Дело N 88-14682/2021
N дела суда первой инстанции 2- 26/2009
город Краснодар 18 июня 2021 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Каминской Е.Е. рассмотрев кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Кировского районного суда г. Волгограда от 14 декабря 2020 года и апелляционное определение Волгоградского областного суда от 4 марта 2021 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, администрации Волгограда о возмещении вреда здоровью, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
решением Кировского районного суда г. Волгограда от 10 февраля 2009 года, вступившим в законную силу 26.06.2009 г, с учетом определения Кировского районного суда г. Волгограда от 9 августа 2010 года о разъяснении решения суда, исковые требования ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, администрации Волгограда о возмещении вреда здоровью, взыскании судебных расходов удовлетворены частично.
На Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность выплачивать в пользу ФИО1 за счет казны Российской Федерации в возмещение вреда здоровью 7568 рублей 88 копеек ежемесячно с последующей индексацией, начиная с 1 февраля 2009 года пожизненно, с учетом уровня инфляции (статья 318 Гражданского кодекса Российской Федерации), установленного в федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
С Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 взыскана задолженность в размере 283 227 рублей 12 копеек за период с 1 января 2005 года по 31 января 2009 года.
С Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении вреда здоровью отказано.
Министерство финансов Российской Федерации в лице представителя УФК по Волгоградской области обратилось в Кировский районный суд г. Волгограда с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда.
Определением Кировского районного суда г. Волгограда от 14 декабря 2020 года изменен способ и порядок исполнения решения Кировского районного суда г. Волгограда от 10 февраля 2009 года, разъясненного определением Кировского районного суда г.Волгограда от 9 августа 2010 года, Министерство финансов Российской Федерации заменено на уполномоченный Правительством Российской Федерации орган - Фонд социального страхования Российской Федерации, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 872.
Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 4 марта 2021 определение Кировского районного суда г. Волгограда от 14 декабря 2020 года оставлено без изменения, частная жалоба Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Фонд социального страхования Российской Федерации в лице представителя по доверенности ФИО4 просит судебные постановления по делу отменить, указывает, что судебными инстанциями неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Статьёй 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
По смыслу статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменение способа исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в решении суда. При этом в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменение решения суда по существу не допускается.
В соответствии с положениями статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
При этом исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при капитализации соответствующих повременных платежей и переходе с согласия гражданина обязательства по их выплате на Российскую Федерацию возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, осуществляется в виде повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и выплачиваемых гражданину до достижения им возраста семидесяти лет.
Следовательно, Российская Федерация обязательства по выплате капитализированных повременных платежей в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, исполняет в объеме, не превышающем сумму капитализированных повременных платежей, при расчете суммы которых учитываются названные в статье 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" условия.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", при рассмотрении дел, связанных с капитализацией платежей при банкротстве (ликвидации) юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причинённый жизни или здоровью потерпевшего (не являющегося застрахованным или иным лицом, имеющим право на страховые выплаты), следует выяснять, имело ли место согласие потерпевшего на передачу Российской Федерации права требования к должнику в размере капитализированных платежей (пункт 3 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
При этом необходимо учитывать, что в случае получения потерпевшим капитализированных платежей, рассчитанных конкурсным управляющим, обязательство должника, признанного банкротом, прекращается.
Если же право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должен был быть определён порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
При этом необходимо учитывать, что реализация прав граждан на получение сумм возмещения вреда в полном объеме не может ставиться в зависимость от поступления (полностью или частично) или непоступления денежных средств в доход государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 872 "О мерах реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", которое вступило в силу с 1 января 2020 года, установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счёт средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации.
Указанным Постановлением также утверждены Правила капитализации повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (для должника - кредитной организации на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций) и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет.
Этим же постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 872, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой в соответствии с названными Правилами капитализированных повременных платежей, осуществляется за счет предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, включая расходы на доставку и пересылку, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Пунктом 13 указанных Правил исполнения установлено, что после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах). Согласно пункту 4 Правил исполнения предусмотрено, что в случае, когда исполнительный лист о взыскании с Российской Федерации капитализированных повременных платежей был передан Министерством финансов Российской Федерации в Фонд в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил, представление в Фонд заявления о назначении выплаты капитализированных повременных платежей не требуется
Судом установлено и из материалов дела следует, что 25.01.1997 г. в результате падения дерева ФИО1 получила телесные повреждения, вследствие чего ей была установлена 1 группа инвалидности. Решением Кировского районного суда г. Волгограда от 22 марта 1999 года виновником повреждения здоровья признано МУП ПЖРЭП-22 Кировского района г. Волгограда.
9 декабря 2004 года Арбитражным судом Волгоградской области в отношении МУП ПЖРЭП-22 Кировского района г. Волгограда введена процедура конкурсного производства, которое завершено на основании определения Арбитражного суда Волгоградской области от 24 апреля 2006 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МП по исполнению ОВИД ССП об окончании исполнительного производства от 14 января 2005 года исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа от 4 ноября 2004 года, выданного Кировским районным судом г.Волгограда о взыскании с МУП ЖРЭП-22 в пользу ФИО1 денежных сумм, исключено из сводного производства в отдельное производство; исполнительное производство окончено в связи с передачей исполнительного документа ликвидационной комиссии для исполнения.
17 февраля 2005 года конкурсный управляющий МУП "ЖРЭП-22" ФИО5 направил в адрес ФИО1 уведомление о том, что в случае её согласия выплаты будут гарантированно исполняться Российской Федерацией.
Решением Кировского районного суда г. Волгограда от 10 февраля 2009 года, вступившим в законную силу 26 июня 2009 года, с учетом определения Кировского районного суда г. Волгограда от 9 августа 2010 года о разъяснении решения суда, исковые требования ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, администрации Волгограда о возмещении вреда здоровью, взыскании судебных расходов удовлетворено частично. Судом постановлено решение о возложении на Министерство финансов Российской Федерации обязанности выплачивать в пользу ФИО1 за счет казны Российской Федерации в возмещение вреда здоровью 7568 рублей 88 копеек ежемесячно с последующей индексацией, другие вышеназванные суммы.
Указанная сумма ежемесячных платежей индексировалась определениями суда, на основании определения Кировского районного суда г. Волгограда от 22 сентября 2010 года ежемесячно взыскиваемая сумма была установлена в размере 8098 рублей 70 копеек.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства и установленные обстоятельства дела, судебные инстанции при вынесении обжалуемых судебных постановлений пришли к правильному выводу о том, что после введения в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 872 Министерство финансов Российской Федерации прекращает производить выплаты капитализированных повременных платежей гражданам, с 1 января 2020 года функции по выплате капитализированных повременных платежей за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по их выплате к Российской Федерации осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации, а передача исполнительных листов, находившихся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации, допускается только после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду.
Судебными инстанциями правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, при их вынесении не допущено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Кировского районного суда г. Волгограда от 14 декабря 2020 года и апелляционное определение Волгоградского областного суда от 4 марта 2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья Е.Е. Каминская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.