Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Леонтьевой Т.В, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-870/2021 (УИД 04RS0018-01-2021-000006-77) по иску Коваленко Константина Александровича к Федеральному государственному казённому учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице Отделения территориального г. Улан-Удэ, Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) филиал "Восточный" о признании решения незаконным, о признании права на обеспечение жилым помещением, о возложении обязанности принять на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением, о предоставлении жилищной субсидии, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Коваленко Константина Александровича на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 31 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 12 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, объяснения представителя Коваленко Константина Александровича и его представителя по доверенности Магдеевой Ольги Дмитриевны, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ФГАУ "Росжилкомплекс" Степаненко О.А, действующей по доверенности, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Коваленко К.А. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казённому учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице Отделения территориального г. Улан-Удэ (далее также - ФГКУ "Востокрегионжилье"), Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) филиал "Восточный" (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс" о признании решения незаконным, о признании права на обеспечение жилым помещением, о возложении обязанности принять на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением, о предоставлении жилищной субсидии, взыскании судебных расходов.
В обоснование исковых требований Коваленко К.А. указал, что 18 августа 2020 г. обратился в ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением, в котором просил признать его как члена семьи умершего военнослужащего нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма с учётом прав умершего отца К.1 Решением начальника территориального отделения ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации N от 28 сентября 2020 г. ему отказано в принятии на такой учёт, с чем он не согласен, так как его отец К.1 проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации с 5 августа 1980 г. по 30 сентября 1994 г. г. и с 16 июня 1995 г. по 2 марта 1998 г, тем самым имел достаточную выслугу для обеспечения его жильём в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Отец умер ДД.ММ.ГГГГ При жизни его отец был обеспечен только служебной квартирой, площадью 16, 5 кв.м, на состав семьи из 3 чел. В г. Улан-Удэ, а значит, при увольнении с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли он нуждающимся в улучшении жилищных условий. Полагает, что он как член семьи умершего военнослужащего имеет право на получение жилого помещения в соответствии с пунктом 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Коваленко К.А. просил суд признать за ним с учётом прав умершего отца К.1 право на обеспечение жилым помещением путём предоставления жилищной субсидии; признать решение территориального отделения ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации N от 28 сентября 2020 г. об отказе в принятии Коваленко К.А. на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставляемых для постоянного проживания с учётом прав умершего отца К.1 незаконным; обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации в лице Территориального отделения г. Улан-Удэ принять его на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставляемых для постоянного проживания с учётом прав умершего отца К.1; обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации в лице Территориального отделения г. Улан-Удэ предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения в первоочередном порядке в очерёдности членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения службы с учётом прав умершего отца К.1 по нормативу стоимости 1 кв.м, установленную на дату выплаты жилищной субсидии; взыскать с ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в пользу истца через лицевой счёт Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" судебные расходы: оплаченную госпошлину в сумме 300, 00 руб.
Определением суда от 1 февраля 2021 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Определением суда от 24 февраля 2021 г. произведена замена ненадлежащего ответчика с ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации на ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.
Определением суда от 12 марта 2021 г. ФГКУ "Востокрегионжилье" привлечено в качестве соответчика.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 31 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 12 июля 2021 г, исковые требования Коваленко К.А. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице Отделения территориального г. Улан-Удэ, ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) филиал "Восточный" о признании решения незаконным, о признании права на обеспечение жилым помещением, о возложении обязанности принять на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением, о предоставлении жилищной субсидии, взыскании судебных расходов, оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Коваленко К.А. просит отменить решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 31 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 12 июля 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что К.1 с 5 августа 1980 г. по 21 июня 1985 г. являлся курсантом Саратовского высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск имени Героя Советского Союза генерал-майора А.И. Лизюкова.
Приказом командира войсковой части 01807 от 31.07.1985 г. К.1 с 31 июля 1985 г. зачислен в списки личного состава части в должности старшего оператора, с 28 июля 1986 г. по 30 сентября 1994 г. проходил службу в войсковой части 01807 в должности старшего оператора группы сборки и регламента оборонной бригады тактических ракет, дислоцирующейся в г. Улан-Удэ.
В период прохождения военной службы в г. Улан-Удэ К.1 и членам его семьи супруге К.2, сыну Коваленко К.А. предоставлено служебное жилое помещение, площадью 16.5 кв.м, по адресу: "адрес". При этом сведения о регистрации К.1 по этому месту жительства отсутствуют.
Приказом командующего войсками ордена Ленина Забайкальского военного округа N от 29 июля 1994 г. уволен в запас по статье 57 части 3 абзац 2 (по собственному желанию) Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе".
Приказом командира войсковой части 01807 N от 30 сентября 1994 г. К.1 с 30 сентября 1994 г. исключён из списков личного состава части. При увольнении К.1 и членам его семьи выдан ВПД (воинский перевозочный документ) к избранному месту жительства до ст. Саратов для проезда и перевозки вещей.
С 25 января 1995 г. по 10 июня 1995 г. К.1 работал коммерческим агентом в промышленно-торговой фирме "Корпус" в г. Саратове и проживал до 11 февраля 1998 г. вместе с мамой К.3 по адресу: "адрес", что следует из автобиографии, имеющейся в личном деле.
С 14 июня 1995 г. К.1 проходил военную службу по контракту в войсковой части 11981, дислоцирующейся в г. Саратове.
Приказом командира войсковой части 43176 N от 8 января 1998 г. К.1 уволен с военной службы в отставку по статье 49 части 1 пункта "а" (по состоянию здоровья в связи с признанием военнослужащего негодным к военной службе) Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе".
Приказом командира войсковой части 11981 N от 2 марта 1998 г. К.1 исключён из личного состава части и направлен на учёт по избранному месту жительства в военный комиссариат Кировского района г. Саратова. Выслуга лет на 2 марта 1998 г. составила 16 лет 10 месяцев 11 дней, в льготном исчислении - 21 год 5 месяцев 10 дней.
Согласно справки ООО "Союз СПК плюс", К.1 имел регистрацию по месту жительства по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что во время трудовой деятельности в промышленно-торговой фирме "Корпус" в г. Саратове и прохождения военной службы в г. Саратове, К.1 проживал по месту регистрации в жилом помещении по адресу: "адрес", в которой проживали его родители: отец К.4 (умер ДД.ММ.ГГГГ) и мать К.3 (умерла ДД.ММ.ГГГГ).
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ брак, заключённый между К.1 и К.2, расторгнут.
ДД.ММ.ГГГГ К.1 умер, регистрация о его смерти произведена в актовой записи о смерти отделом регистрации смерти по г. Саратову ДД.ММ.ГГГГ
На момент смерти сыну К.1 - Коваленко К.А. исполнилось 9 лет.
18 августа 2020 г. сын умершего К.1 - Коваленко К.А. (в возрасте "данные изъяты" лет) обратился в ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о постановке его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на положения пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Решением 6 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" N от 28 сентября 2020 г. в принятии на такой учёт Коваленко К.А. отказано по двум основаниям: не предоставлены документы, подтверждающие совместное проживание с отцом К.1, а также документы, что К.1 до своей смерти состоял на учёте нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма.
Не согласившись с указанным решением, Коваленко К.А. обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Коваленко К.А. исковых требований о признании решения незаконным, о признании права на обеспечение жилым помещением, о возложении обязанности принять на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением, о предоставлении жилищной субсидии, взыскании судебных расходов, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлены доказательства нахождения его на иждивении у военнослужащего К.1, совместного проживания в качестве члена семьи военнослужащего, а также доказательств, подтверждающих, что военнослужащий К.1 обращался до своего увольнения с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением в органы местного самоуправления в установленном порядке.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части, 2, 3 статьи 40).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением права военнослужащих на жилище, являются как законодательство, определяющее правовой статус военнослужащих, в том числе в сфере их жилищного обеспечения, так и нормы жилищного законодательства Российской Федерации. При этом действие соответствующих норм распространяется не только на весь срок военной службы, но и на период, следующий за увольнением с неё.
В абзаце 3 пункта 1 статьи 15 действовавшего ранее Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-I "О статусе военнослужащих" (далее - Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1) для всех категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, предусматривалось правило, в соответствии с которым таким военнослужащим и совместно проживающим с ними членам семей предоставлялись следующие жилые помещения:
на первые 5 лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) - служебные жилые помещения или общежития с сохранением в течение этого срока за ними права на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу, и запрещением исключения их из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу;
при продолжении военной службы свыше 5 лет - жилые помещения на общих основаниях, то есть по нормам и в порядке, предусмотренным жилищным законодательством, за счёт государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых указанные лица проходят военную службу.
В соответствии с абзацем 4 статьи 15 указанного Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспеченные жилыми помещениями, в период прохождения военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учётом норм жилой площади, очерёдности и льгот, установленных настоящим Законом и жилищным законодательством.
Согласно пункту 6 статьи 15 Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трёхмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1, пунктом 12 Приказа Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", функции по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильём военнослужащих по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства осуществляли органы местного самоуправления. Соответственно учёт нуждающихся в получении жилого помещения и последующее обеспечение жильем возлагались на местные органы власти, куда уволенному в период до 1 января 2005 года военнослужащему необходимо было обратиться для реализации своих жилищных прав.
Названный закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 названного федерального закона.
Абзацем первым пункта 14 статьи 15 этого же федерального закона определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и о снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно статье 23 указанного Федерального закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Закона.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в соответствующих Правилах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 6 сентября 1998 г, согласно которых ведение учёта военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учёту и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами в определённом порядке, сводящемся к обязанности органов местного самоуправления регистрировать и ставить на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.
На основании статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 г, согласно которым с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ было установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, осуществляется за счёт средств федерального бюджета путём выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учёт.
С 1 января 2011 г. в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 405-ФЗ, статья 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счёт средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Из приведённых правовых норм следует, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путём предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении в запас или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильём по избранному месту жительства, реализации гражданином права на обеспечение жильём по избранному после увольнения с военной службы месту жительства носит заявительный характер.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильём регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Коваленко К.А. о признании решения незаконным, о признании права на обеспечение жилым помещением, о возложении обязанности принять на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением, о предоставлении жилищной субсидии, взыскании судебных расходов, суд первой инстанции, руководствуясь приведёнными выше нормами материального права, установив, что военнослужащий К.1 ни в период прохождения военной службы, ни на момент увольнения с военной службы на учёте нуждающихся в обеспечении жилым помещением не состоял, совместно с военнослужащим К.1 не проживал, соответственно на дату смерти К.1 истец не являлся членом семьи военнослужащего, пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из материалов дела следует, что умерший военнослужащий К.1 в установленном порядке в момент увольнения с военной службы на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не встал, то есть своё право на обеспечение жилым помещением не реализовал по собственному усмотрению.
Судом при разрешении возникшего спора учтено, что жилищные правоотношения военнослужащих регулируются не только специальным законом "О статусе военнослужащих", но и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами суда первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы стороны истца аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом проверки суда первой и апелляционной инстанций, и им судом дана надлежащая правовая оценка.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к принятию неправильных судебных постановлений, судами не допущено.
Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, в обжалуемых актах содержатся исчерпывающие выводы судов, вытекающие из установленных фактов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применён судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделён в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 ГПК РФ.
Таким образом, судебные постановления по существу спора являются законными и обоснованными, предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 31 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 12 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Коваленко Константина Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.