Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Смольникова Алексея Борисовича, действующего на основании доверенности в интересах открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Читаоблгаз", на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г.Читы Забайкальского края от 20 января 2021г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 9 марта 2021г., вынесенные в отношении открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Читаоблгаз" (далее - ОАО "Читаоблгаз", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Центрального районного суда г.Читы Забайкальского края от 20 января 2021г, оставленным без изменения решением судьи Забайкальского краевого суда от 9 марта 2021г, ОАО "Читаоблгаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа с применением ч.ч.3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества настаивает на отмене судебных решений, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 декабря 2013г. N 65 утверждены санитарные правила "СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" (далее - СП 3.1/3.2.3146-13).
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020г. N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила "СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20).
На территории Забайкальского края с 19 марта 2020г. введен в действие режим повышенной готовности постановлением Губернатора Забайкальского края от 8 апреля 2020г. N 30 "О введении режима повышенной готовности на территории Забайкальского края и комплексе ограничительных и иных мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" (далее - постановление Губернатора Забайкальского края от 8 апреля 2020г. N 30).
Из материалов дела следует, что основанием привлечения ОАО "Читаоблгаз" к административной ответственности по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ послужили выводы судьи районного суда о том, что по результатам проверки общества по ул. Костюшко-Григоровича, д. 29 г. Чита, проведенной согласно требованиям постановления Губернатора Забайкальского края от 8 апреля 2020г. N 30, 14 декабря 2020г. в 14 часов 40 минут обнаружены нарушения и несоблюдения требований п. 4.4 СП 3.1.3597-20, а также п.п. 1.3, 2.1, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 СП 3.1/3.2.3146-13.
Судья краевого суда согласился с выводами судьи районного суда.
Вместе с тем выводы судебных инстанций вызывают сомнения.
В ходе производства по делу защитник общества последовательно оспаривал законность проводимой проверки, обращая внимание судебных инстанций на неуведомление руководителя общества о проведении проверки общества, необеспечение обществу возможности ознакомиться с полномочиями проверяющих, направить для присутствия при проведении проверки представителей общества, имеющих надлежащие полномочия, ссылался на то, что подобная проверка должна учитывать положения законодательства о защите прав юридических лиц при проведении контрольных мероприятий.
Судья районного суда не дал указанным доводам судебной оценки, ограничился указанием на то, что проверка проведена в соответствии с требованиями постановления Губернатора Забайкальского края от 8 апреля 2020г. N 30, оснований полагать, что был нарушен Федеральный закон от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не имеется.
Судья краевого суда доводы жалобы о нарушении порядка проведении проверки оставил без внимания, ограничившись указанием на то, что нарушений процедуры проведения проверки не установлено.
Однако процедура или порядок проведения контрольного мероприятия не были установлены по делу, не исследовались судебными инстанциями, материалы проверки не истребованы.
Между тем из копии решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Читы Администрации городского округа "Город Чита" от 3 октября 2020г. N 39 следует, что в целях контроля исполнения постановления Губернатора Забайкальского края от 8 апреля 2020г. N 30 создана рабочая группа по контролю выполнения мер по защите от распространения новой коронавирусной инфекции, указан порядок ее формирования, полномочия.
Из содержания постановления Губернатора Забайкальского края, а также постановления Губернатора Забайкальского края от 17 апреля 2020г. N 38 "О внесении изменений в постановление Губернатора Забайкальского края от 8 апреля 2020 года N 30, следует, что органам местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края рекомендовано осуществить действия, предусмотренные в данных постановлениях для исполнительных органов государственной власти, в частности:
- обеспечить в пределах компетенции информирование населения о мерах по противодействию распространению в Забайкальском крае новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в том числе необходимости соблюдения требований и рекомендаций, указанных в настоящем постановлении;
- обеспечить организацию проведения проверок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Судебные инстанции оставили без внимания вопросы компетенции муниципального органа и созданной им рабочей комиссии, ее состав и полномочия. Как следствие, соблюдение порядка и результаты проведенной проверки не получили надлежащей судебной оценки.
Судами оставлено без внимания как содержание постановления Губернатора Забайкальского края от 8 апреля 2020г. N 30, так и положения ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" об осуществлении муниципального контроля за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Данные обстоятельства имеют существенное значение, поскольку согласно ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех юридически значимых обстоятельств по данному делу об административном правонарушении районным судом не соблюдены, всесторонне и полно имеющиеся доказательства не исследованы.
Допущенные районным судом нарушения не устранены краевым судом, что привело к несоблюдению порядка рассмотрения дела, предусмотренного ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, согласно которым дело по жалобе на постановление об административном наказании, не вступившее в законную силу, рассматривается вышестоящим судом по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции.
Из обстоятельств дела не следует, что допущенные районным судом недостатки порядка рассмотрения дела не могут быть устранены и восполнены при рассмотрении дела краевым судом.
При таких обстоятельствах и с учетом положений п.3 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ решение краевого суда нет оснований полагать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение тому же краевому суду.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу защитника Смольникова А.Б. удовлетворить частично.
Решение судьи Забайкальского краевого суда от 9 марта 2021г. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение тому же краевому суду.
Судья /подпись/ С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.