Председатель Кассационного военного суда Красько А.А., изучив жалобу Кокина А.А. на решение судьи Балтийского флотского военного суда от 26 августа 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении военнослужащего войсковой части "данные изъяты" "звание" Кокина Александра Александровича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калининградского гарнизонного военного суда от 12 июля 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, в отношении Кокина А.А. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Балтийского флотского военного суда от 26 августа 2021 года вышеуказанное постановление судьи гарнизонного военного суда отменено, и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
В жалобе, поданной в Кассационный военный суд в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, Кокин просит отменить решение судьи второй инстанции и направить дело на новое рассмотрение в Балтийский флотский военный суд.
В обоснование этого заявитель, ссылаясь на положения статьи 26.2 КоАП РФ, указывает на то, что судья второй инстанции ошибочно указал на обязанность судьи, рассматривающего дело, доказывать обстоятельства, приведенные в статье 26.1 названного Кодекса, в связи с чем пришел к неверному выводу о нарушении судьей гарнизонного военного суда требований процессуального законодательства.
Выводы судьи Балтийского флотского военного суда о том, что согласие с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения исключает направление лица на медицинское освидетельствование, а подписание им протокола об отстранении от управления транспортным средством свидетельствует о признании наличия у него признаков опьянения, являются несостоятельными.
Учитывая результаты освидетельствования, приближенные к допустимому показателю (0, 197 мг/л), а также показания свидетеля ФИО, заявитель считает, что у него отсутствовали признаки опьянения. По результатам медицинского освидетельствования, проведенного Кокиным самостоятельно после необоснованно отказа в этом сотрудника полиции, состояние опьянения у него не установлено.
Производя запись о согласии с результатами освидетельствования, заявитель полагал, что тем самым подтверждает и не оспаривает сам факт проведения названной процедуры, наличие понятых и те показатели, которые были установлены при помощи технического средства измерения. С тем, что он находится в состоянии алкогольного опьянения, заявитель не соглашался. О возможности прохождения медицинского освидетельствования ему доведено не было.
По мнению заявителя, он выразил несогласие с результатами освидетельствования своевременно, до и в момент оформления в отношении него протокола об административном правонарушении. При этом требование о проведении медицинского освидетельствования он выразил в соответствующей графе названного документа. В связи с этим, по мнению Кокина, инспектор ДПС обязан был направить его на медицинское освидетельствование.
Изучив представленные материалы дела и доводы жалобы, считаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
В силу пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
В соответствии с частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ административным правонарушением признается управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее - Правила).
Как усматривается из постановления судьи гарнизонного военного суда, основанием прекращения производства по делу послужило то обстоятельство, что Кокин в протоколе об административном правонарушении выразил требование о направлении на медицинское освидетельствование, что, по мнению судьи, свидетельствует о его несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, проведенного сотрудником полиции. В связи с этим должностное лицо обязано было направить заявителя в медицинское учреждение для прохождения названной процедуры, однако этого не сделало. При этом по результатам медицинского освидетельствования, пройденного Кокиным самостоятельно, у него не установлено состояние опьянения. Указанное свидетельствует о наличии неустранимых сомнений в виновности заявителя.
Отменяя названное постановление, судья Балтийского флотского военного суда, сославшись на часть 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ и пункт 10 Правил, пришел к выводу об отсутствии оснований для направления Кокина на медицинское освидетельствование, поскольку он согласился с результатами освидетельствования, проведенного сотрудниками полиции, что подтвердил собственноручной записью в соответствующем акте. Несогласие с результатами освидетельствования Кокин выразил лишь при оформлении в отношении него протокола об административном правонарушении. В связи с этим, по мнению судьи второй инстанции, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судьей Калининградского гарнизонного военного суда не соблюдены требования статей 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ, а выводы о невиновности Кокина преждевременны и сделаны без учета всех фактических обстоятельств по настоящему делу.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судья Балтийского флотского военного суда сделал вывод о том, что судьей гарнизонного военного суда при рассмотрении дела допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем вынес решение об отмене данного постановления судьи и направлении дела на новое рассмотрение.
Из содержания акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (л.д. 12) следует, что Кокин согласился с результатами названной процедуры (концентрация абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе составила 0, 197 мг/л), о чем им собственноручно проставлена соответствующая запись.
Нормы раздела III Правил, в частности пункт 10, воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, к которым относятся: отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; несогласие с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; наличие достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Исходя из содержания названных положений, следует, что возможность выразить свое отношение к результатам такого освидетельствования ограничена оформлением соответствующего акта, содержащего специальную строку с вариантами, которые лицо вправе выбрать (согласен/не согласен).
Учитывая, что протокол об административном происшествии является документом, в котором формулируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, указание в нем о несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не является обстоятельством, влекущим обязательное направление такого лица на медицинское освидетельствование.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, не усматриваю оснований для несогласия с выводами, изложенными в обжалуемом судебном акте.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.10.2013 N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
В рассматриваемом случае у судьи Балтийского флотского военного суда имелись основания для отмены вынесенного постановления и возвращения дела на новое рассмотрение.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Доводы Кокина, приведенные в поданной в Кассационный военный суд жалобе, подлежат тщательной проверке и оценке судом при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, постановил:
решение судьи Балтийского флотского военного суда от 26 августа 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, в отношении военнослужащего войсковой части "данные изъяты" "звание" Кокина Александра Александровича, оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Председатель Кассационного
военного суда А.А. Красько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.