Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Селиверстовой И.В, Щербаковой Н.В, при секретаре Жанабергеновой В.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4202021 по административному исковому заявлению Шепелевой Светланы Николаевны о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района, утвержденных решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 24 декабря 2020 года N 91, и возложении обязанности принять заменяющий нормативный акт, по апелляционной жалобе административного истца Шепелевой С.Н. на решение Ярославского областного суда от 25 июня 2021 года, которым административный иск оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Овсянкиной Н.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего, что постановленное по делу решение отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит, судебная коллегия
установила:
решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 24 декабря 2020 года N 91 утверждены Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района (далее также Правила).
Решение опубликовано в издании Ярославский агрокурьер N 66 от 26 декабря 2020 года.
Шепелева С.Н, являясь жителем деревни "адрес" обратилась в Ярославский областной суд с административном иском об оспаривании указанных Правил в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", к территориальной зоне ОД- 1(зона делового, коммерческого назначения), и возложении обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт путем отнесения указанного земельного участка к территориальной зоне Ж5 - зоне, предназначенной для ведения садоводства, личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, а прилегающего к нему земельного участка, используемого для прохода и проезда - к территориальной зоне транспортной инфраструктуры.
В обоснование требований административного иска Шепелева С.Н. указала, что земельный участок с кадастровым номером N, принадлежит на праве собственности ООО "Ярославская швейная фабрика". На данном земельном участке его владельцем осуществлена незаконная реконструкция существовавшего здания одноэтажного магазина в четырехэтажное здание производственного назначения. Незаконность реконструкции установлена судебными решениями.
Установление в Правилах землепользования и застройки Заволжского сельского поселения для данного земельного участка территориальной зоны ОД - 1 по сравнению с ранее установленной зоной, предполагающей жилищное строительство, предоставляет ООО "Ярославская швейная фабрика" возможность вопреки судебным решениям ввести в эксплуатацию данный самовольно реконструированный объект, что противоречит пункту 7 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в нарушение статьей 31 и 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения в оспариваемой их части не были предметом общественных обсуждений.
Административным истцом также приведены также доводы о том, что к земельному участку с кадастровым номером N прилегает земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, использующийся для проезда и прохода неопределенным кругом лиц. В проекте Правил, размещенных для общественного обсуждения, данный земельный участок был отнесен к зоне Т (транспортной инфраструктуры). Однако, в утвержденных Правилах землепользования и застройки Заволжского сельского поселения данная территория отнесена к зоне Ж5 - зоне, предназначенной для ведения садоводства, личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов. Административный истец полагает, что в части установления данной территориальной зоны для земельного участка, примыкающего к земельному участку с кадастровым номером N, административным ответчиком также нарушена процедура общественных обсуждений.
Решением Ярославского областного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановленным по делу решением административный истец подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу решения.
В обоснование доводов жалобы указано, что установленные судом первой инстанции юридически значимые обстоятельства не доказаны, в решении содержатся противоречивые выводы, касающиеся самовольной постройки объекта. Со ссылкой на решения судов общей юрисдикции и Арбитражного суда Ярославской области Шепелева С.Н. указывает на доказанность факта возведения именно самовольной постройки, узаконение которой путем изменения территориальной зоны Правил землепользования и застройки, по мнению административного истца недопустимо.
По мнению подателя жалобы судом неверно были определены обстоятельства, имеющие значение для дела: не дана оценка фактам, свидетельствующим об отсутствии информации на электронной странице общественных обсуждений о вынесенном предложении ООО "Ярославская швейная фабрика" об изменении территориальной зоны, в отношении земельного участка с кадастровым номером N, об отсутствии информации об изменении зоны с Ж-5 на ОД-1, о нарушении положений статьи 33 ГрК РФ.
Просила об отмене состоявшегося по делу решения и вынесении нового об удовлетворении заявленных требований.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов участвующим в деле прокурором и представителем муниципального совета Ярославского муниципального района Ярославской области поданы возражения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о дате и месте слушания по делу извещены своевременно и надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил землепользования и застройки сельского поселения, которые являются документом градостроительного зонирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения соответствующего муниципального района. Правила землепользования и застройки сельского поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления муниципального района.
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
С учетом названных норм суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением правил официального опубликования.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры проведения общественных обсуждений не нашли своего подтверждения материалами дела.
Процедура проведения общественных обсуждений урегулирована статьями 5.1 и 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Порядком организации и проведения общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории Ярославского муниципального района Ярославской области, утвержденным решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 27 февраля 2020 года N 4.
Материалами дела подтверждено, что оповещение о начале общественных обсуждений было размещено как на официальном сайте администрации муниципального района в сети Интернет, так и в официальном печатном издании муниципального района, а также на информационных стендах на территории района.
Проект Правил землепользования и застройки опубликован в сети Интернет для ознакомления с ним всеми заинтересованными субъектами градостроительной деятельности, дополнительно экспозиция проекта размещена в управлении архитектуры и градостроительства администрации Ярославского муниципального района. Сведения о месте нахождения управления и времени работы экспозиции для всеобщего сведения, сроки и порядок принесения предложений по проекту заинтересованными лицами также опубликованы. Срок оповещения о начале общественных обсуждений соблюден.
По результатам общественных обсуждений, составлены протокол, заключение, перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений. Период проведения общественных обсуждений соблюден.
Действительно, в проекте Правил землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером N был отнесен к территориальной зоне Ж5 - зоне, предназначенной для ведения садоводства, личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов.
Вместе с тем, в период проведения общественных обсуждений в Комиссию по подготовке проекта Правил поступило заявление ООО "Ярославская швейная фабрика" с просьбой об установлении территориальной зоны ОД-1 в отношении земельного участка с кадастровым номером N к обращению приложены правоподтверждающие документы ООО "Ярославская швейная фабрика" на земельный участок.
Поступление этого предложения в период общественных обсуждений, а также рекомендация организатора публичных слушаний о необходимости учета данного предложения в проекте нашли свое отражение в протоколе общественных обсуждений, а также в заключении по результатам общественных обсуждений. Сведения относительно ООО "Ярославская швейная фабрика", как об участнике общественных обсуждений, в соответствующем перечне имеются.
Таким образом, установленные статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила внесения предложений участником общественных обсуждений по проекту Правил, их учету организатором обсуждений, фиксации в соответствующих документах, составляемых в рамках данной процедуры, соблюдены.
Поскольку ни положения Градостроительного кодекса Российской Федерации ни Регламент, ни решение Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 27 февраля 2020 года N 4 не предусматривают обязанности повторного вынесения на публичные слушания (общественные обсуждения) проекта нормативного акта, уже являвшегося предметом обсуждения, и прошедшего необходимые согласования, постольку суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что процедура проведения общественных обсуждений была соблюдена.
Как следует из статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Данный подход конкретизирован в части 1 статьи 34 ГрК РФ, согласно которому границы территориальных зон устанавливаются с учетом как функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, так и сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Из материалов дела следует, что оспариваемыми административным истцом Правилами землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером N установлена зона ОД-1 - зона делового и коммерческого назначения, что не противоречит Генеральному плану Заволжского сельского поселения, согласно которому земельный участок с кадастровым номером N входит в границы населенного пункта деревня Мостец, функциональные зоны в границах данного населенного пункта органом местного самоуправления в соответствии со статьей 6 Закона Ярославской области "О градостроительной деятельности на территории Ярославской области" не установлены.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что установление территориальной зоны ОД-1 - зоны делового и коммерческого назначения в границах населенного пункта требованиям статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации соответствует.
Проверяя соответствие установленного зонирования существующему землепользованию, суд первой инстанции установил, что по состоянию на 2005 год земельный участок с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - для размещения объектов розничной торговли, по документу: для размещения и эксплуатации магазина был занят зданием магазина, которое впоследствии было реконструировано ООО "Ярославская швейная фабрика", следовательно, определением для данного земельного участка территориальной зоны ОД - 1, одним из видов разрешенного использования в границах которой является в том числе размещение объектов торговли, сложившееся землепользование также не противоречит.
Вопреки доводам апелляционной жалобы обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются в полной мере с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ярославского областного суда от 25 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шепелевой Светланы Николаевны без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.