Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Евтифеевой О.Э. и Зиновьевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Гусейнова Эльдара Афраиловича, поданной через суд первой инстанции 30 августа 2021 года, на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 10 августа 2021 года по административному делу N 2а-2722/2021 по административному исковому заявлению Гусейнова Эльдара Афраиловича к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, исполняющему обязанности начальника Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю Саутину Дмитрию Викторовичу о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения Гусейнова Э.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю Зверевой А.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Гусейнов Э.А. обратился в Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, исполняющему обязанности начальника Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю Саутину Д.В, в котором с учетом уточнения требований просил признать незаконными действия сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по "адрес" по невручению передачи и по непредоставлению свидания с сестрой, обязать администрацию ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю прекратить применение в отношении него взыскания 19 марта 2021 года в 17 часов 00 минут; признать незаконными действия администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю по ограничению его прав в связи с невручением ему передачи в период с 14 марта 2021 года по 29 марта 2021 года, возложить обязанность вручить ему пригодные к употреблению продукты питания, которые были испорчены.
В обоснование требований указал, что 14 марта 2021 года в 12 часов 25 минут он был освобожден из карцера N 10 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, в этот же день ему от ФИО8 (сестры) поступила передача, которая на день подачи иска (17 марта 2021 года) ему не вручена, свидание с ним сестре не предоставлено.
14 марта 2021 года в 17 часов 00 минут он снова был водворен в карцер на 15 суток по постановлению от 19 февраля 2021 года.
Передача, поступившая от Гусейновой Д.А. 14 марта 2021 года, была вручена ему только 29 марта 2021 года, в результате были испорчены продукты питания, которые он отказался получать.
Полагает, что действиями сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю по невручению передачи и по непредоставлению свидания с сестрой нарушены его права, гарантированные статьями 17, 39 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьями 21, 22, 38, 49, 52 Конституции Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 10 августа 2021 года, в удовлетворении требований административного истца отказано.
В кассационной жалобе Гусейнов Э.А. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель, ссылаясь на положения, установленные Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", настаивает на нарушении его права бездействием по невручению передачи и ненадлежащему ее хранению, что привело к порче продуктов питания и причинению материального ущерба.
Полагает, что бездействие администрации следственного изолятора по непредоставлению ему свидания с сестрой по причине загруженности помещений для краткосрочных свиданий не может оправдывать нарушение его прав, гарантированных пунктом 5 части 1 статьи 17, статьей 18 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", выводы судов об обратном противоречат правовой позиции Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в кассационном определении от 17 июня 2021 года N 88А-9242/2021. Кроме того, данным бездействием, по его мнению, причинен материальный ущерб в связи с тратой денежных средств его сестрой на проезд из "адрес" в "адрес" на личном автомобиле.
Считает, что суд не дал правовой оценки постановлениям о водворении его в карцер, что привело к неправильным выводам относительно его освобождения из карцера, поскольку после выхода из карцера в камере он не размещался, его выводили на 4 часа 30 минут для санитарной обработки, стирки личных вещей, обыска и прохождения медицинского освидетельствования. При этом пребывание в карцере необоснованно продлено до 29 марта 2021 года.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что Гусейнов Э.А. содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю.
На основании постановления от 19 февраля 2021 года (по факту нарушения от 10 февраля 2021 года) Гусейнов Э.А. 27 февраля 2021 года в 12 часов 26 минут был водворен в карцер, освобожден из карцера 14 марта 2021 года в 12 часов 26 минут, после чего на основании постановления от 19 февраля 2021 года (по факту нарушения 9 февраля 2021 года) вновь водворен в карцер 14 марта 2021 года в 17 часов 00 минут, где находился до 17 часов 00 минут 29 марта 2021 года.
14 марта 2021 года от ФИО8, сестры Гусейнова Э.А, поступила передача с продуктами питания весом 27, 1 кг, передача была досмотрена сотрудниками СИЗО-1 в целях обнаружения запрещенных предметов, веществ и продуктов питания, в том числе с использованием технических средств.
Передача вручена Гусейнову Э.А. 29 марта 2021 года после освобождения его из карцера.
Разрешая заявленные по существу требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что действия сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, связанные с досмотром продуктов питания, предназначенных для передачи Гусейнову Э.А, закону не противоречат и прав Гусейнова Э.А. не нарушают. Срок вручения Гусейнову Э.А. передачи не нарушен, передача вручена в день освобождения из карцера. Суд также пришел к выводу, что обстоятельства по длительному невручению передачи и порче продуктов никак не связаны с действиями сотрудников ФКУ СИЗО-1, которые не несут ответственности за естественную порчу вложений посылок в силу длительного хранения.
Также суд первой инстанции, установив, что согласно ведомости проведения краткосрочных свиданий от 14 марта 2021 года в указанную дату краткосрочные свидания продолжительностью до 3 часов были предоставлены 14 лицам, содержащимся под стражей, заявления о предоставлении которых поступили до обращения ФИО9. по вопросу предоставления свидания, пришел к выводу о том, что непредоставление ей свидания с Гусейновым Э.А. 14 марта 2021 года обусловлено объективными причинами, поскольку возможность предоставления свидания в конкретном месте содержания под стражей определяется администрацией этого места, исходя из порядка очередности, загруженности учреждения, так как иное может повлечь нарушение прав других подозреваемых и обвиняемых на свидание с родственниками и иными лицами.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отметив, что оснований для проверки законности постановлений о водворении Гусейнова Э.А. в карцер не имелось, поскольку в административном иске он их не оспаривал, ссылался лишь на необходимость прекращения исполнения постановления 19 марта 2021 года в 17 часов 00 минут.
Выводы судов являются правильными.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 16 части 1 статьи 17, частью 1 статьи 25 Федерального закона N 103-ФЗ предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые имеют право получать без ограничения количества посылки, передачи, вес которых не должен превышать норм, предусмотренных почтовыми правилами, а также передачи, общим весом не более тридцати килограммов в месяц. Вещи, передачи и посылки подозреваемых и обвиняемых подвергаются досмотру (статья 34 Федерального закона N 103-ФЗ).
В соответствии с пунктом 66 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции России от ДД.ММ.ГГГГ N 189 (далее - Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов) прием посылок и передач, адресованных подозреваемым и обвиняемым, осуществляется в помещении СИЗО, оборудованном для этой цели.
Сверка наличия и веса содержимого передач осуществляется в присутствии доставивших их лиц. В целях обнаружения запрещенных предметов, веществ и продуктов питания посылки, бандероли и передачи подвергаются досмотру, в том числе с применением имеющихся в наличии технических средств. Содержимое посылок, бандеролей и передач досматривается тщательно и аккуратно, принимаются меры для обеспечения возможности его дальнейшего использования по назначению. При производстве досмотра содержимого посылок, бандеролей и передач соблюдаются правила личной и производственной гигиены (пункт 68 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов).
Приняв передачу, сотрудник СИЗО возвращает посетителю личные документы и первый экземпляр заявления с распиской в приеме, второй экземпляр приобщает к личному делу подозреваемого или обвиняемого после его росписи в получении передачи. В справочной карточке на это лицо делается отметка о получении передачи. В случае отказа подозреваемого или обвиняемого расписаться на заявлении, на нем делается об этом соответствующая отметка. Вес посылок и передач регистрируется в специальном журнале, после чего они выдаются адресату. Третий экземпляр заявления подшивается в номенклатурное дело и хранится в течение пяти лет после убытия подозреваемого или обвиняемого (пункт 69 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов).
Посылки, поступившие в адрес лиц, водворенных в карцер, сдаются на склад для хранения и вручаются подозреваемым и обвиняемым после окончания срока их пребывания в карцере (пункт 76 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов).
В силу пунктов 78-79 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов администрация следственного изолятора обеспечивает сохранность вложений посылок и передач, однако за естественную порчу этих вложений в силу длительного хранения, а также за утерю товарного вида в результате досмотра ответственности не несет, о чем предупреждаются лица, доставившие передачу. Посылка или передача должна быть вручена подозреваемому или обвиняемому не позднее одних суток после их приема, а в случае временного убытия подозреваемого или обвиняемого - после его возвращения.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года N 204-дсп утверждена Инструкция об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, в соответствии с пунктом 40.9 Инструкции при досмотре передач, посылок и вещей:
хлебобулочные изделия (булки, батоны, буханки, кексы, рулеты и т.п.) разрезаются на части;
жидкие продукты переливаются в подменную посуду;
консервы вскрываются и перекладываются в другую посуду;
рыба, сыры, сало, колбасные и мясные изделия разрезаются на части;
сыпучие продукты (сахар, сахарный песок и т.п.) пересыпаются;
пачки сигарет и папирос вскрываются, сигареты и папиросы ломаются;
конфеты принимаются без оберток, разрезаются на части, все другие продукты, которые могут быть использованы для сокрытия в них записок и других запрещенных предметов, проверяются так же. Досмотр производится таким образом, чтобы продукты не теряли своих свойств;
книги, журналы и прочие печатные издания принимаются в порядке, установленном приказом Министерства юстиции Российской Федерации от14 октября 2005 года N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".
С учетом приведенного правового регулирования и установленных фактических обстоятельств дела, судебные инстанции, отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными действий (бездействия) административного ответчика в части невручения передачи Гусейнову Э.А. в течение суток после ее приема, обоснованно исходили из законности оспариваемых действий (бездействия) и отсутствия нарушения прав административного истца, поскольку в целях соблюдения установленного в местах содержания под стражей режима и предотвращения возможности передачи в посылках запрещенных предметов и веществ передачи и посылки подвергаются досмотру, в результате которого может быть утерян товарный вид вложения, а требование вскрывать упаковки (контейнеры), разрезать на части продукты, которые могут быть использованы для сокрытия в них записок и других запрещенных предметов, не противоречит закону, без нарушения целостности не представляется возможным установить наличие или отсутствие в них запрещенных предметов и веществ.
На основании положений статьи 40 Федерального закона N 103-ФЗ и пункта 76 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов суды обоснованно указали, что срок вручения Гусейнову Э.А. передачи не нарушен, передача вручена в день освобождения его из карцера.
Доводы кассатора об обратном несостоятельны.
Пунктом 2 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов предусмотрено, что в следственных изоляторах устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (пункт 3 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов).
Вместе с тем частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 6 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 части второй статьи 16 Федерального закона N 103-ФЗ Правилами внутреннего распорядка устанавливается, в том числе порядок материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых.
Вместе с тем согласно части 12 статьи 40 Федерального закона N 103-ФЗ при водворении в карцер устанавливаются дополнительные ограничения в том числе, в виде запрещения переписки, получения посылок и передач, просмотра телепередач. Посылки и передачи вручаются подозреваемым и обвиняемым после окончания срока их пребывания в карцере.
Поэтому указанные ограничения могли быть применены административным ответчиком в отношении Гусейнова Э.А. в соответствии с положениями закона.
В соответствии с абзацами 3-4 статьи 18 Федерального закона N 103-ФЗ, пунктами 139, 140 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.
Свидания с родственниками и иными лицами осуществляются под контролем сотрудников мест содержания под стражей и в случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, прерываются досрочно.
Разрешение действительно только на одно свидание. В письменном разрешении на свидание, заверенном гербовой печатью, должно быть указано, кому и с какими лицами оно разрешается. На основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, а также документов, удостоверяющих личность, начальник СИЗО или его заместитель дают письменное указание о разрешении свидания и определяют его продолжительность с учетом общей очереди, после чего отдают распоряжение дежурному помощнику о его проведении.
Свидания предоставляются в порядке общей очереди (пункт 141 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов).
В силу части 12 статьи 40 Федерального закона N 103-ФЗ при водворении в карцер устанавливаются дополнительные ограничения в том числе, в виде запрещения свиданий.
С учетом приведенных нормативных положений, суды, разрешая заявленные требования о незаконности действий (бездействия) административного ответчика по непредоставлению Гусейнову Э.А. свидания с сестрой, установив, что непредоставление свидания 14 марта 2021 года обусловлено объективными причинами, пришли к верному выводу о том, что возможность предоставления свидания определяется администрацией следственного изолятора, исходя из порядка очередности, загруженности учреждения, поскольку иное может повлечь нарушение прав других подозреваемых и обвиняемых на свидание с родственниками и иными лицами.
Доводам кассатора о нарушении его прав незаконным бездействием администрации следственного изолятора по непредоставлению ему свидания с сестрой судами обеих инстанций дана надлежащая оценка, с которой не имеется оснований не согласиться, данные доводы правомерно отклонены по мотивам, приведенным в судебных постановлениях.
Ссылки кассатора на противоречие выводов судов правовой позиции Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в кассационном определении от 17 июня 2021 года N 88А-9242/2021, не заслуживают внимания и не влияют на правильность принятых судебных актов, поскольку приведенная позиция кассационного суда по иному делу сформирована в отношении спора между Гусейновым Э.А. и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю по не имеющим отношения к настоящему делу обстоятельствам.
Утверждения автора жалобы о причинении материального ущерба его сестре, истратившей денежные средства на проезд из "адрес" в "адрес" на личном автомобиле, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Доводы Гусейнова Э.А. о необходимости правовой оценки постановлений о водворении его в карцер, о неправильных выводах судов относительно его освобождения из карцера, о непрерывном пребывании в карцере до 29 марта 2021 года, о наличии у руководителя следственного изолятора полномочий по отложению исполнения наказания о водворении в карцер были предметом изучения суда апелляционной инстанции, в обжалуемом апелляционном определении им дана соответствующая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не содержат фактов, не учтенных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, которые влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оснований для отмены судебных актов, по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 10 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.