Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-994/2021; УИД: 42RS0009-01-2020-001844-88 по иску Гулбани Елены Борисовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и включении периодов работы в специальный трудовой стаж, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 3 марта 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения истца Гулбани Е.Б, ее представителя Божкова П.Ю, поддержавших доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гулбани Е.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению
- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) (далее по тексту также ГУ -УПФ РФ в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное)) о назначении досрочной страховой пенсии по старости и включении периодов работы в специальный стаж.
Требования мотивированы тем, что 16 декабря 2019 г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан в учреждениях более 30 лет.
Решением комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) N от 12 февраля 2020 г. ей было отказано в назначении пенсии по причине невключения в специальный стаж периода с 5 июня 1992 г. по 8 февраля 1 994 г. (1 год 08 мес. 04 дн.) - работа в должности врача-стоматолога на муниципальном медицинском предприятии "Городская стоматологическая поликлиника N" (далее по тексту также ММП "Городская стоматологическая поликлиника N 11"), так как законодателем изначально определена единственная организационно- правовая форма лечебно-профилактических организаций - "учреждение", а не "предприятие".
С данным решением она не согласна, поскольку до и после переименования, ММП "Городская стоматологическая поликлиника N" выполняло одни и те же функции по оказанию медицинской помощи, что подтверждается уставами до и после переименования, ее должностные обязанности также не менялись, она продолжала работать в этой же должности и выполняла те же функции.
На дату обращения с заявлением (16 декабря 2019 г.) ответчиком учтен специальный стаж 28 лет 05 месяцев 04 дня, соответственно, с учетом включения спорного периода на дату обращения специальный стаж составит 30 лет 01 мес. 08 дн.
Гулбани Е.Б. просила суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) N от 12 февраля 2020 г. в части отказа в назначении пенсии, не включения в стаж периода работы с 5 июня 1992 г. по 8 февраля 1994 г. в должности врача - стоматолога в муниципальном медицинском предприятии "Городская стоматологическая поликлиника N", обязать ответчика включить в специальный стаж период ее работы в должности врача- стоматолога в муниципальном медицинском предприятии "Городская стоматологическая поликлиника N" с 5 июня 1992 г. по 8 февраля 1994 г. и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, а именно с 8 мая 2020 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 16 июня 2020 г. постановлено:
"Исковые требования Гулбани Е.Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) удовлетворить частично.
Признать незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) N от 12 февраля 2020 г. в части не включения в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периода работы Гулбани Елены Борисовны с 5 июня 1992 г. по 8 февраля 1994 г. (01 год 08 месяцев 04 дня).
Обязать УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, период работы Гулбани Елены Борисовны с 5 июня 1992 г. по 8 февраля 1994 г. (01 год 08 месяцев 04 дня).
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) назначить Гулбани Елене Борисовне досрочную страховую пенсию в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 16 июня 2020 г.".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 октября 2020 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 16 июня 2020 г. оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2021г. постановлено:
"Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 16 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 октября 2020 г. отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) удовлетворить".
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 3 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 июня 2021 г. постановлено:
"Исковые требования Гулбани Елены Борисовны удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонного) N от 12 февраля 2020 г. в части отказа в назначении пенсии и не включения в специальный трудовой стаж периода работы с 5 июня 1992 г. по 8 февраля 1994 г. (1 год 08 мес. 4 дн.) в должности врача-стоматолога в муниципальном медицинском предприятии "Городская стоматологическая поликлиника N".
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) включить в специальный трудовой стаж Гулбани Елены Борисовны период работы с 5 июня 1992 г. по 8 февраля 1994 г. (1 год 08 мес. 4 дн.) в должности врача-стоматолога в муниципальном медицинском предприятии "Городская стоматологическая поликлиника N" и назначить ей досрочную страховую пенсию в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 8 мая 2020 г.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонного) в пользу Гулбани Елены Борисовны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей".
В кассационной жалобе начальник Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) Денисова А.А. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований Гулбани Е.Б.
Относительно доводов кассационной жалобы истцом Гулбани Е.Б. принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения истца Гулбани Е.Б, ее представителя Божкова П.Ю, поддержавших доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16 декабря 2019 г. Гулбани Е.Б. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан в учреждениях более 30 лет.
По результатам рассмотрения заявления комиссией ГУ УПФ РФ в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) 12 февраля 2020 г. было принято решение N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы на соответствующих видах работ, при этом в специальный стаж истца не включен период с 5 июня 1992 г. по 8 февраля 1994 г. - работа в должности врача- стоматолога на муниципальном медицинском предприятии "Городская стоматологическая поликлиника N", так как законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма лечебно-профилактических организаций - "учреждение", а не "предприятие".
Как следует из письменных материалов гражданского дела и установлено судом, согласно справке N от 19 мая 2020 г, Городская стоматологическая поликлиника N г. Кемерово создана в соответствии с приказом Отдела здравоохранения Исполнительного комитета Кемеровского городского Совета народных депутатов от 5 ноября 1984 г. N.
На основании распоряжения Администрации города Кемерово от 5 июня 1992 г. N Городская стоматологическая поликлиника N г. Кемерово перерегистрирована в Муниципальное медицинское предприятие "Городская стоматологическая поликлиника N".
Согласно Постановлению Администрации города Кемерово от 9 февраля 1994 г. N о перерегистрации муниципальных медицинских предприятий в медицинские учреждения Муниципальное медицинское предприятие "Городская стоматологическая поликлиника N было перерегистрировано в Муниципальное медицинское учреждение "Стоматологическая поликлиника N".
Муниципальное медицинское учреждение "Стоматологическая поликлиника N 11 перерегистрировано в Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая стоматологическая поликлиника N" на основании решения Комитета по управлению имуществом N от 6 августа 1998г.
Муниципальное автономное учреждение здравоохранения "Городская клиническая стоматологическая поликлиника N" создано путем изменения типа существующего Муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая стоматологическая поликлиника N" на основании решения Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Кемерово от 10 июня 2011 г. N.
Муниципальное автономное учреждение здравоохранения "Городская клиническая стоматологическая поликлиника N" переименовано в Государственное автономное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Кемеровская городская клиническая стоматологическая поликлиника N" на основании решения департамента охраны здоровья населения Кемеровской области от 16 декабря 2016 г. N.
15 августа 2019 г. государственное автономное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Кемеровская городская клиническая стоматологическая поликлиника N" (ГАУЗ КО "КГКСП N") реорганизовано в форме слияния, образовав Государственное автономное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Областная клиническая стоматологическая поликлиника" (ГАУЗ КО "ОКСП") на основании распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 апреля 2019г. N "О реорганизации государственных учреждений здравоохранения Кемеровской области".
Согласно материалам дела и трудовой книжке Гулбани Е.Б. работала в спорный период с 5 июня 1992 г. по 8 февраля 1994 г. в должности врача-стоматолога на муниципальном медицинском предприятии "Городская стоматологическая поликлиника N".
Также согласно справке N от 19 мая 2020 г. Гулбани Е.Б. была принята в Городскую стоматологическую поликлинику N г. Кемерово на должность врача-интерна для прохождения одногодичной интернатуры по терапевтической стоматологии с 23 августа 1990 г. (приказ от 20 августа 1990 г. N).
1 августа 1991 г. переведена на должность врача-стоматолога детского отделения (приказ от 1 августа 1991 г. N), 16 октября 2018 г. уволена (приказ от 15 октября 2018 г. N).
За вышеуказанный период истец работала на 1, 0 ставку полный рабочий день.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы истца с 5 июня 1992 г. по 8 февраля 1994 г. в должности врача-стоматолога на муниципальном медицинском предприятии "Городская стоматологическая поликлиника N", суд первой инстанции исходил из того, что организационно-правовая форма организации, в которой истец осуществляла лечебную деятельность, изменялась, однако должностные обязанности истца, условия, содержание и характер труда Гулбани Е.Б. остались неизменными на протяжении всего спорного периода.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, действующая на день подачи заявления истцом в органы Пенсионного фонда).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 г. N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
В пункте 1 Списка N 464 указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Установив, что организационно - правовая форма организации, в которой истец осуществляла лечебную деятельность, изменялась, при этом должностные обязанности истца, условие, содержание и характер труда Гулбани Е.Б, остались неизменными на протяжении всего спорного периода, суды первой и апелляционной инстанций принимая во внимание, что на дату обращения Гулбани Е.Б. 16 декабря 2019 г. был учтен специальный стаж 28 лет 5 мес. 4 дн, с учетом включения спорного периода 01 год 08 мес. 4 дн, и на дату обращения специальный стаж истца составляет 30 лет 01 месяц 8 дней, правомерно возложили на ответчика обязанность назначить Гулбани Е.Б. досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствий с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены сроки назначения страховой пенсии по старости в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста.
В соответствии с указанным Приложением, если годом возникновения права на страховую пенсию по старости является 2019 год, то срок назначения такой пенсии по старости определен не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Установив, что с учетом включения в специальный страховой стаж спорных периодов работы истцом требуемый стаж выработан на 8 декабря 2019 г, суд определилк назначению страховую пенсию истцу с 8 мая 2020 г.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорный период работы истца не может быть включен в специальный стаж, поскольку законодательством изначально определена организационно - правовая форма лечебно - профилактических организаций - учреждения, а не предприятия, в целом повторяют позицию ответчика, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 3 марта 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.