Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю о признании права на выплату пенсии за выслугу лет с повышением ее размера как ветерану боевых действий, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет с повышением, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю на решение Ленинского районного суда города Краснодара от 21 декабря 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю - ФИО6, поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ФИО2 - ФИО8, просившей жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю (далее - УФСИН России по Краснодарскому краю) о признании права на выплату пенсии за выслугу лет с повышением ее размера как ветерану боевых действий, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет с повышением.
В обоснование исковых требований указано, что истец проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу по призыву в воинской части 3737 и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ направлялся в служебную командировку в н.п. Горагорск Чеченской Республики для выполнения служебно-боевых задач, является ветераном боевых действий.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена пенсия за выслугу лет.
В 2020 году истец обратился в УФСИН России по Краснодарскому краю с заявлением о перерасчете пенсии с учетом надбавки как ветерану боевых действий, однако получил отказ, поскольку не значится в приказах командира воинской части об определении времени непосредственного участия военнослужащих в контртеррористических операциях. Отказ в удовлетворении заявления о перерасчете, по мнению истца, является незаконным.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд обязать ответчика признать его право на выплату пенсии за выслугу лет с повышением ее размера как ветерану боевых действий, произвести перерасчет и назначить выплату пенсии за выслугу лет с повышением.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 21 декабря 2020 года исковые требования ФИО2 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 апреля 2021 года указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба УФСИН России по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
В кассационной жалобе УФСИН России по Краснодарскому краю просит судебные акты отменить, принять по делу новое судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2 В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Лица, указанные в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, среди которых лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на службе в органах уголовно-исполнительной системы 20 и более лет (подпункт "а" части 2 статьи 5, подпункт "а" части 1 статьи 13 этого закона).
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I также предусмотрены основания для повышения размера пенсии за выслугу лет.
В соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
В силу части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные названным законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено в том числе выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года (далее также - боевые действия).
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" относятся льготы по пенсионному обеспечению, которые предоставляются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 названного закона, в соответствии с законодательством.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763, удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Пунктом 2 названной инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что к числу лиц, которым на основании пункта "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I предоставляется такая мера социальной поддержки, как повышение пенсии за выслугу лет, отнесены в том числе ветераны боевых действий из числа сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Таким ветеранам боевых действий пенсии повышаются на 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При этом минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии. Реализация названной меры социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими соответствующего удостоверения, которое выдается в том числе при документальном подтверждении факта участия их в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях.
Таким образом, основанием для повышения пенсии за выслугу лет сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе уволенным в запас (отставку), на 32% от расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, является наличие у них статуса ветерана боевых действий, подтвержденного соответствующим удостоверением.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО2 проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, уволен Приказом УФСИН России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по ст.84.2.4 по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Выслуга лет в календарном исчислении составила 16 лет 6 мес. 8 дней, в льготном исчислении - 22 года 5 месяцев 10 дней, стаж для процентной надбавки - 15 лет. Пенсия назначена за выслугу лет в размере 56% денежного довольствия в размере 15 106, 10 руб.
Согласно сведениям, указанным в военном билете истца серии N, выданного ДД.ММ.ГГГГ, трудовой книжке серии N, ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в должности заместителя командира взвода минометной батареи в составе ОГВ (с) по проведению контртеррористической операции на территории СКР РФ, в н.п. Горагорск Чеченской Республики, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.02004 N 65 подлежат в зачет выслуги лет.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством внутренних дел Российской Федерации ФИО10 выдано удостоверение серии N о праве на льготы, которые в соответствии с законодательством предоставляются ветеранам боевых действий.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что отказывая в удовлетворении заявления ФИО2 о признании за ним права на повышение размера пенсии за выслугу лет на 32 % расчетного размера пенсии как ветерану боевых действий, ответчик неправильно применил нормы действующего законодательства и пришел к ошибочному выводу о необходимости дополнительного документального подтверждения истцом, имеющим статус ветерана боевых действий и удостоверение ветерана боевых действий, факта его участия в боевых действиях в целях повышения ему пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. В связи с чем, суд пришел к выводу, что ФИО2 имеет право для назначения и выплаты ему пенсии за выслугу лет с учетом надбавки, предусмотренной пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1.
При этом, как отметил суд, законность получения ФИО2 удостоверения ветерана боевых действий в установленном законом порядке не оспорена, удостоверение ветерана боевых действий недействительным не признано.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам данного гражданского дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что в материалах пенсионного дела отсутствует информация, подтверждающая факт участия ФИО2 в боевых действиях, а нахождение на территории Северо-Кавказского региона не дает права на получение пенсии в повышенном размере, отклоняются судебной коллегией, поскольку наличие у ФИО2 статуса ветерана боевых действий, подтвержденного удостоверением ветерана боевых действий серии N от ДД.ММ.ГГГГ, само по себе является основанием для повышения пенсии за выслугу лет в соответствии с частью 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке установленных обстоятельств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) установленных обстоятельств и исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Краснодара от 21 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.