Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зыкина С.В.
судей Зориной С.А, Пелёвина С.А.
с участием
прокурора Чуриновой И.С.
адвоката Левадной О.В.
при секретаре Шевченко А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Спиридонова Александра Валерьевича на приговор Партизанского районного суда Красноярского края от 24 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 27 февраля 2020 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Зыкина С.В, объяснения адвоката Левадной О.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, а также мнение прокурора Чуриновой И.С, просившей об отказе в ее удовлетворении, судебная коллегия
установила:
Приговором Партизанского районного суда Красноярского края от 24 декабря 2019 года
Спиридонов Александр Валерьевич, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты", не судимый, осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к наказанию в виде 7 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу, при этом в срок отбывания наказания зачтено время содержания Спиридонова под стражей в период с 24 декабря 2019 года по день вступления приговора в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 27 февраля 2020 года приговор изменен. Исключена ссылка суда на показания свидетеля "данные изъяты" в части фактических обстоятельств преступления, сведения о котором получены в ходе опроса Спиридонова А.В. В остальной части приговор оставлен без изменения.
В кассационной жалобе осужденный Спиридонов А.В. выражает несогласие с постановленными в отношении него судебными решениями, при этом в доводах жалобы излагает показания свидетелей "данные изъяты", обращая внимание на их противоречивость. Вместе с тем, дает свою собственную оценку заключению экспертизы, которая сводится к тому, что удары, нанесенные им потерпевшему "данные изъяты" не причинили вред здоровью последнего, а смерть наступила в результате падения и удара о тупой твердый предмет, о чем, по мнению автора жалобы, также свидетельствуют показания свидетеля "данные изъяты", пояснившей о том, что ей были слышны звуки удара и последующего падения. Кроме того, полагает, что смерть потерпевшего также обусловлена отказом последнего от госпитализации и оказания ему медицинской помощи, при этом также ссылается на заключение эксперта, согласно которого при своевременном обращении "данные изъяты" за медицинской помощью, летального исхода можно было избежать. Вместе с тем, обращает внимание на установленные судом недостатки в действиях медицинских работников скорой помощи, не оказавшей соответствующую помощь потерпевшему при приезде на место происшествия. Также, по доводам жалобы, судом не учтено, что поводом к совершению преступления послужило противоправное поведение потерпевшего и иных лиц, спровоцировавших данную ситуацию, при этом обращает внимание на неустойчивость его психики, которая подтверждается заключением судебно-психиатрической комиссионной экспертизы. При этом автор жалобы полагает назначенное ему наказание чрезмерно суровым, не соответствующим тяжести совершенного им деяния, определенным без учета его положительных характеристик по месту жительства и работы, неудовлетворительного состояния здоровья, возмещения ущерба, причиненного преступлением, наличия малолетней дочери и пожилых родителей, нуждающихся в его помощи.
Считает, что совокупность смягчающих наказание обстоятельств позволяла суду применить положения ст. 64 УК РФ, при этом также выражает несогласие с суммой взысканного с него морального вреда, полагая, что она не соответствует принципам разумности и справедливости.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Шилова М.Л. просит оставить ее без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав участников судебного заседания и обсудив доводы кассационной жалобы, а также возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Однако таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Приговором суда Спиридонов А.В. признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего.
Преступление совершено 13 октября 2018 года, в период с 07 до 08 часов, в Партизанском районе Красноярского края при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
Выводы суда о виновности Спиридонова А.В. в совершении преступления являются правильными, так как подтверждаются совокупностью собранных и всесторонне исследованных по делу доказательств, при этом соответствуют фактическим обстоятельствам совершенного преступления, установленным судом на основании анализа показаний самого осужденного в части, не противоречащей фактическим обстоятельствам дела, пояснившего о нанесении им удара потерпевшему в область головы, от которого последний упал на пол. Вместе с тем, вина осужденного подтверждается показаниями свидетеля "данные изъяты" пояснившей об обстоятельствах нанесения побоев "данные изъяты" Спиридоновым, который после падения потерпевшего от удара, еще несколько раз ударил его головой о порог, а также показаниями свидетелей "данные изъяты" и других, подробно изложенными в приговоре суда.
Вышеуказанные показания согласуются между собой и объективно подтверждаются письменными доказательствами, приведенными в приговоре, в том числе заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно которого причиной смерти "данные изъяты" явилась закрытая черепно-мозговая травма в форме субдуральной гематомы и ушиба мозга, которая расценивается как повреждение, причинившее тяжкий вред здоровью человека по признаку опасности для жизни, при этом, при падении с высоты собственного роста произойти не могла.
Совокупность указанных выше, а также других, приведенных в приговоре доказательств, позволили суду прийти к обоснованному выводу о виновности Спиридонова А.В. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего, а также о правильности квалификации его действий по ч. 4 ст. 111 УК РФ.
Все доказательства, представленные сторонами, были собраны и исследованы в судебном заседании с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, при этом каждое из них получило правильную правовую оценку в совокупности с другими доказательствами, что надлежащим образом отражено в приговоре. Суд указал почему доверяет одним доказательствам и отвергает другие, в том числе показания осужденного о том, что он не наносил ударов головой потерпевшего о порог дверного проема. Такая оценка произведена судом в соответствии с требованиями ст.ст. 17, 75, 87, 88, 307 УПК РФ и тот факт, что она не совпадает с позицией осужденного, не свидетельствует о нарушении судом требований уголовно-процессуального закона и не является основанием к отмене или изменению судебного решения.
Ссылка кассационной жалобы на постановление приговора на предположениях, а также на противоречивых показаниях свидетелей, является несостоятельной. Показаниям вышеприведенных свидетелей судом дана надлежащая оценка. При этом их показания обоснованно признаны достоверными, поскольку они достаточно подробны и последовательны, не содержат существенных противоречий, согласуются между собой и с совокупностью других приведенных в приговоре письменных доказательств, допустимость которых сомнений не вызывает, в связи с тем, что собраны и исследованы они были в соответствии с нормами и требованиями уголовно-процессуального закона.
Вопреки доводам жалобы, выявленные недостатки оказания медицинской помощи медицинскими работниками при выполнении вызовов к пострадавшему в прямой причинной связи со смертью "данные изъяты" наступившей от закрытой тупой черепно-мозговой травмы, не состоят, о чем свидетельствует заключение судебной комиссионной экспертизы N 796 от 26.11.2019 года.
Заключения проведенных по делу экспертиз соответствуют требованиям ст. 204 УПК РФ.
Данное дело органами предварительного следствия расследовано, а судом первой инстанции рассмотрено, - полно, всесторонне и объективно, при этом выводы суда, изложенные в приговоре, соответствуют имеющимся доказательствам и надлежащим образом мотивированы.
Анализ приведенных в приговоре доказательств свидетельствует о том, что все фактические обстоятельства дела судом установлены верно и по делу обоснованно постановлен обвинительный приговор, который соответствует требованиям уголовно-процессуального закона. В нем указаны время, место и обстоятельства преступного деяния, установленные судом, проанализированы доказательства, обосновывающие выводы суда о причастности Спиридонова к содеянному и его виновности.
Каких-либо противоречий в доказательствах, ставящих под сомнение выводы суда о виновности осужденного, не имеется.
Наказание Спиридонову А.В. назначено в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, личности виновного, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, а также всех конкретных обстоятельств дела, при этом обеспечивает цели наказания, установленные ст. 43 УК РФ.
Все заслуживающие внимания обстоятельства, имеющиеся в материалах уголовного дела, в том числе те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, учитывались при решении вопроса о виде и размере наказания Спиридонова А.В, оснований для смягчения которого не усматривается.
Суд обоснованно не нашел оснований для применения ст. 64 УК РФ и посчитал невозможным назначить наказание с применением ст. 73 УК РФ, приведя в приговоре мотивы принятых решений.
Не вызывает сомнений в своей законности и обоснованности решение суда об отсутствии оснований для изменения категории преступления в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ.
Оснований для признания в качестве смягчающего наказание обстоятельства противоправного поведения потерпевшего, у суда также не имелось.
Вместе с тем, гражданский иск потерпевшей о взыскании с осужденного компенсации морального вреда, разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, при этом его размер определен в соответствии с ч. 2 ст. 151, ч. 2 ст. 1101 ГК РФ, с учетом характера и степени причиненных потерпевшей физических и нравственных страданий, требований разумности и справедливости, при этом учитывалось также имущественное положение осужденного, являющегося трудоспособным.
Суд апелляционной инстанции, внеся соответствующие изменения, также надлежаще проверил законность и обоснованность приговора в отношении Спиридонова, в том числе по всем доводам, аналогичным изложенным в кассационной жалобе, мотивировав в соответствии с требованиями ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ принятое решение, не согласиться с выводами которого оснований не имеется.
Так, доводы жалобы о противоречивости свидетельских показаний, о получении потерпевшим повреждений при падении, о недостатках при оказании последнему медицинской помощи, а также о чрезмерной суровости назначенного наказания, являлись предметом проверки и оценки суда, как первой, так и апелляционной, инстанций и не нашли своего подтверждения по мотивам, изложенным в судебном решении.
Таким образом, нарушений уголовного и уголовно-процессуального законов, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение судебных решений, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14, ст. 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу осужденного Спиридонова Александра Валерьевича на приговор Партизанского районного суда Красноярского края от 24 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 27 февраля 2020 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Зыкин
Судьи С.А. Зорина
С.А. Пелёвин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.