Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Хасановой В.С, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-108/2021 по иску Воробьева Сергея Михайловича к Администрации Брединского муниципального района Челябинской области о признании права на получение муниципальной доплаты к пенсии, взыскании муниципальной доплаты к пенсии, судебных расходов, по кассационной жалобе Воробьева Сергея Михайловича на решение Брединского районного суда Челябинской области от 17 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя истца Емельянова П.Ю, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Воробьев С.М. обратился в суд с иском к администрации Брединского муниципального района Челябинской области о признании права на получение доплаты в качестве лица, исполнявшего обязанности депутата Собрания депутатов Брединского муниципального района Челябинской области и Главы Брединского муниципального района Челябинской области, взыскании доплаты к пенсии за период с 23 ноября 2020 года по 18 января 2021 года в размере 62673 рубля 75 копейки и с 19 января 2021 года по день оплаты суммы задолженности, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01 декабря 2020 года по 18 января 2021 года в размере 122 рубля 37 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19 января 2021 года по день оплаты суммы задолженности в размере ключевой ставки банка России, действующей в соответствующий период.
В обоснование требований указал, что с 29 марта 2010 года по 18 июня 2015 года он осуществлял полномочия председателя Собрания депутатов Брединского района Челябинской области, с 22 июня 2015 года исполнял обязанности Главы Брединского района, с 26 ноября 2015 года был избран Главой Брединского муниципального района и исполнял обязанности до 22 ноября 2020 года. В период его деятельности действовало Положение, утвержденное Решением Собрания депутатов Брединского района N43 от 18 апреля 2008 года "О порядке назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии выборным должностным лицам местного самоуправления Брединского муниципального района", которым установлена доплата к пенсии в размере 55% от суммы вознаграждения за один срок осуществления полномочий, 75% от суммы вознаграждения за два срока полномочий ежемесячного денежного содержания. Он обратился с заявлением о назначении ему доплаты к трудовой (страховой) пенсии как выборному лицу, заявление рассмотрено несколько раз, доплата была назначена, затем указанное решение отменено и в назначении доплаты было отказано. Решением собрания депутатов Брединского района от 11 ноября 2020 года было отменено решение N43 от 18 апреля 2008 года. В последующем принято новое решение N38 от 23 декабря 2020 года "Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости", которым устанавливалась доплата в размере 5% денежного вознаграждения. В период осуществления полномочий председателя Собрания депутатов 04 июня 2014 года ему была установлена инвалидность сроком на 02 года, 07 июля 2016 года установлена повторно - бессрочно. На момент окончания полномочий Главы района при наличии инвалидности ему должна быть назначена доплата к пенсии от даты обращения с заявлением, которая составляет 33965 рублей 98 копеек, а за период с 23 ноября 202 года по 18 января 2021 года - 62673 рублей 75 копеек.
Поскольку доплата не производилась, подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами. Неправомерными действиями ответчика ему причинен моральный вред.
Решением Брединского районного суда Челябинской области от 17 марта 2021 года в удовлетворении иска Воробьеву С.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 июня 2021 года решение Брединского районного суда Челябинской области от 17 марта 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Истец и ответчик в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Собрания депутатов Брединского муниципального района Челябинской области от 18 апреля 2008 года N 43 утверждено Положение "О порядке назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии выборным должностным лицам местного самоуправления Брединского муниципального района". Указанным Положением предусмотрена ежемесячная доплата к трудовой пенсии депутату, члену выборного органа местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе в течение одного созыва но не менее трех лет - 55 %, в течение двух и более созывов, но не менее семи лет - 75 % ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности.
Воробьев С.М. 29 марта 2010 года избран на должность председателя Собрания депутатов Брединского муниципального района.
22 июня 2015 года Воробьев С.М. назначен исполняющим обязанности Главы администрации Брединского муниципального района, 26 ноября 2015 года избран Главой Брединского муниципального района, 22 ноября 2020 года полномочия его прекращены в связи со вступлением в должность вновь избранного Главы Брединского муниципального района.
23 ноября 2020 года Воробьев С.М. обратился с заявлением к Главе Брединского муниципального района о назначении ему доплаты к страховой пенсии на основании Положения, утвержденного решением Собрания депутатов Брединского муниципального района Челябинской области от 18 апреля 2008 года N 43.
В назначении указанной доплаты Воробьеву С.М. было отказано, что отражено в протоколе заседания рабочей группы по начислению доплаты к пенсии за выслугу лет от 24 ноября 2020 года.
26 ноября 2020 года Воробьев С.М. вновь обратился с заявлением к Главе Брединского муниципального района о назначении ему доплаты к страховой пенсии.
Решением рабочей группы по начислению доплаты к пенсии за выслугу лет от 27 ноября 2020 года Воробьеву С.М. назначена доплата к пенсии в размере 75 % ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности с 01 декабря 2020 года
Решением рабочей группы по начислению доплаты к пенсии за выслугу лет, отраженном в протоколе от 02 декабря 2020 года, исполнение решения от 27 ноября 2020 года о назначении и выплате доплаты к пенсии Воробьеву С.М. было приостановлено.
22 декабря 2020 года указанное решение отменено, в назначении доплаты к пенсии Воробьеву С.М. отказано.
Решением Собрания депутатов Брединского муниципального района Челябинской области от 11 декабря 2020 года отменено решение Собрания депутатов Брединского муниципального района Челябинской области от 18 апреля 2008 года N 43 об утверждении Положения "О порядке назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии выборным должностным лицам местного самоуправления Брединского муниципального района".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истца к ответчику о назначении ему доплаты к пенсии, решение Собрания депутатов Брединского муниципального района от 18 апреля 2008 года, устанавливающее такие доплаты противоречило Уставу и не подлежало применению. В период исполнения обязанностей Главы района, Воробьев С.М. не достиг пенсионного возраста, а инвалидность установлена ему до вступления в должность, что также является основанием для отказа в установлении доплаты.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В силу положений статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии е законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность.
В соответствии со статьей 21.1 Закона Челябинской области от 27 марта 2008 года N 245-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лига местного самоуправления" уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом может быть установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) выборному должностному лицу местного самоуправления в связи с прекращением его полномочий (в том числе досрочно). Такая доплата устанавливается только в отношении лиц, осуществлявших полномочия выборного должностного, лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не осуществляется в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36. частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Условия, порядок назначения и выплаты, а также размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии устанавливаются уставом и (или) иным муниципальным нормативным правовым актом.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Из содержания части 2 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ следует, что устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования; иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Обращаясь с кассационной жалобой, Воробьев С.М. указывает, что выводы судов не соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела, подтверждающим установление инвалидности Воробьеву С.М. в 2016 году в период деятельности в качестве главы Брединского муниципального района и в момент действия решения депутатов о доплатах к пенсии. В период деятельности в качестве председателя Собрания депутатов Брединского муниципального района Челябинской области с 29 марта 2010 года по 18 июня 2015 года Воробьеву С.М. была установлена инвалидность с 04 июня 2014 года как инвалиду III группы. Инвалидность в период деятельности в качестве главы Брединского муниципального района Челябинской области была установлена Воробьеву С.М. 01 июля 2016 года по дополнительным заболеваниям, а не продлена предыдущая инвалидность, установленная 04 июня 2014 года, срок назначения которой истек. Указывает, что на момент подачи им заявления о дополнительной выплате к пенсии действовал акт, регулирующий порядок доплаты, а именно Положение, утвержденное Решением Собрания депутатов Брединского района N43 от 18 апреля 2008 года "О порядке назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии выборным должностным лицам местного самоуправления Брединского муниципального района". Уставом Брединского муниципального района было предусмотрено право на доплату к пенсии, а также имелось основание для признания за истцом права на доплату к пенсии. Все условия для получения выплаты истцом соблюдались, ему была назначена инвалидность с 14 июня 2014 года. В статьях 37 и 44 Устава Брединского муниципального района было предусмотрено право на получение доплаты к пенсии. Решение N43 от 18 апреля 2008 года действовало в период обращения с заявлением об установлении такой доплаты. Отмена решения N43 от 18 апреля 2018 года не может лишать истца права на социальные гарантии.
При этом судами не дана оценка тому, что для расчета доплаты к пенсии необходимо учитывать единый период деятельности Воробьева С.М. в качестве председателя Собрания депутатов Брединского муниципального района Челябинской области, и в качестве главы Брединского муниципального района Челябинской области. Указывает, что судами не дана оценка тому, что инвалидность была установлена в пределах необходимых сроков и в период действующих нормативных актов, предусматривающих право на получение доплаты к пенсии. Судами нарушены нормы процессуального права в части возможности и сроков применения нормативных правовых актов и нарушены нормы материального права, регулирующие отношения сторон в рамках дополнительного пенсионного обеспечения граждан муниципальными органами власти.
Приведенные доводы аналогичны правовой позиции истца в суде первой и апелляционной инстанций. Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемых судебных постановлениях. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанции, не имеется.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Воробьева С.М, суды правомерно указали, что Положение "О порядке назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии выборным должностным лицам местного самоуправления Брединского муниципального района", утвержденное решением Собрания депутатов Брединского муниципального района от 18 апреля 2008 года, на основании которого истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии, противоречило Уставу Брединского муниципального района и, как следствие, не подлежало применению.
Пунктом 3 Устава Брединского муниципального района (в редакции от 02 октября 2012 года) было предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, осуществлявший полномочия депутата Собрания депутатов на постоянной основе, имеет право на выплачиваемую за счет средств местного бюджета ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии (базовой и страховой частей) и доплаты к ней составляла:
при осуществлении лицом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, полномочий депутата в течение одного созыва представительного органа местного самоуправления, но не менее трех лет, - 55 процентов, в течение двух и более созывов, но не менее семи лет, - 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности.
Размер ежемесячного денежного вознаграждения для исчислении доплаты к трудовой пенсии не должен превышать 2, 3 должностного оклада замещаемой должности на момент увольнения с должности.
Условия, порядок назначения и. выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии устанавливаются муниципальным правовым актом.
Пунктом 3 статьи 44 Устава Брединского муниципального района (в редакции от 02 октября 2012 года) была предусмотрена аналогичная гарантия для лица, осуществлявшего полномочия Главы муниципального района
Решением Собрания депутатов Брединского муниципального района от 27 марта 2014 года N 16 были исключены пункт 3 статьи 37 Устава и пункт 3 статьи 44 Устава, предусматривающие установление ежемесячной доплаты к пенсии депутату Собрания депутатов и Главе района.
Решением Собрания депутатов Брединского муниципального района от 27 марта 2017 года N 37 статья 37 Устава Брединского муниципального района была дополнена пунктом 2 следующего содержания:
"Депутат, осуществлявший полномочия на постоянной основе, и в этот период достигнувший пенсионного возраста или потерявший трудоспособность, имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в связи с прекращением его полномочий (в том числе досрочно).
Доплата не осуществляется в случае прекращения полномочий по основаниям, предусмотренным частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Условия, размер, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии устанавливаются муниципальным правовым актом муниципального района".
Статья 44 Устава была дополнена пунктом 2, предусматривающим аналогичные гарантии для Главы муниципального района.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в частности о том, что инвалидность была установлена в пределах необходимых сроков и в период действующих нормативных актов, предусматривающих право на получение доплаты к пенсии, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в судебных постановлениях.
Судами при отказе в исковых требованиях обоснованно отмечено, что на момент прекращения Воробьевым С.М. деятельности в качестве председателя Собрания депутатов Брединского муниципального района (18 июня 2015 года) Уставом Брединского муниципального района выплата денежного вознаграждения к пенсии выборному должностному лицу муниципального образования не была предусмотрена. При этом, установление Воробьеву С.М. инвалидности в период осуществления полномочий председателя Собрания депутатов правового значения не имеет.
На период прекращения деятельности Воробьева С.М. в качестве Главы Брединского муниципального района (22 ноября 2020 года), оснований для назначения ему денежного вознаграждения к пенсии в связи с осуществлением полномочий Главы района не имелось, поскольку в период осуществления полномочий Главы муниципального района истец пенсионного возраста не достиг, инвалидность ему установлена до избрания на данную должность, тогда как в соответствии с Уставом муниципального района доплата назначается лицам, достигшим пенсионного возраста либо потерявшим трудоспособность в период осуществления полномочий.
В силу статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не наделен правом переоценивать представленные сторонами доказательства, а также принимать новые доказательства и устанавливать новые обстоятельства, на что по существу и направлены доводы кассационной жалобы.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Брединского районного суда Челябинской области от 17 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Воробьева Сергея Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.