Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожилова И.А., рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае на решение мирового судьи судебного участка N 2 Тальменского района Алтайского края от 6 апреля 2021г., апелляционное определение Тальменского районного суда Алтайского края от 8 июля 2021 г. по делу N 2-618/2021 (УИД 22MS0112-01-2021-000986-24) по иску Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае к Нобелевой Ольге Анатольевне о взыскании излишне выплаченной суммы единовременной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае (далее по тексту - Центр, истец) обратилось к мировому судье судебного участка N 2 Тальменского района Алтайского края с иском к Нобелевой Ольге Анатольевне (далее по тексту - Нобелева О.А, ответчик) о взыскании излишне выплаченной суммы единовременной выплаты.
Решением мирового судьи судебного участка N 2 Тальменского района Алтайского края от 6 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Тальменского районного суда Алтайского края от 8 июля 2021 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
Центр обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение мирового судьи судебного участка N 2 Тальменского района Алтайского края от 6 апреля 2021г, апелляционное определение Тальменского районного суда Алтайского края от 8 июля 2021 г. отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано на неправильное применение судами норм материального права. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г..N 317, вступившему в законную силу 11 мая 2020 г..и на основании сведений, указанных в заявлении от 2 июня 2020 г..Нобелевой О.А. произведена единовременная выплата в размере 10 000 рублей в июне 2020 г..и дополнительная единовременная выплата в размере 10 000 рублей в июле 2020 г..на ребенка ФИО8 Э.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Вместе с тем, на момент вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г..N 317 ФИО9 Э.Р. достиг возраста 16 лет и указанные выше выплаты ему были не положены. Нобелева О.А. проявила недобросовестность, поскольку подала заявление, заведомо зная о достижении ФИО10 Э.Р. 16 лет и получила единовременные выплаты в размере 20 000 рублей. На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации Нобелева О.А. обязана возвратить неосновательно выплаченные ей денежные средства в размере 20 000 рублей. Судами не учтено, что спорные выплаты не относятся к выплатам, указанным в статье 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также не учтено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные данной главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Выводы суда первой инстанции о том, что решения пенсионного фонда о выплатах вступили в законную силу и не были обжалованы являются несостоятельными, поскольку отсутствуют заинтересованные лица в их обжаловании.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы необоснованно сослался на часть 2 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г..N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" и указал, что излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по вине получателя, поскольку нормы указанного Федерального закона не распространяются на правоотношения, возникшие в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г..N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей".
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных актов, принятых судом первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд не находит оснований для их отмены или изменения по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Нобелева О.А. 2 июня 2020 г. обратилась в пенсионный фонд с заявлением о предоставлении единовременной выплаты на ребенка ФИО11 Эдуарда Руслановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В заявлении указала верную дату рождения ребенка ФИО12 Э.Р, его возраст не скрывала.
Решением УПФР в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края (межрайонное) от 4 июня 2020 г. N 200000588438 удовлетворено заявление Нобелевой О.А. о предоставлении единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" в размере 10 000 рублей и об осуществлении перечисления средств в связи с рождением 1 ребенка.
24 июня 2020 г. УПФР в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края (межрайонное) принято решение об удовлетворении заявления о предоставлении дополнительной единовременной выплаты.
Перечисление денежных средств произведено на счет Нобелевой О.А.
В соответствии с протоколом о выявлении излишне выплаченных получателю сумм ежемесячной и (или) единовременной выплаты семьям, имеющим детей от 23 сентября 2020 г, УПФР в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края (межрайонное) выявлен факт необоснованной выплаты на ФИО13 Э.Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей"
Центр, указав, что указанный в заявлении ребенок ФИО14 Э.Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в июне 2020 г. уже достиг возраста 16 лет, в связи с чем единовременная выплата 10 000 рублей в июне 2020 г. и дополнительная единовременная выплата в размере 10 000 рублей в июле 2020 г. не были ему положены, денежные средства перечисленные его матери Нобелевой О.А, являются неправомерно полученными, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей", статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из отсутствия вины ответчика в незаконном получении указанных выплат, поскольку пенсионный фонд, проведя полную проверку данных, указанных в заявлении Нобелевой О.А, вынес два решения, которыми ее требования удовлетворил.
Суд кассационной инстанции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39). Президент Российской Федерации, как глава государства и гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает в установленном ею порядке согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти, издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 80, части 1 и 2 статьи 90). В соответствии с полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации, меры социальной защиты могут устанавливаться указами Президента Российской Федерации.
В целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции "COVID-19", Президентом Российской Федерации 7 апреля 2020 г. был издан Указ N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", 23 июня 2020 г. Указ N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" в целях обеспечения социальной поддержки и сохранения доходов семей, имеющих детей, на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена обязанность произвести в период с апреля по июль 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 5 000 рублей на каждого ребенка в возрасте от трех лет: лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей" при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 г.; гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, у которых первый ребенок родился или которыми первый ребенок был установлен в период с 1 апреля 2017 г. по 1 января 2020 г.
Начиная с 1 июня 2020 г. единовременные выплаты в размере 10 000 рублей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации.
С 1 июля 2020 г. дополнительно осуществлять единовременные выплаты проживающим на территории Российской Федерации, гражданам Российской Федерации и являющимся родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до 16 лет в размере 10 000 рублей на каждого такого ребенка.
Правила осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей", утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 474 (далее по тексту - Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок и условия осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, а также семьям, в которых первый ребенок рожден в период с 1 апреля 2017 г. по 1 января 2020 г. (далее - ежемесячная выплата), единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет и единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте до 16 лет.
В соответствии с пунктом 2 Правил ежемесячная выплата в размере 5 000 рублей осуществляется в апреле - июне 2020 г. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 г, а также гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, у которых первый ребенок рожден (усыновлен) в период с 1 апреля 2017 г. по 1 января 2020 г, на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, имеющего гражданство Российской Федерации.
Согласно пункту 3(1) Правил единовременная выплата в размере 10 000 рублей осуществляется начиная с 1 июня 2020 г. гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации, при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 г.
Согласно пункту 3 (2) Правил, единовременная выплата в размере 10 000 рублей осуществляется, начиная с 1 июля 2020 г, гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, являющимися родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до 16 лет, имеющих гражданство Российской Федерации, на каждого такого ребенка.
Для получения единовременной выплаты, предусмотренной пунктом 3 (1) настоящих Правил, заявители или представители заявителей вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания с заявлением о предоставлении единовременной выплаты в любое время до 1 октября 2020 г. (пункт 4 (1) Правил).
В силу пунктов 5(1), 6 Правил заявление о предоставлении единовременной выплаты может быть направлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", заявление о предоставлении ежемесячной выплаты или заявление о предоставлении единовременной выплаты может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с предъявлением следующих документов (их копий, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке).
Таким образом, Правилами осуществления выплат определены возможные варианты направления заявления о предоставлении единовременной выплаты, в том числе путем направления заявления в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы, подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, запрет на подачу заявления иными способами не установлен.
Согласно пункту 7 Правил при рассмотрении заявления о предоставлении ежемесячной выплаты или заявления о предоставлении единовременной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет проверку сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах, в том числе путем запроса в соответствующие органы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и Единой государственной информационной системы социального обеспечения сведений о рождении (смерти) ребенка, представителе заявителя, фактах лишения родительских прав и иных сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении ежемесячной выплаты или решения о предоставлении единовременной выплаты.
Перечень сведений для предоставления выплат приведен в пунктах 10 - 11 Правил.
В силу пункта 13 Правил основаниями для полного или частичного (в случае, если в заявлении о предоставлении ежемесячной выплаты или в заявлении о предоставлении единовременной выплаты указаны сведения более чем об одном ребенке) отказа в удовлетворении соответствующего заявления являются: несоответствие требованиям, предусмотренным пунктами 2 - 3(2) настоящих Правил; лишение (ограничение) заявителя родительских прав в отношении ребенка (детей); смерть ребенка (детей), в связи с рождением которого (которых) возникло право на ежемесячную выплату или единовременную выплату; представление недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках отношений по социальной поддержке семей, имеющих детей.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).
Органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией (часть 1 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей").
Руководствуясь приведенными нормами права, исследовав и оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, не установив со стороны ответчика противоправных, виновных и недобросовестных действий по получению единовременной выплаты, вместе с тем, пенсионный фонд проведя полную проверку данных, указанных в заявлении Нобелевой О.А, вынес два решения, которыми ее требования удовлетворил, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Центра.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций, правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда не имеется.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, о неверном применении норм права не свидетельствуют, были предметом судебной оценки, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в судебных постановлениях, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кассационным судом общей юрисдикции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 2 Тальменского района Алтайского края от 6 апреля 2021 г, апелляционное определение Тальменского районного суда Алтайского края от 8 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае - без удовлетворения.
Судья И.А. Новожилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.