Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Карасовой Н.Х.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хамзаева А.Д. на решение Кировского районного суда города Астрахани от 2 февраля 2021 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 21 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Хамзаева А.Д. к Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области, УФСИН России по Астраханской области об оспаривании действий, и присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Хамзаев А.Д. обратился в Кировский районный суд города Астрахани с административным исковым требованием к Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области, УФСИН России по Астраханской области об оспаривании действий, и присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере 1 000 000 рублей..
Решением Кировского районного суда города Астрахани от 2 февраля 2021 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 21 апреля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 1 сентября 2021 года административный истец просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 9 сентября 2021 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1 статьи 227.1 КАС РФ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"), содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно статьей 15 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей; лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.
В силу статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно статье 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Хамзаев А.Д. был осужден 2 июня 2020 года приговором Ленинского районного суда города Астрахани по пунктам "а, б" части 3 статьи 131, пункта "а" части 3 статьи 131, части 3 статьи 69 УК РФ к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. С 15 октября 2019 года по 6 сентября 2020 года Хамзаев А.Д. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области в камерных помещениях N. Полагает, что ненадлежащие условия его содержания под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области в камерных помещениях является унижением человеческого достоинства и бесчеловечным обращением.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доводы административного истца приведенные в обоснование административного искового заявления, объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли. Следовательно, у суда не имеется оснований для удовлетворения административного иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом районного суда и указал, что материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы осуществляется в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации; Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, межведомственными и ведомственными нормативными актами; Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" и Правилами 52.13330. СП 118.13330, СП 54.13330, СП 55.13330, СП 42.13330, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076, СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278, СанПиН 2.1.3.2630, СП 59.133. Данные требования закона в камерных помещениях N, соблюдены.
Как следует из материалов дела, на одного подозреваемого приходится 4, 17 кв.м. Освещение во всех камерных помещениях осуществляется при помощи светодиодных ламп, в количестве трех плафонов в каждой камере (два светильника дневного освещения и один - ночного, что обеспечивает достаточное освещение, что не противоречит Федеральному закону от 15 июля 1995 года N Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Нормы СП 3.5..1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности, в указанных камерных помещениях соблюдены.
Организация питания подозреваемых, обвиняемых, осужденных осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД Российской Федерации и пограничных органах ФСБ, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД Российской Федерации на мирное время", приказа Минюста России от 17 сентября 2018 года N "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний на мирное время", приказа ФСИН России от 2 сентября 2016 года N "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", инструкции "По организации питания осужденных, содержащихся исправительных-трудовых учреждениях, и лиц находящихся в следственных изоляторах, лечебно-воспитательных и воспитательно- трудовых профилакториях" от 6 ноября 1988 года, а также на основании приказа за подписью начальника учреждения о постановке спецконтингента на довольствие по нормам питания, еженедельных меню-раскладок и журнала замен.
Кроме того, как следует из материалов дела в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по "адрес" организовано трехразовое питание: завтрак, обед и ужин. Пищеблок данного учреждения оснащен инвентарем, оборудованием продовольственной службы, холодильным оборудованием и несоизмерительными приборами, согласно приказу ФСИН России от 4 июля 2018 года N "Об утверждении норм и порядка обеспечения учреждений уголовно-исполнительной системы техникой, продукцией общехозяйственного назначения и имуществом продовольственной службы в полном объеме.
Также, из материалов дела усматривается, что за весь период наблюдения в УФК СИЗО-1 УФСИН России по "адрес" случаев неоказания медицинской помощи Хамзаеву А.Д. допущено не было.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Оснований не соглашаться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Указанные доводы кассационной жалобы о том, что административным ответчиком не оспорено отсутствие горячей воды, душа раз в неделю, покрытие крышей прогулочного двора, прогулок продолжительностью не более 60 минут в день, подлежат отклонению, поскольку данные обстоятельства рассматривались обеими судебными инстанциями, и им дана правовая оценка.
Иные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, повторяют позицию заявителя, изложенную в апелляционной жалобе, которая нашла подробную оценку в апелляционном определении, с которой судебная коллегия согласна.
Судебная коллегия кассационного суда находит выводы, изложенные в судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Астрахани от 2 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 октября 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Карасова Н.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.