Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия Цыбенова Б.Ц. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 21 мая 2021 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 12 июля 2021 г., вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия от 1 октября 2020 г. Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 21 мая 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 12 июля 2021 г, постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия состава административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо Цыбенов Б.Ц. просит судебные решения отменить, считая их незаконными, а дело направить на новое рассмотрение.
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, в установленный срок возражения не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Постановлением начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия от 1 октября 2020 г. (протокол об административном правонарушении N-АП от 28 октября 2020г.) Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, за то, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок - в течение 30 дней с момента получения соответствующего требования (вручено 13 августа 2020 г.), не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера по состоянию на 28 сентября 2020 г, а именно: не обеспечило ФИО5 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства.
Проверяя законность постановления должностного лица, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия состава вмененного правонарушения, отменив постановление и прекратив производства по делу руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. С данным выводом согласился судья вышестоящего суда.
Вместе с тем с выводами судьи районного суда и судьи Верховного Суда Республики Бурятия согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, свои выводы об отсутствии в действиях Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия состава административного правонарушения, судебные инстанции мотивировали тем, что Министерство приняло все зависящие от него меры для исполнения решения суда, а именно: между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия в лице Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия заключено соглашение N 073-09-2020-467 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также дополнительное соглашение к нему; 5 февраля 2021 г, 16 февраля 2021 г, 12 марта 2021 г, в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия направлены письма о потребности в благоустроенных жилых помещениях специализированного фонда; 10 марта 2021г. в адрес главы республики Бурятия направлены предложения по вопросам совершенствования механизмов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; 21 апреля 2021г. первому заместителю председателя правительства Республики Бурятия направлена бюджетная заявка, в том числе на предоставление жилых помещений детям-сиротам по решениям суда.
Вместе с тем, недостаточное финансирование, само по себе, не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, о наличии основания для прекращения производства по делу по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Доказательства, подтверждающие доводы Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия и выводы судов об отсутствии специализированного жилищного фонда и надлежащего финансирования, в материалах дела отсутствуют.
При этом ссылаясь на обстоятельства, имевшие место после истечения установленного судебным приставом-исполнителем срока и составления протокола, а также устанавливая наличие серьезной нагрузки на бюджет, в связи с назначаемыми административными наказаниями, суд не мотивировал, каким образом указанное свидетельствует об отсутствие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава предъявленного административного правонарушения.
Судебными инстанциями фактически не проверено являлись ли меры, на которые ссылается лицо, привлеченное к административной ответственности своевременными, исчерпывающими и достаточными для исполнения судебного решения в отношении конкретного взыскателя.
Таким образом, доводы жалобы заслуживают внимания. Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.17.15 названного Кодекса, составляет один год.
В силу п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу недопустимо, так как это ухудшает положение данного лица.
Рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется ст.ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Принимая во внимание положения ст. 30.17 КоАП РФ и учитывая, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, истек, а производство по делу в отношении последнего было прекращено, возможность возобновления производства по данному административному делу утрачена.
С учетом изложенного, вынесенные по делу об административном правонарушении судебные решения отмене не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 21 мая 2021 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 12 июля 2021 г, вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия Цыбенова Б.Ц. - без удовлетворения.
Судья Д.А. Безденежных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.