Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения по Краснооктябрьскому району города Волгограда" о возложении обязанности назначить ежемесячную выплату и компенсацию расходов, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 21 декабря 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 31 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения по Краснооктябрьскому району города Волгограда" (далее - ГКУ "ЦСЗН по Краснооктябрьскому району г. Волгограда") о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату и компенсацию 50% расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование исковых требований указано, что в 2011 году истцу назначена пенсия за выслугу лет, в последующем ему присвоено звание "Ветеран труда". В настоящее время размер предоставляемой истцу пенсии составляет 15 149 рублей.
Полагая, что расчет пенсии произведен неверно, так как не учтен факт присвоения звания "Ветеран труда", истец обратился в ГКУ "ЦСЗН по Краснооктябрьскому району г. Волгограда" с заявлением о получении надбавки к пенсии, по результатам рассмотрения которого ему было отказано в связи с тем, что он не достиг возраста 60 лет. Кроме того, истцу не предоставляется компенсация в виде 50% расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просил суд возложить на ГКУ "ЦСЗН по Краснооктябрьскому району г. Волгограда" обязанность предоставить ему все льготы и денежные выплаты, предусмотренные статьей 22 Федерального закона "О ветеранах".
Решением Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 21 декабря 2020 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 31 марта 2021 года указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит судебные акты отменить, принять по делу новое судебное постановление, которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От истца поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. Представитель ответчика о причинах своей неявки не сообщил.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", закрепляющий правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), в статье 1 выделяет следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (в том числе на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; предоставление жилых помещений; компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи (пункт 1 статьи 13 Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области, регулируются Законом Волгоградской области от 31 декабря 2015 года N 246-ОД "Социальный кодекс Волгоградской области".
В Волгоградской области предоставление мер социальной поддержки "Ветеранам труда" осуществляется в соответствии со ст. 26, 27 Закона Волгоградской области от 31 декабря 2015г. N 246-ОД "Социальный кодекс Волгоградской области", Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета, утвержденным приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 19.04.2016 N 396, а также Порядком предоставления ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда и ветеранам военной службы, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, гражданам имеющим статус "Дети Сталинграда", бывшим военнослужащим 1927-1928 годов рождения, утвержденным приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 12.04.2016 года N 335.
Согласно статье 3 закона Волгоградской области от 31 декабря 2015 года N 246-ОД "Социальный кодекс Волгоградской области" получателями мер социальной поддержки и социальной помощи в Волгоградской области являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Волгоградской области. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, меры социальной поддержки и социальной помощи предоставляются иным лицам. Место жительства получателя мер социальной поддержки и (или) социальной помощи устанавливается на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.
Меры социальной поддержки и социальной помощи не предоставляются лицам, находящимся на полном государственном обеспечении и (или) проживающим в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме.
Предоставление мер социальной поддержки и социальной помощи производится на основании заявления.
Категории получателей мер социальной поддержки из числа ветеранов и военнослужащих (членов их семей) на территории Волгоградской области установлены статьей 26 Закона Волгоградской области от 31 декабря 2015 года N 246-ОД "Социальный кодекс Волгоградской области".
В силу пункта 1, пункта 3 части 1 статьи 27 вышеуказанного закона, ветеранам труда и ветеранам военной службы предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата в размере 529 рублей; ежемесячная денежная выплата на компенсацию 50 процентов: платы за наем и (или) за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Администрацией Волгоградской области; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного за один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной администрацией Волгоградской области; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ присвоено звание "Ветеран труда". Также истец является получателем пенсии за выслугу лет.
ФИО1, обращаясь в суд с настоящим иском указывал на то, что имеет право на получение ряда социальных выплат, предусмотренных п. 1, п. 3 ч. 1 статьи 27 Закона Волгоградской области от 31 декабря 2015 года N 246-ОД "Социальный кодекс Волгоградской области", которые ответчик ему необоснованно не предоставляет.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец с письменным заявлением о получении указанных им льгот в ГКУ ЦСЗН по Краснооктябрьскому району Волгограда не обращался, а ответчиком решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о предоставлении мер социальной поддержки не выносилось, факт нарушения ответчиком прав истца не установлен.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции. Кроме этого, судебная коллегия дополнительно указала, что право на социальную поддержку в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 27 Закона Волгоградской области от 31.12.2015 N 246-ОД "Социальный кодекс Волгоградской области" у истца не возникло, так как в настоящее время он не достиг 60-ти-летнего возраста.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам данного гражданского дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец на момент присвоения звания "Ветеран труда", имел полное право на социальную поддержку, отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке не являются, они, в том числе, являлись предметом рассмотрения судом, им дана надлежащая оценка.
В соответствии со статьей 26 Закона Волгоградской области от 31.12.2015 N 246-ОД "Социальный кодекс Волгоградской области", как в редакции, действовавшей на момент присвоения истцу звания "Ветеран труда", так и редакции, действующей в настоящее время, меры социальной поддержки предоставляются гражданам, имеющим удостоверение ветерана, при присвоении им звания "Ветеран труда": достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины); получающим страховую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; получающим пенсию по иным основаниям либо пожизненное содержание за работу или службу при присвоении им звания "Ветеран труда" независимо от возраста только в случае присвоения звания до 10 августа 2001 года.
Иные доводы кассационной жалобы ФИО1 являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда первой инстанции и определения судебной коллегии являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Существенных нарушений норм процессуального права, которые могут служить основанием для отмены обжалуемых решений, судами не допущено.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 21 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 31 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.