Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Карасовой Н.Х.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Лунина В.В. - Калининой А.И. на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 3 ноября 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России N 19 по городу Москва к Лунину В.В. о взыскании задолженности по уплате налога и пени.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав объяснения представителя административного ответчика - Калинину А.И, судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по городу Москва обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лунину В.В, в котором просит взыскать с последнего задолженность за 2017 год по налогам в суммарном размере 497 513 рублей и пени в размере 45 597 рублей 06 копеек, из них: 13 537 рублей за имущество с кадастровым номером N; 326 393 рубля на имущество с кадастровым номером N; 23 965 рублей за имущество с кадастровым номером N; 332 рубля за имущество с кадастровым номером N; 33 776 рублей за имущество с кадастровым номером N;; 33 633 рубля за имущество с кадастровым номером N; 48 252 рубля за имущество с кадастровым номером N; 17 625 рублей - транспортный налог (пеня в размере 1 615 рублей 33 копеек). Требования мотивированы тем, что Лунин В.В. своевременно не выполнил установленную законом обязанность по уплате налогов.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 3 ноября 2020 года указанный административный иск удовлетворен частично, с Лунина В.В. взыскана задолженность по оплате налога на имущество физических лиц в размере 479 рублей 88 копеек и пени в размере 45 597 рублей 06 копеек. Отказано в удовлетворении требований, заявленных в административном иске о взыскании задолженности с административного ответчика по оплате транспортного налога.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 апреля 2021 года решение суда от 3 ноября 2020 года изменено в части размера взыскания задолженности по уплате налога на имущество физических лиц и пени. Взыскана с Лунина В.В. задолженность по уплате налога с физических лиц за 2017 год, в следующих размерах:
-налог на строения с кадастровыми номерами N, N, расположенные в Туапсинском районе, в размере 169 965 рублей и пени в размере 15 578 рублей 05 копеек;
-налог на жилой дом с кадастровым номером N и строение с кадастровым номером N, расположенные в городе Красногорске, в размере 24 297 рублей и пени в размере 2 220 рублей 92 копейки;
-налог на нежилые помещения с кадастровыми номерами N;; N; N, расположенные в городе Красногорске, в размере 115 661 рубля и пени в размере 10 600 рулей 37 копеек.
Данные налоги подлежат оплате в местные бюджеты по месту нахождения объектов налогообложения в соответствии с реквизитами, указанными в платежных поручениях, являющихся приложением к налоговому уведомлению N от ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 3 ноября 2020 года оставить без изменения.
В кассационной жалобе, представитель административного истца просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи от 6 сентября 2021 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена соответствующая обязанность.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из материалов дела, Лунин В.В. является собственником транспортных средств: на основании свидетельства о регистрации транспортного средства (наземный транспорт), (VIN) N N от ДД.ММ.ГГГГ "ТОЙОТА ЛЕНД КРУИЗЕР 200" (автомобиль легковой), регистрационный знак N, мощность двигателя 235 лошадиных сил. Сумма транспортного налога на данный автомобиль составляет 235 лошадиных сил х 75 рублей (ставка налога) х 12/12 (коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство зарегистрировано на налоговый период к числу календарных месяцев в налоговом периоде) х (повышающий коэффициент) = 17 625 рублей. В силу статьи 75 Налогового кодекса РФ за период 4 декабря 2018 года по 9 декабря 2019 года начислены пени в сумме 1 615 рублей 33 копейки.
Так же за Луниным В.В. зарегистрировано право собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресам:
- "адрес", 1в, кадастровый N, площадью 1 337, 80 кв.м, регистрация право собственности ДД.ММ.ГГГГ;
- "адрес", кадастровый номер N, площадью 42, 40 кв.м, дата регистрации собственности ДД.ММ.ГГГГ;
- "адрес", кадастровый N, площадью 262, 70 кв.м, дата регистрации собственности ДД.ММ.ГГГГ;
- "адрес". кадастровый N, площадью 59, 40 кв.м, дата регистрации собственности ДД.ММ.ГГГГ;
- "адрес", la, 3.9, кадастровый номер N, площадью 43, 00 кв.м, дата регистрации собственности ДД.ММ.ГГГГ;
- "адрес", 1а, 30а, кадастровый номер N, площадью 42, 80 кв.м, дата регистрации право собственности ДД.ММ.ГГГГ;
- "адрес", 1а, 3, 17, кадастровый номер N, площадью 61, 30 кв.м, дата регистрации собственности ДД.ММ.ГГГГ.
Сумма налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате за 2017 год - 479 888 рублей. За период 4 декабря 2018 года по 9 декабря 2019 года начислены пени в сумме 43 981 рубль 73 копейки.
Административный истец просит взыскать с Лунина В.В. в пользу бюджета города Москва (ИФНС 7719) задолженность по оплате налога с физических лиц за 2017 год в размере 497 513 рублей и пени в размере 45 597 рублей 06 копеек путем перечисления на расчетный счет.
Удовлетворяя частично административный иск, суд первой инстанции, применив нормы налогового законодательства, регламентирующие спорные правоотношения, исходил из того, что в силу пункта 1 статьи 402, пунктов 1 и 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации ответчиком не исполнена возложенная на него обязанность по оплате налога на имущество физических лиц за 2017 года. Транспортный налог за данный период оплачен административным ответчиком своевременно.
Апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Из настоящего дела также усматривается, что налоговым органом расчет налога на имущество произведен по следующей формуле: налоговая база (кадастровая стоимость) умножена на ставку налога (в процентном эквиваленте), разделена на количество месяцев в году и умножена на количество месяцев владения. ИФНС России N по городу Москва исходила из того, что нежилые здания с кадастровыми номерами N, N, расположенные в поселке городского типа Джубга, Туапсинского района Краснодарского края относятся к объектам налогообложения, которые включены в перечень, определяемый в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, ставка налога определена в размере "1%".
В ходе судебного разбирательства, сторона ответчика указала, что в апелляционной инстанции находится на рассмотрение административное дело по административному иску ФИО6, которым оспаривается включение объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами N, N в приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утвержден на 2017 год перечень объектов, подпадающих под критерии, определенные статьей 378.2 НК РФ.
Однако судом первой инстанции данное обстоятельство проигнорировано, несмотря на то, что разрешение настоящего административного дела прямо взаимосвязано с результатом рассмотрения требований в Краснодарском краевом суде.
Так, вступившим в законную силу решением Краснодарского краевого суда от 2 ноября 2020 года нежилые здания с кадастровыми номерами N, N исключены из приказа департамента имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, ввиду того, что они не относятся к объектам налогообложения, которые определены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на момент вынесения решения судом первой инстанции, данное обстоятельство было установлено, но не принято во внимание судом первой инстанции.
В силу изложенного, расчет налога за 2017 год на нежилые здания с указанными кадастровыми номерами должен производиться с учетом налоговой ставки "0, 5%", которая установлена в пункте 3 Решения Совета Джубгского городского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Джубгского городского поселения Туапсинского района" для прочих объектов налогооблажения.
Расчет налога за 2017 год на нежилые здания с кадастровыми номерами N, N должен был производиться с учетом налоговой ставки "0, 5%", которая установлена в пункте 3 Решения Совета Джубгского городского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Джубгского городского поселения Туапсинского района" для прочих объектов налогообложения.
Принимая во внимание данный факт, апелляционная инстанция определиларазмер налога на указанные объекты недвижимого имущества следующим образом:
-здание с кадастровым номером N - кадастровая стоимость 1353681 рубль х 0, 5% (ставка налога) х 12/12 (коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное имущество было зарегистрировано на налоговый период к числу календарных месяцев в налоговом периоде) - 6 768 рублей 40 копеек;
-здание с кадастровым номером N - кадастровая стоимость 32 639 269 рублей х 0, 5% (ставка налога) х 12/12 (коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное имущество было зарегистрировано на налоговый период к числу календарных месяцев в налоговом периоде) = 163 196 рублей 30 копеек.
Таким образом, суммарный размер налога, подлежащий оплате за указанные объекты недвижимого имущества, расположенные в поселке городского типа Джубга Туапсинского района Краснодарского края, составляет 169 965 рублей.
Оснований для пересчета налога за 2017 года других объектов недвижимого имущества, принадлежащих Лунину В.В, судебной коллегией не установлено.
Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что в соответствии со статьей 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, а также принимая во внимание изменение размера суммы налога, суд апелляционной инстанции правильно произвел перерасчет взыскиваемой с административного ответчика пени.
Кроме того, вопреки доводам стороны ответчика, в силу пункта 4 статьи 75 НК РФ расчет суммы пени для физических лиц (индивидуальных предпринимателей) производится по формуле: сумма налога х ставка рефинансирования, установленная Центральным банком Российской Федерации х количество дней за период неуплаты. Следовательно, сумма пени к уплате за период с 4 декабря 2018 года по 9 декабря 2019 года составляет:
-за объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами: N, N - 15578 рублей 05 копеек;
-за объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами N, N - 2 226 рублей 92 копейки;
-за объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами N, N, N - 10 600 рублей 37 копеек.
Неуплата указанных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, а, следовательно, неполучение государством денежных средств, что нарушает интересы налогового органа, который лишается возможности на получение от административного ответчика взысканных сумм.
Пеня за транспортный налог не подлежит взысканию с Лунина В.В, поскольку в ходе судебного разбирательства, как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции установлено, что административным ответчиком исполнена обязанность по уплате данного налога за 2017 год.
Необходимая совокупность обстоятельств, предусмотренная в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ для удовлетворения требований по результатам рассмотрения административного дела, судебной коллегией, не установлена.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Довод стороны ответчика о наличии льгот по оплате налога на имущество, расположенное в городе Красногорске и поселке Джубга Туапсинского района в силу части 3 статьи 346.11 НК РФ является несостоятельным. Доказательств того, что ответчик использовал имущество в городе Красногорске в своей предпринимательской деятельности, в том числе в 2017 году, последним не представлено. Вместе с тем, недвижимое имущество, расположенное в поселке городского типа Джубга Туапсинского района Департаментом имущественных отношений Краснодарского края включено в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют позицию стороны административного ответчика в апелляционной жалобе, которая нашла подробную оценку судебными инстанциями, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Судебная коллегия находит выводы, изложенные в судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 3 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 октября 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи
Мальманова Э.К.
Карасова Н.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.