Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Бабкиной С.А., рассмотрев гражданское дело N 2-2034/2020 по иску Самохина Сергея Александровича к публичному акционерному обществу "Аэрофлот - российские авиалинии" о взыскании денежных средств, уплаченных по договору, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе публичного акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" на решение мирового судьи судебного участка N 1 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 6 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга, от 25.12.2020, апелляционное определение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 01.06.2021,
УСТАНОВИЛ:
Самохин С.А. обратился в суд с иском к ПАО "Аэрофлот" о взыскании оплаченных денежных средств за авиабилеты 63649 руб, 7680 руб. за услугу по провозу багажа, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 571, 02 руб, морального вреда 10 000 руб.
В обоснование иска указал, что с 12.01.2020 приобрел билеты по маршруту Екатеринбург - Санкт-Петербург Мюнхен с датами вылета 01.05.2020, 08.05.2020 и 09.05.2020. По причине введения режима повышенной готовности, рейс был отменен вынуждены были отказаться от полета. Претензия о возврате средств не была удовлетворена.
В процессе рассмотрения спора истец уточнил требования и просил взыскать денежные средства в сумме 7680 руб. - плата за провоз багажа и 10 000 руб. морального вреда.
Решением мирового судьи судебного участка N1 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга от 25.12.2021 исковые требования удовлетворены частично: взысканы 7680 руб. провозной платы, 5000 руб. моральный вред и 6340 руб. присужден штраф.
В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 01.06.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба истцов - без удовлетворения.
Ответчик обратился в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, полагают, судами нарушены нормы материального права, постановление N991 Правительства Российской Федерации судом не применено, срок возврата провозной платы не наступил.
В письменном отзыве на кассационную жалобу истец не согласен с ее доводами, услуга по провозу багажа неразрывно связана с услугой по перевозке пассажира.
В силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания. О принятии кассационной жалобы к производству суда кассационной инстанции участвующие лица были извещены, копии кассационной жалобы им направлены, представлен срок для подачи возражений.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции полагает, что доводы кассационной жалобы подлежат отклонению исходя из следующего.
Судами установлено, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о перевозке, положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) и Воздушного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 32 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
В силу пункта 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (статья 15 Закона о защите прав потребителей).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами, 12.01.2020 истец приобрел у ответчика три электронных билетов по маршруту Екатеринбург - Санкт-Петербург Мюнхен с датами вылета 01.05.2020, 08.05.2020 и 09.05.2020.
Стоимость билетов составила 63 649руб.
01.05.2020 рейс не состоялся по причине распространения угрозы коронавирусной инфекции.
13.05.2020 истец направил претензию, в которой указал на отказ от договора перевозки и просил вернуть спорные средства.
02.08.2020 ответчик возвратил истцу 55867 руб, при этом стоимость услуги по провозу багажа 7680 руб. не возвращены.
Разрешая спор, мировой судья, руководствуясь положениями статей 4, 401, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 102, 107.1, 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, установив факт отказа истца от перевозки в силу вынужденных обстоятельств, пришел к выводу о том, что положения Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 N991 к спорному правоотношению по возврату оплаты стоимости провоза багажа не подлежат применению, срок для возврата стоимости билетов наступил.
Суд апелляционной инстанции с выводами мирового судьи согласился, отметив, что к спорным правоотношениям Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 N991 не подлежит применению, поскольку спор возник в отношении провозной платы багажа. В этой связи, суд апелляционной инстанции посчитал обоснованным взыскание с ответчика штрафа и компенсации морального вреда.
Выводы судов о том, что к спорным правоотношениям Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 N991 не подлежит применению являются ошибочными.
Федеральным законом от 08.06.2020 N166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" Воздушный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 107.2, устанавливающей особый порядок возврата пассажиру провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
При этом абзацем третьим статьи 24 названного Федерального закона установлено, что особенности исполнения и расторжения договоров перевозки пассажиров, предусмотренные статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, применяются к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 01.02.2020.
Статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 1).
В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежит возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Таким образом, статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность авиакомпании вернуть пассажиру провозную плату по договорам воздушной перевозки, независимо от того заключены ли они по "возвратному" или по "невозвратному" тарифу в случае: если пассажир отказывается от перевозки (при выполнении перевозчиком рейса); отмены перевозчиком рейса.
Во исполнение данных положений Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.07. 2020 N991 утвердило Положение "Об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" (далее - Положение), которое устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения (пункт 1).
Данным положением установлено, что оно применяется к договорам, подлежащим исполнению с 01.02.2020 по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18.03.2020 по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 01.05.2020.
В соответствии с пунктом 3 Положения в случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке: а) изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), типа воздушного судна). Изменение условий договора осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации; б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.
Согласно пунктам 4, 5, 6 Положения при отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1 Положения, перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика. Денежные средства, не использованные для оплаты услуг, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
По смыслу указанных положений, а также положений статьи 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, оно применяется ко всем правоотношениям, когда пассажир отказался от воздушной перевозки либо перевозчик в одностороннем порядке изменил условия договора или отменил рейс, и при этом договоры подпадают под даты заключения и исполнения, предусмотренные Положением.
Поскольку судами установлено, что истцом 12.01.2020 были приобретены авиабилеты у перевозчика с датами вылета после 18.03.2020, а именно 01.05.2020, то истец вправе требовать возврата денежных средств, не использованных для оплаты услуг по истечении 3-х лет с даты отправления рейса, указанного в билете либо зачесть сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.
Однако в процессе рассмотрения настоящего спора ответчик добровольно 02.08.2020 произвел возврат стоимости провозной платы 55 867 руб. истцу, тем самым приняв отказ истца о перевозки и подтвердив, что перевозка не состоится. Оснований для удержания суммы 7680 руб. не имелось (статьи 450- 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В этой связи, удержание ответчиком стоимости услуг по провозу багажа, при расторжении договора перевозки пассажира нельзя признать обоснованным. Исковые требования удовлетворены правомерно.
Между тем, вывод суда первой инстанции о том, что к оплате услуги за провоз багажа названное выше Положение не применяется, поскольку регулирует только вопросы перевозки пассажиров, суд кассационной инстанции признает ошибочным.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155 (ред. от 16.07.2014) "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации" закреплено, что денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами (далее - тариф) и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком (пункт 5).
В пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов (за исключением платы на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и платы на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира), на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, с предоставлением скидок детям в возрасте от двух до двенадцати лет, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N82 (зарегистрирован Минюстом России 27.09.2007, регистрационный N 10186), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 08.10.2008 N165 (зарегистрирован Минюстом России 24.12.2008, регистрационный N 12964), от 25.10.2010 N 231 (зарегистрирован Минюстом России 14.12.2010, регистрационный N 19174), от 02.04.2012 N88 (зарегистрирован Минюстом России 05.05.2012, регистрационный N 24083), от 30.04.2014 N114 (зарегистрирован Минюстом России 23.05.2014, регистрационный N 32421), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика (пункт 7 названных Правил).
Согласно пункту 8 названных Правил в багажный тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки багажа, не входящего в норму бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обработку багажа, не входящего в норму бесплатного провоза багажа, в аэропортах, иные расходы в соответствии с Общими правилами воздушных перевозок, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.
Таким образом, в состав провозной платы (пассажирский тариф), в том числе, включается плата за провоз багажа превышающая норму бесплатного провоза багажа.
Однако ошибочный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неверного судебного акта, в связи с чем, доводы кассационной жалобы следует отклонить.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 1 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 6 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга, от 25.12.2020, апелляционное определение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 01.06.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.