Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Родные берега" А.В. Пешкова на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 13 Свердловского района г. Иркутска от 27 июля 2021г. и решение судьи Свердловского районного суда г.Иркутска от 31 августа 2021г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Родные берега" (далее - ООО "Родные берега", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 23 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N13 Свердловского района г. Иркутска от 27 июля 2021г, оставленным без изменения решением судьи Свердловского районного суда г.Иркутска от 31 августа 2021г, ООО "Родные берега" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 23 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, директор общества просит об отмене указанных судебных актов как незаконных.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет административную ответственность.
Как следует из материалов дела, 24 марта 2021г. Государственной инспекцией труда в Иркутской области вынесено предписание, в соответствии с которым на ООО "Родные берега" возложены обязанности в срок до 8 апреля 2021г. устранить выявленные в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжения руководителя указанного органа от 10 марта 2021г, нарушения трудового законодательства и выплатить работникам общества заработную плату за январь, февраль и март 2021г.
9 апреля 2021г. административным органом по ходатайству общества продлен срок исполнения предписания до 1 мая 2021г.
По результатам внеплановой документарной проверки, проведенной 26 мая 2021г, установлено, что предписание обществом не исполнено.
7 июня 2021г. по факту невыполнения предписания должностным лицом вышеуказанного органа государственного контроля (надзора) в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Родные берега" постановлением мирового судьи к административной ответственности, установленной данной нормой.
Делая вывод о виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения, мировой судья и согласившийся с ним судья районного суда исходили из того, что привлекаемым к административной ответственности лицом не выполнено в установленный срок законное предписание органа государственного контроля (надзора) об устранении нарушений законодательства.
Между тем указанные выводы не учитывают следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Исходя из положений ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
В ходе производства по данному делу защитник последовательно оспаривал виновность общества в совершении вмененного административного правонарушения.
Данная позиция защиты оставлена мировым судьей без оценки.
Признавая доводы стороны защиты несостоятельными, судья районного суда исходил из того, что законность предписания не вызывает сомнений, поскольку оно не признано незаконным и не отменено в ином судебном порядке.
Данный вывод судьи районного суда не основан на законе.
Из диспозиции ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ следует, что установленная данной нормой административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела, если не был разрешен в ином судебном порядке.
Вместе с тем, несмотря на доводы жалобы защитника, в нарушение требований ст. ст. 24.1, 26.1, 30.6 КоАП РФ вопрос о законности предписания не был рассмотрен районным судом.
Кроме того, согласно ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Учитывая, что предписание вынесено по результатам государственного контроля (надзора), суд оставил без внимания соблюдение порядка его осуществления.
Законность предписания фактически не проверена, правовой оценки на предмет соответствия требованиям действующего законодательства порядка вынесения предписания не дано, доводы заявителя должным образом не проверены, тогда как эти обстоятельства имеют существенное значение для выяснения вопроса о законности выданного предписания и разрешения настоящего дела о привлечении к административной ответственности за его неисполнение.
Материал внеплановой выездной проверки, по итогам которой выдано предписание, не был запрошен судами. Соблюдение порядка проведения проверки оставлено без судебной оценки.
Доводы жалобы заявителя о наличии объективных, по его утверждению, обстоятельств, препятствовавших исполнению предписания, оставлены без внимания, их оценка в судебном решении в нарушение требований п.6 ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ отсутствует.
Нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, является существенным, повлиявшим на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
Согласно требованиям ст. 30.6 КоАП РФ дело по жалобе на не вступившее в законную силу постановление об административном наказании рассматривается по правилам рассмотрения судом первой инстанции. Судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, обязан проверить доводы жалобы в полном объеме, в целях чего вправе осуществлять не только исследование представленных доказательств, но и процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности.
При таких обстоятельствах и в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ решение районного суда не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, Свердловскому районному суду г. Иркутска.
При новом рассмотрении дела районному суду также следует проверить и оценить содержание постановления о прекращении в отношении ООО "Родные берега" производства по делу от 2 апреля 2021г. (л.д. 22-24) на предмет отношения к обстоятельствам настоящего дела, учитывая положения п.7 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу генерального директора ООО "Родные берега" А.В. Пешкова удовлетворить частично.
Решение судьи Свердловского районного суда г.Иркутска от 31 августа 2021г. отменить, дело направить на новое рассмотрение тому же суду.
Судья /подпись/ С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.