Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Евтифеевой О.Э. и Зиновьевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 51" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, Федеральной службы исполнения наказаний, поданной через суд первой инстанции 12 августа 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 31 марта 2021 года по административному делу N 2а-2540/2020 по административному исковому заявлению Иркутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 51" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, Федеральной службе исполнения наказаний об обязании произвести определенные действия.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 51" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области Рудых Е.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Иркутский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в Иркутский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 51" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, Федеральной службе исполнения наказаний, в котором с учетом уточнения требований просил обязать ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Иркутской области оборудовать в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу пандусами с ограждениями и поручнями вход в здание "Столовая (колонии-поселения)" (нежилое, 2 - этажный, инвентарный номер 25:212:001:200605490, кадастровый номер 38-38-01/145/2008-260, адрес объекта: Иркутская область, Иркутский район, поселок Плишкино, и входы в общежитие N 1 отряда N 2, общежитие N 2 отряда N 1, расположенные в здании "Административный корпус (колонии - поселения)" (нежилое, 2 - этажный, инвентарный номер 25:212:001:200605470, кадастровый номер 38-38-01/145/2008-259, адрес объекта: Иркутская область, Иркутский район, поселок Плишкино, а также взыскать государственную пошлину.
В обоснование требований указал, что проведенной в сентябре 2018 года Иркутской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверкой установлены допущенные ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Иркутской области нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. При входе в здание "Столовая (колонии-поселения)" и входах в общежитие N 1 отряда N 2, общежитие N 2 отряда N 1 отсутствуют пандусы с ограждениями и поручнями, что препятствует свободному доступу инвалидов в столовую.
30 сентября 2018 года начальнику ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Иркутской области внесено представление, согласно ответу на которое от 31 октября 2018 года в учреждении имеются в наличии пандусы переносные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в столовую и отряды учреждения.
Проведенной в июне 2019 года проверкой установлено, что меры по оборудованию входов в здание "Столовая (колонии - поселения)" и общежития N 1 отряда N 2, общежития N 2 отряда N 1 пандусами с ограждениями и поручнями не приняты.
Определением Иркутского районного суда Иркутской области от 4 сентября 2019 года принят отказ от иска в части требований о признании незаконным бездействия ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Иркутской области, производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 4 сентября 2019 года требования административного истца к ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Иркутской области, ГУФСИН России по Иркутской области удовлетворены, на ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Иркутской области возложена обязанность оборудовать вход в здание "Столовая (колонии-поселения)" (нежилое, 2 - этажный, инвентарный номер 25:212:001:200605490, кадастровый номер 38-38-01/145/2008-260, адрес объекта: Иркутская область, Иркутский район, поселок Плишкино) и входы в общежитие N 1 отряда N 2, общежитие N 2 отряда N 1, расположенные в здании "Административный корпус (колонии - поселения)" (нежилое, 2 - этажный, инвентарный номер 25:212:001:200605470, кадастровый номер 38-38-01/145/2008-259, адрес объекта: Иркутская область, Иркутский район, поселок Плишкино) пандусами с ограждениями и поручнями в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу; с ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Иркутской области, ГУФСИН России по Иркутской области солидарно взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 января 2020 года решение Иркутского районного суда Иркутской области от 4 сентября 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Иркутской области - без удовлетворения.
Кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июля 2020 года решение Иркутского районного суда Иркутской области от 4 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 января 2020 года отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Иркутского районного суда Иркутской области от 27 октября 2020 года требования административного истца к ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Иркутской области, ГУФСИН России по Иркутской области, ФСИН России удовлетворены, на ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Иркутской области возложена обязанность оборудовать вход в здание "Столовая (колонии-поселения)" (нежилое, 2 - этажный, инвентарный номер 25:212:001:200605490, кадастровый номер 38-38-01/145/2008-260, адрес объекта: Иркутская область, Иркутский район, поселок Плишкино) и входы в общежитие N 1 отряда N 2, общежитие N 2 отряда N 1, расположенные в здании "Административный корпус (колонии поселения)" (нежилое, 2 - этажный, инвентарный номер 25:212:001:200605470, кадастровый номер 38-38-01/145/2008-259, адрес объекта: Иркутская область, Иркутский район, поселок Плишкино) пандусами с ограждениями и поручнями в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 31 марта 2021 года принят отказ Иркутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от административных исковых требований к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 51 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" оборудовать вход в помещение столовой и общежития пандусами с ограждениями и поручнями, решение Иркутского районного суда Иркутской области от 27 октября 2020 года в указанной части отменено, производство по делу в данной части прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 31 марта 2021 года решение Иркутского районного суда Иркутской области от 27 октября 2020 года отменено, принято новое решение об удовлетворении требований административного истца к ФСИН России, на ФСИН России возложена обязанность оборудовать вход в здание "Столовая (колонии-поселения)" (нежилое, 2 - этажный, инвентарный номер 25:212:001:200605490, кадастровый номер 38-38-01/145/2008-260, адрес объекта: Иркутская область, Иркутский район, поселок Плишкино) и входы в общежитие N 1 отряда N 2, общежитие N 2 отряда N 1, расположенные в здании "Административный корпус (колонии-поселения)" (нежилое, 2 - этажный, инвентарный номер 25:212:001:200605470, кадастровый номер 38-38-01/145/2008-259, адрес объекта: Иркутская область, Иркутский район, поселок Плишкино) пандусами с ограждениями и поручнями в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении административного искового заявления к ГУФСИН России по Иркутской области о возложении обязанности оборудовать вход в помещение столовой и общежития пандусами с ограждениями и поручнями отказано.
В кассационной жалобе представитель ФСИН России, ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Иркутской области, ГУФСИН России по Иркутской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 31 марта 2021 года с принятием нового решения, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Заявитель, приводя доводы апелляционной жалобы, настаивает, что положения статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181 - ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, в то время как указанные в административном исковом заявлении объекты к таким объектам не относятся, так как возведены в 1980 году.
Судом не учтено, что Минюстом России приняты нормативные акты, на основании которых реализуется комплекс мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, в том числе путем сопровождения инвалидов, а также оказания сотрудниками учреждения им соответствующей помощи в преодолении препятствий к получению услуг наравне с другими лицами. Доказательства, которые бы очевидно указывали на нарушение прав инвалидов отсутствием ограждений и поручней, в материалы дела не представлены.
Считает, что возложение на ФСИН России обязанности по оборудованию спорных зданий пандусами с ограждениями и поручнями является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, поскольку ограничивает права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Иркутской области принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судом апелляционной инстанции.
При рассмотрении дела установлено, что на территории ФКУ КП-51 имеется здание "Столовая (колонии-поселения)" (нежилое, 2 - этажное, инвентарный N 25:212:001:200605490, кадастровый N 38-38-01/145/2008-260, и общежитие N 1 отряда N 2, общежитие N 2 отряда N 1, расположенные в здании "Административный корпус (колонии-поселения)" (нежилое, 2 - этажное, инвентарный N 25:212:001:200605470, кадастровый N 38-38- 01/145/2008-259, адрес объектов: Иркутская область, Иркутский район, поселок Плишкино).
Результатами проведенной прокуратурой проверки соблюдения ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Иркутской области гарантированных прав осужденных и арестованных, имеющих инвалидность, установлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов выразившиеся в том, что при входе в здание "Столовая (колонии-поселения)" и входах в общежитие, расположенных в здании "Административный корпус" (помещения с массовым пребыванием людей), имеются одиночные ступени и перепады высот пола, однако указанные здания не оборудованы пандусами с ограждениями и поручнями, что препятствует свободному доступу инвалидов в столовую, чем нарушаются их права на беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры. В адрес начальника ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Иркутской области вынесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства, в том числе статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статей 9, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, поскольку здания столовой и отрядов N 1, 2 не оборудованы пандусами с ограждениями и поручнями.
18 июня 2019 года вновь проведена проверка соблюдения ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Иркутской области гарантированных прав осужденных, имеющих инвалидность, в ходе которой установлено, что администрацией исправительного учреждения меры по оборудованию здания "Столовая (колонии поселения)" и общежития N 1 отряда N 2, общежития N 2 отряда N 1, расположенных в здании "Административный корпус (колонии поселения)", пандусами с ограждениями и поручнями не приняты.
Разрешая административные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, установив, что при входе в здание "Столовая (колонии-поселения)" и входах в общежитие N 1 отряда N 2, общежитие N 2 отряда N 1, расположенных в здании "Административный корпус" (помещения с массовым пребыванием людей), имеются одиночные ступени и перепады высот пола, и указанные здания не оборудованы пандусами с ограждениями и поручнями, что препятствует свободному доступу инвалидов в столовую, чем нарушаются их права на беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры, исходил из того, что всеми административными ответчиками по делу допущены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов и прав отбывающих наказание в исправительном учреждении осужденных, имеющих соответствующий статус.
Проверяя законность принятого решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда о допущенных нарушениях законодательства о социальной защите инвалидов, указав при этом, что исходя из предмета административных исковых требований прокурора, надлежащим административным ответчиком, на которого следует возложить обязанность по устранению нарушений, исполнение которой требует внесение изменений в существующую конструкцию зданий, является Федеральная служба исполнения наказаний, на которую следует возложить обязанность по оборудованию спорных зданий пандусами с ограждениями и поручнями.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в частности: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски (пункт 3).
Разделом XXVIII "Особенности содержания осужденных, являющихся инвалидами" Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. N 295, установлено, что обеспечение осужденным - инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
Согласно Уставу ФКУ "Колония - поселение N 51 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" собственником имущества Учреждения является Российская Федерация. Полномочия собственника имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления осуществляет ФСИН России (пункты 1.2, раздел V Устава).
Согласно свидетельствам о регистрации права здания столовой (колонии-поселения) и здание административного корпуса (колонии - поселения) переданы в оперативное управление ФКУ "Колония - поселение N 51 ГУФСИН России по Иркутской области".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" ФСИН России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
С учетом приведенного правового регулирования, учитывая, что предметом административного иска является возложение обязанности оборудовать здания пандусами с ограждениями и поручнями, исполнение которой требует внесение изменений в существующую конструкцию зданий, приняв во внимание, что мероприятия по строительству и реконструкции зданий могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета и исправительное учреждение не вправе самостоятельно решать вопрос о возведении пандусов с ограждениями и поручнями, поскольку не располагает необходимыми средствами для выполнения таких работ, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности по оборудованию спорных зданий пандусами с ограждениями и поручнями на ФСИН России.
Доводы кассатора об обратном основаны на неверном толкования норм права и правильных выводов суда не опровергают.
Утверждения заявителя кассационной жалобы о том, что спорные здания столовой и административного корпуса построены в 1980 году и требования Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ в отношении них не распространяются, не основан на законе, поскольку необходимость создания условий соблюдения прав инвалидов не может быть поставлена в зависимость от периода постройки объекта социальной инфраструктуры.
Согласно статье 15 Федерального закона N 181-ФЗ инвалиды имеют право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, к которым относятся и жилые дома. Для инвалидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса, отвечающего лишь установленным техническим требованиям (СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения), или иного оборудования, к которому относятся специальные подъемные устройства, при этом год постройки помещения, на котором будет установлен пандус, значения не имеет.
Доказательств наличия официальной технической документации, указывающей на запрет установки пандусов в спорных помещениях, материалы дела не содержат.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что здания столовой и общежитий подлежат оборудованию пандусами с ограждениями и поручнями, и иных способов восстановления нарушенных прав инвалидов не имеется.
Возлагая на ФСИН России исполнение указанной обязанности, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что данный орган осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы.
Вопреки мнению кассатора наличие возможности оказания сотрудниками учреждения помощи инвалидам в получении доступа к объектам инфраструктуры не исключает обязанности оборудовать помещения социальной значимости для осужденных - инвалидов пандусами с ограждениями и поручнями.
Доказательств устранения выявленных нарушений требований ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" административным ответчиком не представлено.
Выводы, изложенные в судебном акте, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 31 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.