Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2021 года, которым отменено решение Советского районного суда г. Краснодара от 14 октября 2020 года по административному иску Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" (далее - молодежное движение) обратилось в Советский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просило признать бездействие министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (далее - министерство) в осуществлении взаимодействия с организатором добровольческой деятельности по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия "Военный Заем 1942 - 1945" с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства, по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков незаконным.
В обоснование требований молодежное движение указало, что в целях исполнения пунктов 24 и 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций молодежное движение направило в адрес министерства обращение об определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий, указанных в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом Российской Федерации от 16 января 2019 года N Пр-38ГС) и предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы". В связи с тем, что ответ административного ответчика не содержит информации о сроках и формах межсекторного взаимодействия по постинтернальному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства, по проведению профориентационных мероприятий, направленных на формирование у детей профессиональных навыков, считает, что административным ответчиком допущено бездействие, нарушающее их права и законные интересы.
Решением Советского районного суда г. Краснодара от 14 октября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что рассмотрение обращения не входило в компетенцию министерства, при этом административному истцу был направлен ответ в срок, предусмотренный законодательством для рассмотрения обращений.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2021 года решение Советского районного суда г. Краснодара от 14 октября 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск удовлетворен. Признано незаконным, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца бездействие министерства в осуществлении взаимодействия с организатором добровольческой деятельности (административным истцом) по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия "Военный Заём 1942 - 1945" с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства, по проведению профоориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков. На министерство возложена обязанность повторно рассмотреть заявление молодежного движения от 8 сентября 2019 года N 1042 с принятием решения, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 27 июля 2021 года, министерство ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2021 года и оставлении в силе решения суда первой инстанции. Указывает, что в суде первой инстанции молодежным движением не было заявлено о применении норм постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425, которым утверждены общие требования к порядку взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями. Ссылается на то, что судом апелляционной инстанции не принят во внимание факт того, что в обращении от 8 сентября 2019 года N 1042 на 3 и 4 страницах административный истец сам акцентирует внимание на том, что его обращение должно быть рассмотрено в соответствии с положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ). Полагает, что судом первой инстанции были правильно применены нормы материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу молодежное движение выражает несогласие с доводами жалобы.
Определением судьи от 24 августа 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, в отзыве на кассационную жалобу просили о рассмотрении административного дела в их отсутствие. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав представителя министерства Позднякова Е.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера при рассмотрении настоящего дела допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как следует из материалов дела, 16 сентября 2019 года административный истец направил в адрес министерства обращение об определении форм и сроков взаимодействия с подведомственными учреждениями в реализации мероприятий, указанных в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом Российской Федерации от 16 января 2019 года N Пр-38ГС) и предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы".
Согласно тексту обращения молодежное движение просит определить формы и сроки взаимодействия с подведомственными учреждениями в проведении бесплатных уроков финансовой грамотности в форме интерактивной игры (л. д. 4 - 8).
Из содержания письма министерства от 14 октября 2019 года следует, что разрешение вопросов, поставленных в обращении, не относится к компетенции министерства. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Вместе с тем в представленной информации и соглашении не определены стороны и условия договора. По тексту письма и соглашения не определен тип образовательной организации и возрастной ценз участников игры, процедура регистрации, которая включает в себя распространение персональных данных обучающихся в сети Интернет без выполнения требований законодательства о персональных данных.
В силу части 10 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Согласно части 1 статьи 28 Закона N 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с данным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации (часть 2, 3 статьи 28 Закона N 273-ФЗ).
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что заявление молодежного движения, направленное в адрес министерства, фактически представляет собой предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности. Оно подлежало рассмотрению в порядке и сроки, регламентированные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425, приказом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 23 января 2020 года N 230.
Вместе с тем, исследуя представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что разрешение вопросов, поставленных в обращении моложеного движения, не относится к компетенции министерства, и на это правомерно указано административным ответчиком.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах административного дела нормах материального права, подлежащих применению.
Так, Законом N 59-ФЗ регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (часть 1 статьи 1 Закона N 59-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 1 ЗаконаN 59-ФЗ установленный названным Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Также установленный названным Законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (часть 4 статьи 1 Закона N 59-ФЗ).
На основании части 1 статьи 8 Закона N 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 данного Закона (часть 3).
Таким образом, поскольку рассмотрение обращения не входило в компетенцию министерства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административный ответчик не уклонялся от исполнения возложенных на него обязанностей, что свидетельствует об отсутствии бездействия с его стороны. Также судом верно принято во внимание, что в тексте обращения административного истца отсутствует просьба об определении форм и сроков взаимодействия по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия "Военный Заем 1942 - 1945" с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства, по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.
С учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к убеждению, что суд апелляционной инстанции сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, что привело к принятию неправильного судебного акта, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2021 года надлежит отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2021 года отменить, решение Советского районного суда г. Краснодара от 14 октября 2020 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 5 октября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.