Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Мартыновой Н.Н. и Егоровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области "Александро - Мариинская областная клиническая больница" (далее - ГБУЗ АО "АМОКБ") об оспаривании приказов работодателя, взыскании компенсационных выплат, заработной платы и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе представителя Е.В. - С.О. на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 23 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 26 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГБУЗ АО "АМОКБ" о признании приказов главного врача ГБУЗ АО "АМОКБ" N 1193-л от 14 апреля 2020 года "О переводе работника на другую работу" в части перевода Е.В. из клинико-диагностической лаборатории областного консультативно-диагностического центра ГБУЗ АО "АМОКБ" временно с 16 апреля 2020 года в общебольничный персонал инфекционного госпиталя для лечения контактных больных и больных COVID-19; локального нормативного акта - приказ главного врача ГБУЗ АО "АМОКБ" N 112 от 16 апреля 2020 года в части не включения должности медицинского лабораторного техника клинико-диагностической лаборатории ГБУЗ АО "АМОКБ" в перечень должностей, имеющих право на получение выплат стимулирующего характера согласно Постановлению Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 484 незаконными; о возложении на ответчика обязанности включить должность медицинского лабораторного техника клинико-диагностической лаборатории ГБУЗ АО "АМОКБ" в перечень должностей, имеющих право на получение выплат стимулирующего характера согласно вышеуказанному Постановлению Правительства РФ; произвести ей выплаты стимулирующего характера, осуществляемые согласно названному Постановлению Правительства РФ исходя из суммы 50 000 рублей в месяц за период с 16 апреля 2020 года по 14 октября 2020 года включительно; произвести ей компенсационные выплаты за работу с вредными условиями труда с 16 апреля 2020 года по 14 октября 2020 года включительно в размере 10% от заработка в соответствии с условиями трудового договора N 79 от 1 марта 2017 года и согласно расчетным ведомостям; засчитать период с 16 апреля 2020 года по 14 октября 2020 года включительно в стаж работы Е.В. с вредными условиями труда, дающей право на предоставление дополнительного отпуска продолжительностью 7 календарных дней к основному отпуску продолжительностью 28 дней; произвести выплаты за непрерывный стаж работы в размере 20% заработка, выплату за качество выполняемых работ в размере 15%, за интенсивность и
высокие результаты работы до 200% оклада за период с 16 апреля 2020 года по 14 октября 2020 года включительно; произвести выплаты за оказанные клинико-Диагностическим Центром платные услуги за марта 2020 года, а также за обработку биоматериала, поступавшего в период с 16 апреля 2020 года по 14 октября 2020 года включительно из Областного онкодиспансера, перинатального центра ГБУЗ АО "АМОКБ" за счет родовых сертификатов, за работу в выходные и праздничные дни в мае 2020 года по повышенному тарифу; произвести в пользу истца компенсационные выплаты за не предоставленное молоко из расчета 0, 5 литра за смену за период с 16 апреля 2020 года по 14 октября 2020 года и взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции истец неоднократно изменяла исковые требования, окончательно сформулировав их, просила обязать Ответчика произвести выплаты за оказанные клинико-Диагностическим Центром платные услуги за март 2020 года, начислить и оплатить заработную плату за оказание высокотехнологичной помощи пациентам отделения гематологии за период с 16 апреля 2020 года по 14 октября 2020 года, а также за работу в выходные и праздничные дни в мае 2020 года по повышенному тарифу; рассчитать и оплатить заработную плату за исполнение обязанностей санитарок и дезинфектора в "красной зоне" лаборатории инфекционного госпиталя в период с 16 апреля 2020 года по 14 октября 2020 года. В остальной части исковые требования оставила без изменения.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 23 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований Е.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 26 мая 2021 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Е.В. - С.О. просит отменить указанные судебные акты в связи с несоответствием выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, а также с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы обосновывает тем, что её рабочее место в клинической лаборатории аттестовано на вредность согласно сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда, произведенной 22.09.2015г. сроком на 5 лет, то есть до 22.09.2020 года. Итоговый класс условий труда истца как медицинского лабораторного техника в ГБУЗ АО "АМОКБ" установлен 3, 2 единицы.
Пунктом 3.3. Положения о системе оплаты труда работников ГБУЗ АО "АМОКБ" (утв. Приказом N13 от 17.01.2019г.) предусмотрена специальная оценка условий труда (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Однако при вынесении оспариваемых судебных актов нормы названного Положения не были применены. Полагает, что возмещение морального вреда, причиненного в результате вынужденной необходимости в течение всего периода работы в инфекционном госпитале, отстаивать свои права и законные интересы, предусмотренные действующим законодательством и Договором N79 от 01.03.2017 г, должно быть совершено за счет работодателя. Кроме того, указывает, что установив, что работа Е.В... была связана с непосредственным обслуживанием больных с короновирусной инфекцией, суд не применил положения Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 484, устанавливающие для таких работником выплату стимулирующего характера, а также не дал оценки тому, что она осуществляла, в том числе в указанный период работу санитарки.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции по настоящему делу допущено не было.
Судами установлено, что Е.В. на основании приказа N-л от 1 марта 2017 года работает в ГБУЗ АО "АМОКБ" в должности медицинского лабораторного техника клинико-диагностической лаборатории областного консультативно-диагностического центра, с ней заключен трудовой договор N 79 от 1 марта 2017 года, согласно которому, Е.В. установлен должностной оклад - 7380 рублей в месяц, компенсационная выплата за вредные условия труда - 6% (442, 80 рублей), надбавка за интенсивность и высокие результаты труда - до 200%, надбавка за стаж непрерывной работы - 20% (1476 рублей), единовременное премирование - не более 2-х окладов. На основании пункта 3.3 трудового договора Е.В. предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней и дополнительный - 7 календарных дней за вредные условия труда в соответствии с графиком отпусков.
Согласно приказу N-л от 30 декабря 2019 года Е.В. с 1 января 2020 года работала по внутреннему совместительству на 0, 5 ставки в той же должности клинико-диагностической лаборатории, с ней был заключен трудовой договор N.
Согласно приказам от 30 декабря 2019 года N-л и от 9 января 2020 года N-л медицинскому лабораторному технику клинико-диагностической лаборатории областного консультативно-диагностического центра Е.В. разрешена выплата компенсационного характера за увеличение объема работы с 1 января по 31 января 2020 года в размере 50%.
На основании приказов от 6 февраля 2020 года Nа, от 5 марта 2020 года N медицинскому лабораторному технику клинико-диагностической лаборатории областного консультативно-диагностического центра Е.В. установлена выплата (надбавка) стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы медицинского и фармацевтического персонала ГБУЗ АО "АМОКБ" в размере 20% и 25% соответственно.
Приказом от 1 апреля 2020 года N-л медицинскому лабораторному технику клинико-диагностической лаборатории областного консультативно-диагностического центра Е.В. разрешена выплата компенсационного характера за увеличение объема работы с 1 апреля 2020 года в размере 50%.
В соответствии с распоряжениями Министерства здравоохранения Астраханской области от 24 марта 2020 года N 257р, 10 апреля 2020 года N 297р, 15 апреля 2020 года N 312р, 16 апреля 2020 года N 31 Зр, 17 апреля 2020 года N 323, 24 апреля 2020 года N 337р на базе ГБУЗ АО "АМОКБ" с 16 апреля 2020 года организован инфекционный госпиталь.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 198н с последующими изменениями и дополнениями утвержден временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Приложением N 10 к указанному приказу N 198н (в редакции от 2 апреля 2020 года) рекомендовано создавать структурные подразделения медицинской организации для лечения COVID-19 в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую работы (услуги) по "рентгенологии", "клинической лабораторной диагностике" или "лабораторной диагностике", функциональной диагностике", "ультразвуковой диагностике", "эндоскопии", "анестезиологии и реаниматологии". Структура и штатная численность структурного подразделения медицинской организации для лечения COVID-19 устанавливаются руководителем медицинской организации, исходя из объемов оказываемой медицинской помощи. Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам.
Установлено, что работа в инфекционном госпитале организована в соответствии с требованиями трудового законодательства на добровольной основе - на основании личных заявлений работников о переводе и дополнительных соглашений к трудовым договорам.
Согласно заявлению Е.В. о переводе ее на должность медицинского лабораторного техника в отделение для лечения контактных и больных COVID-19 на 0, 5 ставки с 16 апреля 2020 года поданному ответчику, Приказом N-л от 10 апреля 2020 года с учетом изменений, внесенных приказом 12 мая 2020 года N Е.В. назначена выплата компенсационного характера за увеличение объема работы: общебольничный персонал инфекционного госпиталя для лечения контактных и больных COVID-19 по той же должности, по 50%, с 16 апреля 2020 года.
Приказом N-л от 12 мая 2020 года, устранена техническая ошибка в приказе N-л от 10 апреля 2020 года, назначена выплата компенсационного характера за увеличение объема работы: общебольничный персонал инфекционного госпиталя для лечения контактных больных и больных COVID-19 по 50%, от 16 апреля 2020 года.
Приказом N-л от 10 апреля 2020 года Е.В. с 16 апреля 2020 года принята по внутреннему совместительству на 0, 5 ставки в общебольничный персонал инфекционного госпиталя для лечения контактных и больных COVID-19 на должность медицинского лабораторного техника, установлен оклад - 6970 рублей, выплата стимулирующего характера - 15% (1045, 50 рублей), ежемесячная надбавка за стаж непрерывной работы - 20% (1394 рублей), с оплатой за фактически отработанное время. Подготовлен трудовой договор N от 10 апреля 2020 года, от подписания которого Е.В. отказалась.
10 апреля между ЕБУЗ АО "АМОКБ" и Е.В. оформлен трудовой договор, по условиям которого Е.В. принята на работу с 16 апреля 2020 года в Общебольничный персонал инфекционного госпиталя для лечения больных и контактных COVID-19.
По обращению Е.В. с заявлением на имя главного врача больницы о переводе ее на должность медицинского лабораторного техника в отделение для лечения контактных и больных COVID-19, приказом N-л от 14 апреля 2020 года Е.В. с 16 апреля 2020 года временно переведена из клинико - диагностической лаборатории областного консультативно -диагностического центра в общебольничный персонал инфекционного госпиталя для лечения контактных и больных COVID-19 на должность медицинского лабораторного техника (средний 3 квалификационный уровень), на 1, 0 ставку с установлением ей оклада в сумме 13940 рублей, выплаты стимулирующего характера - 15% (2091 рублей), ежемесячной надбавки за стаж непрерывной работы - 20% (2788 рублей).
14 апреля 2020 года к трудовому договору от 1 марта 2017 года N подготовлено дополнительное соглашение о внесении изменений: "работник переводится в общебольничный персонал инфекционного госпиталя для лечения контактных и больных COVID-19 на должность медицинского лабораторного техника на 1, 00 ставку на определенный срок, с 16 апреля 2020 года на период проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя, расширением объема оказываемых услуг (проведение работ, связанных с лечением контактных и больных COVID-19).
Из представленных в материалы дела актов следует, что Е.В. отказалась от ознакомления с вышеперечисленными приказами, трудовым договором и дополнительным соглашением.
Приказом N-л от 15 апреля 2020 года Е.В. на основании личного заявления уволена из клинико - диагностической лаборатории областного консультативно - диагностического центра с должности медицинского лабораторного техника, которую она занимала на 0, 5 ставки, с 15 апреля 2020 года по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
В связи с указанным, приказом N-л от 6 мая 2020 года Е.В. отменена выплата компенсационного характера за увеличение объема работы в клинико - диагностической лаборатории областного консультативно -диагностического центра.
Приказом от 8 октября 2020 года N-л по результатам специальной оценки условий труда, Е.В. установлена выплата компенсационного характера: ежемесячная выплата работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 10% от должностного оклада с 1 октября 2020 года за работу в общебольничном персонале инфекционного госпиталя для лечения контактных и больных COVID-19 Указанные обстоятельства послужили основанием для заключения дополнительного соглашения от 8 октября 2020 года к трудовому договору от 1 марта 2017 года N, где в раздел 2 трудового договора внесены изменения: выплаты работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда 1394 рублей(10%), работнику предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней. Все иные условия трудового договора остаются без изменения. Е.В. отказалась от ознакомления с данным дополнительным соглашением.
Приказом N-л от 21 октября 2020 года Е.В. с 23 октября 2020 года уволена по внутреннему совместительству из Общебольничного персонала инфекционного госпиталя для лечения контактных и больных COVID-19 с должности медицинского лабораторного техника на 0, 5 ставки с 23 октября 2020 года на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового договора Российской Федерации на основании ее личного заявления, в связи с чем ей отменена выплата компенсационного характера за увеличение объема работы.
Также с 25 октября 2020 года Е.В. приказом N-л от 12 октября 2020 года уволена с должности медицинского лабораторного техника из общебольничного персонала инфекционного госпиталя для лечения контактных и больных COVID-19 на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового договора Российской Федерации.
За период с 16 апреля по 16 октября 2020 года Е.В. за работу в праздничные дни - 1 мая 2020 года за 10 часов работы оплачено 1550, 16 рублей, 12 июня 2020 года за 20 часов работы оплачено 5933, 05 рублей, в июле за 24 часа работы оплачено 8485, 22 рублей, что следует из представленной работодателем справки от 25 февраля 2021 года N 07.
Материалами дела установлено, что оплата труда работников инфекционного госпиталя регламентирована действующими в ГБУЗ АО "АМОКБ" приказами от 17 января 2019 года N 13 "Об утверждении Положения о системе оплаты труда в ГБУЗ Астраханской области "Александро-Мариинская областная клиническая больница"", от 28 января 2019 года N 32 "Об утверждении Положения о выплатах стимулирующего характера работникам ГБУЗ Астраханской области "Александро - Мариинская областная клиническая больница", от 13 ноября 2019 года N 361а "О внесении изменений в приказы от 17 января 2019 года N 13, от 28 января 2019 года N 32".
На основании приказа ГБУЗ АО "АМОКБ" от 22 июля 2020 года N 260 в инфекционном госпитале для лечения контактных и больных COVID-19 согласно утвержденному графику была проведена внеплановая специальная оценка условий труда.
Приказом ГБУЗ АО "АМОКБ" от 1 октября 2020 года N 391 специальная оценка условий труда признана завершенной и принята к сведению и исполнению - работникам установлены гарантии и компенсации в соответствии со сводной ведомостью результатов проведения специальной оценки условий труда.
Согласно указанной ведомости для медицинского лабораторного техника общебольничного персонала установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 4, также установлен повышенный размер оплаты труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени. Молоко или другие равноценные продукты, лечебно-профилактическое питание, льготное пенсионное обеспечение данной ведомостью не установлены.
Е.В. с результатами оценки отказалась знакомиться, что подтверждается актом от 2 ноября 2020 года.
Поскольку основанием для выплаты компенсационных выплат работнику в связи с вредными и (или) опасными условиями труда в силу приведенных выше норм Трудового кодекса Российской Федерации являются результаты специальной оценки труда, проведенной специализированной организацией, и не установившей в данном случае наличие таковых условий в период работы истца в инфекционном госпитале, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий работодателя, в части отказа в компенсационных выплатах за вредные условия труда. При этом суд указал, что Е.В. результаты специальной оценки условий труда не оспаривала, доказательств в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающих необоснованность выводов специализированной организации, проводившей оценку условий труда, не представила, в связи, с чем суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в данной части, с чем согласилась судебная коллегия.
Отказывая в удовлетворении иска в части возложения на ответчика обязанности произвести в пользу истца компенсационные выплаты за не предоставленное молоко из расчета 0, 5 литра за смену за период с 16 апреля 2020 года по 14 октября 2020 года, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению иска, поскольку приказом ГБУЗ АО "АМОКБ" от 26 февраля 2020 N 59 "Об обеспечении работников, работающих с вредными условиями труда, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами в ГБУЗ АО "АМОКБ" утвержден Перечень профессий и должностей работников, занятых на работах с вредными условиями труда, которым было предусмотрено бесплатное получение молока или других равноценных пищевых продуктов в дни фактической занятости работников во вредных условиях труда. Должность медицинского лабораторного техника клинико-диагностической лаборатории в указанный Перечень была включена. Однако истец в период с 16 апреля 2020 года по 14 октября 2020 года работала в общебольничном персонале инфекционного госпиталя для лечения контактных и больных COVID-19, где в соответствии с результатами оценки условий труда выдача молока предусмотрена не была.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании выплат стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с Постановлением Правительства Российской ФедерацииN 484 от 12 апреля 2020 года как медицинскому работнику клинико-диагностической лаборатории, работа которого связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, возложении на ответчика обязанности включить должность медицинского лабораторного техника клинико-диагностической лаборатории ГБУЗ АО "АМОКБ" в перечень должностей, имеющих право на получение выплат стимулирующего характера согласно вышеуказанному Постановлению Правительства Российской Федерации N 484 от 12 апреля 2020 года; произвести ей выплаты стимулирующего характера, осуществляемые согласно названному Постановлению Правительства Российской Федерации исходя из суммы 50 000 рублей в месяц за период с 16 апреля 2020 года по 14 октября 2020 года включительно, суд первой инстанции, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, Постановлением Правительства Российской Федерации N 415 от 2 апреля 2020 года утвердившим Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, учитывая, что для медицинских работников предусмотрены два вида выплат стимулирующего характера: за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией; выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, установил, что работа истца в спорные периоды не была связана с непосредственным оказанием медицинской помощи лицам с подтвержденным диагнозом новая коронавирусная инфекция.
Соглашаясь с данным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приняв во внимание письмо Минздрава России от 21 мая 2020 г. N 16-3/И/1-6965, разрешающего порядок выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415, указал, что данные выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским работникам, непосредственно оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом новая коронавирусная инфекция, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 373, тогда как медицинские работники, осуществляющие диагностику, не обладают правом на данные выплаты.
Отказывая в удовлетворении иска о взыскании с ответчика заработной платы за выполнение работы санитара и дезинфектора в смене, суд первой инстанции, исходя из штатного расписания ГБУЗ АО "АМОКБ" по состоянию на 16 апреля 2020 года из которого усматривается должность санитарки, приняв во внимание выписки из приказов ГБУЗ АО "АМОКБ" от 10 апреля 2020 года, 8 июля 2020 года, согласно которым биологу Е.С, медицинским лабораторным техникам Л.П, М.Ж. на основании их личных заявлений производились выплаты компенсационного характера за совмещение профессий должностей по должности санитарки, установив, что Е.В. не обращалась к главному врачу ГБУЗ АО "АМОКБ" с заявлениями о выплате компенсационного характера за совмещение профессий должностей по должности санитарки, а должностные обязанности дезинфектора общебольничного персонала инфекционного госпиталя, для лечения контактных больных и больных COVID-19 в период с 1 мая по 31 октября 2020 года осуществляла О.Г, что подтверждается письмом ГБУЗ АО "АМОКБ" от 3 марта 2021 года, пришел к выводу о незаконности заявленных Е.В. требований.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов основаны на правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее - Правила).
Указанными Правилами установлено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12.1 настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах:
а) оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тыс. рублей в месяц;
б) оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция C0VID-19, врачам - 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. рублей в месяц.
В целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, которым утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, Министерством здравоохранения Астраханской области во исполнение данного постановления издано распоряжение от 13 апреля 2020 года N300р (с последующими изменениями и дополнениями), на основании которого ГБУЗ АО "АМОКБ" издан приказ от 16 апреля 2020 года N 112 "О реализации распоряжения Министерства здравоохранения Астраханской области от 13 апреля 2020 года N300р", согласно которому производились выплаты стимулирующего характера медицинским лабораторным техникам и врачам клинической лабораторной диагностики инфекционного госпиталя.
Вместе с тем, в последующем Министерством здравоохранения Российской Федерации и министерством здравоохранения Астраханской области в письмах от 21 мая и 7 октября 2020 года даны рекомендации применения постановлений Правительства Российской Федерации в части установления выплат, согласно которым выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 415 осуществляются медицинским работникам, работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, в том числе медицинским работникам клинико-диагностических лабораторий.
Однако, медицинские работники, осуществляющие диагностику, не обладают правом на выплаты стимулирующего характера согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 484.
Доводы кассационной жалобы о работе истца с биологическим материалом, зараженным COVID-19, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который исходя из буквального толкования указанных норм права пришел к правильному выводу о том, что выплаты, предусмотренные Правилами N 415, могут быть назначены определенным категориям медицинских работников осуществляющих свою деятельность в указанных условиях. При этом, судебными инстанциями подробно мотивированы выводы относительно отсутствия оснований для включения истца в указанные категории работников
Вопреки доводам кассационного жалобы, юридически значимые обстоятельства, судами были установлены, в связи с чем, доводы кассатора об иной оценке судами понятия медицинского работника, непосредственно работающего с гражданами, у которых выявлена коронавирусная инфекция, основаны на ином толковании правовых норм в области медицинской деятельности, которое из буквального толкования Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 не следует.
В целом, доводы кассатора выражают несогласие с выводами судов и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции. так как в соответствии со ст. ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими данное гражданское дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 23 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 26 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Е.В. - С.О. оставить без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.