлений судебных инстанций.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.