Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е. В, судей Васильевой Т. И, Кольцюка В. М, при секретаре Борковской А. Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-481/2021 по апелляционной жалобе ФИО9 В.Н. на решение Ярославского областного суда от 7 июля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявление ФИО9 В.Н. об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки.
Заслушав доклад судьи Кольцюка В. М, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО9 В. Н. обратился в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N, местоположением по адресу: "адрес". На дату приобретения - 28 августа 2013 года, земельный участок имел вид разрешенного использования: "для обслуживания комплекса нежилых зданий".
На 1 января 2011 года кадастровая стоимость земельного участка составляла "данные изъяты" рублей, а на 1 января 2012 года - "данные изъяты" рублей.
Административным истцом в октябре 2015 года осуществлен перевод находящихся на земельном участке нежилых зданий в жилые.
15 декабря 2015 года административный истец обратился к главе муниципального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка на "индивидуальное жилищное строительство" и внесении изменений в Схему градостроительного зонирования д. Лапино.
27 апреля 2016 года на основании заявления ФИО9 В. Н. было принято решение о внесении изменений в Схему градостроительного зонирования д. Лапино, территориальная зона ОД-2 (зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения), в которой был расположен земельный участок административного истца, изменена на зону Ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Административному истцу было сообщено, что изменения в Схему градостроительного зонирования д. Лапино будут внесены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, путем проведения публичных слушаний.
Однако, информация об изменении вида разрешенного использования земельного участка в порядке межведомственного информационного взаимодействия в Федеральную кадастровую палату не поступила, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2017 года не изменилась и осталась в прежнем размере - "данные изъяты" рублей.
Только 1 ноября 2018 года на основании заявления ФИО9 В. Н. в Единый государственный реестр недвижимости были внесены соответствующие сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N.
Полагая, что кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2017 года и на 1 января 2018 года определена на основании недостоверных сведений о его виде разрешенного использования, с учетом уточнения административных исковых требований административный истец просил суд установить факт ошибки в записи Росреестра Ярославской области в части указания с 27 апреля 2016 года вида разрешенного использования земельного участка "для обслуживания комплекса нежилых зданий"; изменить в документах Росреестра Ярославской области дату изменения вида разрешенного использования земельного участка на "для индивидуального жилищного строительства"; установить факт технической ошибки в документах Росреестра Ярославской области о кадастровой стоимости земельного участка в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 27 апреля 2016 года в размере "данные изъяты" рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков под жилую застройку.
Решением Ярославского областного суда от 7 июля 2021 года ФИО9 В. Н. восстановлен срок для оспаривания результатов государственной кадастровой оценки объекта недвижимости; в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО9 В. Н. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении административных исковых требований, приняв по делу новое решение, которым удовлетворить его требования в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что обращаясь 15 декабря 2015 года к главе муниципального района с заявлением о внесении изменений в Схему градостроительного зонирования д. Лапино, он желал именно изменения вида разрешенного использования земельного участка на "для индивидуального жилищного строительства", поскольку на нем расположены жилые здания. В Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2017 года и по состоянию на 1 января 2018 года указаны ошибочные данные о виде разрешенного использования земельного участка - "для обслуживания комплекса нежилых зданий", в связи с чем при расчете кадастровой стоимости объекта недвижимости применен другой удельный коэффициент и кадастровая стоимость земельного участка ошибочно указана в размере "данные изъяты" рублей, вместо правильного размера - "данные изъяты" рублей.
Участвующие в деле лица о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Представителями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области представлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, об отложении дела не ходатайствовали.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, явка которых судом обязательной не признавалась.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
С заявлением об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки ФИО9 В. Н. обратился в суд 2 июня 2021 года. Оспариваемые административным истцом результаты государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером N утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года N702-П и внесены в Единый государственный реестр недвижимости 14 января 2012 года, из чего следует, что срок оспаривания результатов государственной кадастровой оценки пропущен.
Суд установилналичие у административного истца заинтересованности в оспаривании данной кадастровой стоимости за пределами пятилетнего срока с момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости и после внесения в реестр результатов очередной государственной кадастровой оценки и восстановил ему срок оспаривания результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года N702-П.
В данной части решение суда не оспаривается.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 1 января 2012 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N рассчитана в размере "данные изъяты" рублей с учетом сведений о виде его разрешенного использования - "для обслуживания комплекса нежилых зданий", которые на дату оценки являлись достоверными и административным истцом не оспариваются.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Поскольку оспариваемая в настоящем деле кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в настоящем административном деле судом правомерно применены положения Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, абзацем 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 3 Закона об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Из имеющихся в деле пояснений представителя Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области следует, что 16 декабря 2015 года в администрацию поступило заявление ФИО9 В. Н. о снесении изменений в Схему градостроительного зонирования д. Лапино и установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером N зоны усадебной застройки. 27 апреля 2016 года Думой Некрасовского муниципального района было принято решение N152 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Некрасовское Некрасовского муниципального района" в соответствии с которым Схема градостроительного зонирования д. Лапино была изложена в новой редакции, в отношении земельного участка ФИО9 В. Н. установлена зона усадебной жилой застройки. 14 июля 2016 года документ о внесении изменений Правил землепользования был загружен в Федеральную государственную информационную систему территориального планирования.
Таким образом, вопреки утверждениям административного истца, его обращение в 2015 году в Администрацию Некрасовского муниципального района не было связано и изменением вида разрешенного использования земельного участка. С заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N с вида "для обслуживания комплекса нежилых зданий" на вид "для индивидуального жилищного строительства" ФИО9 В. Н. обратился в орган государственного кадастрового учета только 31 октября 2018 года. Такое изменение органом государственного кадастрового учета осуществлено 1 ноября 2018 года; в соответствии с приведенными положениями Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена с учетом сведений об изменении его вида разрешенного использования в размере N рублей.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что его заявление о внесении изменений в Схему градостроительного зонирования Правил застройки и изменение территориальной зоны следует расценивать как заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка, и что изменение территориальной зоны само по себе влечет изменение вида разрешенного использования земельного участка является заблуждением и противоречит законодательству.
Пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.
В соответствие с частями 3 и 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вид разрешенного использования земельного участка отнесен к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества. Дополнительные сведения об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке (если это не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости) (пункт 2 статьи 13 Закона).
Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ, при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав на государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Как верно указано судом первой инстанции, поскольку на территории Некрасовского сельского поселения Ярославской области действуют Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Муниципального Совета сельского поселения Некрасовское 17 декабря 2009 года N20, именно ФИО9 В. Н, являясь собственником земельного участка, вправе выбрать один из видов его разрешенного использования, определенного в Правилах, о чем сообщить в орган государственной регистрации недвижимости, что и было сделано им 31 октября 2018 года. Основания для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N до обращения в Росреестр собственника земельного участка отсутствовали.
Материалы административного дела доказательства наличия недостоверности сведений об объекте оценки не содержат, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении административного искового заявления Безрукова В. Н.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом проверки судом первой инстанции и сводятся по существу к несогласию с вынесенным судебным актом.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского областного суда от 7 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО9 В.Н. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.