Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании материалы кассационной жалобы представителя Филлиповой Л.Н. по доверенности Нагорной Е.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 30 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Филипповой Л.Н. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании распоряжения.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав представителя Филлиповой Л.Н, по доверенности Нагорной Е.В, прокурора Капитан-Дубровскую Е.Н, судебная коллегия
установила:
Филиппова Л.Н. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просила признать незаконным распоряжение Департамента N1982-РДЗ от 26 марта 2020 года "Об отмене Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 17 декабря 2019 года N12816-РДЗ".
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 2 декабря 2020 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 30 апреля 2021 года решение от 2 декабря 2020 года отменено, принято новое решение, которым отказано в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 июля 2021 года, представитель административного истца просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. Судом допущено нарушение норм материального и процессуального права; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи от 27 августа 2021 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанций не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 17 декабря 2019 года по результатам рассмотрения заявления Филипповой Л.Н. на основании решения Орлиновского сельского Совета N от 25 апреля 2008 года, ст. 12 Закона "адрес" N-ЗС от 25 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории "адрес"" (далее Закон N-ЗС), Департаментом издано распоряжение N-РДЗ (л.д. 151) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в "адрес"А, площадью 2500 кв.м, кадастровый квартал, 91:01:043002. Названный земельный участок отнесен к категории земель "земли населенных пунктов", определен вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" (код 2.1).
22 января 2020 года на вышеуказанное распоряжение N-РДЗ от 17 декабря 2019 года заместителем прокурора "адрес" Емельяновым И.В. принесен протест N, в котором последний, указывая на истечение срока действия решения N от 25 апреля 2008 года, а также расположение испрашиваемого земельного участка во 2 поясе санитарной охранной зоны Чернореченского водохранилища, в зоне природно-заповедного фонда и охранной зоне инженерных коммуникаций, ППТ и ПМТ "Газификация сел Байдарской долины и ЮБК", требовал его отменить.
По результатам рассмотрения названного протеста 26 марта 2020 года Департаментом издано оспариваемое распоряжение N-РДЗ об отмене ранее изданного распоряжения N-РДЗ от 17 декабря 2020 года.
Полагая, что распоряжение N-РДЗ от 26 марта 2020 года нарушает ее права, Филиппова Л.Н. обратилась с административным иском в суд.
Установив изложенное, разрешая спор и удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что указанное распоряжение было реализовано истцом на основании предоставленного ему пунктом 6 оспариваемого распоряжения права обратиться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, принятие отмененного распоряжения породило соответствующие права и обязанности у заинтересованного круга лиц и они не могут считаться отмененными автоматически через значительный промежуток времени, оно принято за пределами полномочий, которые не позволяют государственному органу отменять ненормативные правовые акты, на основании которых уже возникли гражданско-правовые отношения, а доказательств того, что испрашиваемый истцом земельный участок находится в соответствии с Генеральным планом города Севастополя в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы и др.), 2-м поясе санитарной охранной зоны Чернореченского водохранилища, зоне природно-заповедного фонда и охранной зоне инженерных коммуникаций ППТ и ПМТ "Газификация сел Байдарской долины, село Передовое", административным ответчиком не представлено, при этом на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возложена обязанность доказывания законности оспариваемого решения.
Не согласившись с данным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал следующее.
Так, в силу частей 1.1, 1.2 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N6-ФКЗ от 21.03.2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
До 31 декабря 2020 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно части 1 статьи 1 Закона города Севастополя N 46-ЗС от 25.07.2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее Закон N 46-ЗС) настоящим законом установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
Частями 1, 5, 6 статьи 12 Закона N 46-ЗС предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года согласно определенному Правительством Севастополя порядку.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей является: нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов; несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя. В свою очередь, Постановлением Правительства Севастополя N25-ПП от 01 февраля 2016 года утвержден "Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству" (далее Порядок).
В силу пункта 3 вышеназванного Порядка, земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления внесены в государственный кадастр недвижимости.
Пунктами 9, 10 Порядка предусмотрено, что уполномоченный орган вправе направлять запросы в иные исполнительные органы государственной власти города Севастополя и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации государственной и муниципальной формы собственности с целью получения информации об объектах, в том числе инженерной инфраструктуры, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
При наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае, если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждении схемы.
Согласно решения Орлиновского сельского Совета N от 25 апреля 2008 года Филипповой Л.Н. утверждены материалы предварительного согласования места расположения и назначения земельного участка ориентировочной площадью 0, 25 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в "адрес"А (п. 1 решения), дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу названного земельного участка (п. 2 решения). Пунктом 3.1 названного решения на Филиппову Л.Н. возложена обязанность в срок до 25.04.2009 года через соответствующую землеустроительную организацию обеспечить выполнение работ по разработке проекта землеустройства по отводу испрашиваемого земельного участка, согласовать его в установленном законом порядке и представить на рассмотрение его в установленном законом порядке и представить на рассмотрение депутатской комиссии по земельным ресурсам и экологии Орлиновского сельского совета. В случае неисполнения требований п. 3.1 настоящего решения в указанный срок, решение утрачивает силу, а земельный участок переходит в земли запаса Орлиновского сельского совета (п. 4 решения).
Как следует из проекта землеустройства земельного участка NА по "адрес" в "адрес", он был представлен в совет по истечении срока, установленного п. 3.1 решения Орлиновского сельского Совета N от 25 апреля 2008 года - 30 ноября 2009 года, то есть утратил силу.
В соответствии с ответом Севреестра N от 29 апреля 2021 года на запрос Севастопольского городского суда в архиве Главного управления Госземагентства Украины в городе Севастополе, осуществлявшего регистрацию права не земельные участки до 31 декабря 2012 года, отсутствует проект землеустройства по отводу земельного участка NА по "адрес" в "адрес", разработанного по заказу Филипповой Л.Н.
Ссылаясь на изложенное, суд апелляционной инстанции указал, поскольку доказательств продления срока действия решения Орлиновского сельского Совета N от 25 апреля 2008 года не представлено, как и выполнения требований п. 3.1 решения, оно утратило силу 25 апреля 2009 года и, исходя из положений пункта 1 статьи 12 Закона N-ЗС, не могло служить основанием для завершения оформления права на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, и, соответственно, основанием для утверждения схемы.
Поскольку на момент издания Департаментом распоряжения N- РДЗ от 17 декабря 2019 года решение Орлиновского сельского Совета N от 25 апреля 2008 года утратило свою силу, Департаментом обоснованно 26 марта 2020 года по результатам рассмотрения протеста заместителя прокурора "адрес" вынесено распоряжение N-РДЗ об его отмене.
По указанным основаниям отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционный инстанции принимая новое решение, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Судебная коллегия кассационной инстанции находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой соглашается судебная коллегия.
Нарушений норм материального права, которые повлияли на исход дела не допущено, доводы кассационной жалобы выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение Севастопольского городского суда от 30 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 сентября 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.