Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Кудряшова В.К, Корпачевой Е.С.
при секретаре Молчановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-22/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Соловьиная роща" о признании недействующим в части постановления Администрации Курской области от 27 августа 2018 года N 691-па "Об установлении значений коэффициентов вида разрешенного (функционального) использования земельных участков и значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена"
по апелляционным жалобам Администрации Курской области и комитета по управлению имуществом Курской области на решение Курского областного суда от 24 июня 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, объяснения представителя Администрации Курской области Олейникова П.С. и представителя комитета по управлению имуществом Курской области Ильиной Н.Ю, поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя общества с ограниченной ответственностью "Соловьиная роща" Самсонова А.А, возражавшего против доводов апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лазаревой Е.И, полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам
установила:
27 августа 2018 года Администрацией Курской области принято постановление N 691-па "Об установлении значений коэффициентов вида разрешенного (функционального) использования земельных участков и значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление N 691-па), которое опубликовано 28 августа 2018 года на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru, 31 августа 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также 4 сентября 2018 года в печатном издании "Курская правда" N 106.
Вышеуказанным постановлением установлены значения коэффициентов видов разрешенного (функционального) использования земельных участков, находящихся в собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска (Кви), в том числе установлен коэффициент для земельных участков с видом разрешенного использования "Размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них" в размере 0, 0618.
Общество с ограниченной ответственностью "Соловьиная роща" (далее- ООО "Соловьиная роща") обратилось в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия Постановления N 691-па в части установления значения коэффициента (Кви) для вида разрешенного использования земельного участка "Размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них", мотивируя свои требования тем, что указанный коэффициент (Кви) не является экономически обоснованным и противоречит принципам, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 582).
Решением Курского областного суда от 24 июня 2021 года административное исковое заявление удовлетворено. С Администрации Курской области в пользу административного истца взысканы судебные расходы в размере 24 500 руб.
В апелляционной жалобе Администрация Курской области просит решение суда отменить, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что законность установленных значений коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков подтверждается отчетом N. Проведенная по административному делу судебная экономическая экспертиза, а также указание эксперта на неверное определение факторов, существенно повлиявших на значение Кви, основаны на неверном толковании и понимании действующего законодательства, заключение эксперта носит поверхностный характер, выявленные недочеты повлияли на итоговое значение Кви.
В апелляционной жалобе комитет по управлению имуществом Курской области также просит решение суда от 24 июня 2021 года отменить, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что порядок определения Кви на законодательном уровне не определен, источников регламентирующих такой порядок не существуют. Выводы заключения судебной экономической экспертизы основаны на неверном толковании и понимании действующего законодательства.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой Курской области и обществом с ограниченной ответственностью "Соловьиная роща" представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного решения.
Выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статей 41, 48, 49 Устава Курской области, утвержденного Законом Курской области от 2 октября 2001 года N 67-ЗКО, Администрация Курской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Курской области, управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, издает в пределах своих полномочий в соответствии с федеральным законодательством и Уставом Курской области постановления и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории Курской области.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Администрации Курской области от 27 марта 2017 года N 249-па утвержден порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Курской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, согласно которому арендная плата за использование земельных участков определяется путем умножения ставки арендной платы на площадь земельного участка и рассчитывается по формуле: А = Ас x S, где: А - величина арендной платы, руб./кв. м, рассчитываемая за 12 месяцев; Ас - ставка арендной платы, руб./кв. м; S - площадь земельного участка, кв. м.
Ставка арендной платы устанавливается в расчете на год в рублях за единицу площади земельного участка и рассчитывается по формуле: Ас = УПКСЗ x Кви x Ка, где: УПКСЗ - удельный показатель кадастровой стоимости земли для данного вида использования, руб./кв. м определяется как кадастровая стоимость единицы площади 1 кв. м земель кадастрового квартала по виду разрешенного (функционального) использования земель; Кви - коэффициент вида разрешенного (функционального) использования земельных участков; Ка - коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 вышеназванного Порядка при определении размера арендной платы значения указанных выше коэффициентов устанавливаются Администрацией Курской области - для земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа "Город Курск".
С учетом приведенных выше норм федерального и регионального законодательства суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти Курской области, в установленной форме и в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением порядка его опубликования.
В пункте 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
В подтверждение экономической обоснованности оспариваемого коэффициента административным ответчиком представлен отчет "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ "О выполнении работ по определению экономически обоснованных коэффициентов, применяемых для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности или земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах г. Курска" (далее - Отчет N).
Между тем, из содержания данного Отчета следует, что при проведении расчетов коэффициентов (Кви) экспертом анализировались следующие параметры: уровень "безрисковой" ставки, величина земельного налога в разрезе ВРИ земельных участков; влияние фактора местоположения в разрезе ВРИ земельных участков.
В связи с возникшими сомнениями обоснованности установленной в Отчете N величины коэффициента вида разрешенного (функционального) использования земельных участков (Кви) для вида разрешенного использования земельного участка "Размещение гостиниц", судом назначена судебная экономическая экспертиза.
Согласно заключению судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ N, выполненной экспертом ФИО7 установленный в Отчете "данные изъяты" коэффициент вида разрешенного (функционального) использования земельных участков, находящихся в собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Курска (Кви), для вида разрешенного использования земельных участков "Размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них", не соответствует принципу экономической обоснованности, поскольку в отчете отсутствует анализ доходности земельных участков такого вида, как и анализ доходности самих организаций - гостиниц г. Курска.
Оценивая заключение судебной экономической экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к верному выводу, что оно является надлежащим доказательством по делу, выводы эксперта мотивированы, не допускают их неоднозначное толкование, ответы на поставленные судом вопросы ясны и понятны, в связи с этим сомнений в его обоснованности и правильности у суда не возникло.
Доказательств, ставящих под сомнение правильность заключения судебной оценочной экспертизы, лицами, участвующими в деле, суду представлено не было. Эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования и на основании этого исследования даны ответы на поставленные вопросы. Предусмотренных частью 1 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для назначения по делу дополнительной судебной экспертизы судебной коллегией не установлено.
Административным ответчиком вопреки требованиям части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено суду доказательств того, что оспариваемый коэффициент является экономически обоснованным.
Оценив в совокупности и взаимной связи имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия считает, что вывод суда о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части является правомерным и основанным на представленных в материалы дела доказательствах.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены в апелляционном порядке решения суда первой инстанции, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционных жалобах, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курского областного суда от 24 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Курской области и комитета по управлению имуществом Курской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.