Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2084/2020, УИД 22RS0011-02-2020-002084-03 по иску Калабуховой Инны Викторовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края о признании решения незаконным, обязании включить в специальный стаж периоды работы и назначить пенсию на льготных условиях, по кассационной жалобе Калабуховой Инны Викторовны на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 6 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Калабухова И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края (далее - УПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края) о признании решения незаконным, обязании включить в специальный стаж периоды работы и назначить пенсию на льготных условиях.
В обоснование исковых требований Калабухова И.В. указала, что решением УПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края N от 23 июня 2020 г. Калабуховой И.В. отказано в назначении пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
По представленным документам и сведениям индивидуального лицевого счёта продолжительность специального стажа Калабуховой И.В. в связи с осуществлением педагогической деятельности установлена 23 года 4 месяца 19 дней, продолжительность страхового стажа - 29 лет 4 месяца 19 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент - 33, 527; дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования - 24 марта 2000 г.
В специальный стаж, связанный с педагогической деятельностью, не включены, в том числе, следующие периоды работы: с 11 сентября 1995 г. по 16 сентября 1996 г. педагогом дополнительного образования в МБУ "Дом творчества", т.к. наименование должности и учреждения не предусмотрено Списком N 463; с 16 сентября 1996 г. по 20 января 1997 г. педагогом дополнительного образования в ГОУ "Средняя школа N", с 8 октября 1998 г. по 20 марта 2000 г. руководителем музыкального кружка в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N", т.к. наименование должности не предусмотрено Списком N 463.
Не согласившись с принятым решением, Калабухова И.В. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края, в котором, с учётом уточнения исковых требований, просила признать решение пенсионного органа об отказе в установлении страховой пенсии по старости незаконным, признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, включить спорные периоды работы в льготный стаж для досрочного назначения пенсии, обязать ответчика назначить пенсию по указанному основанию с 11 июня 2020 г.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 6 ноября 2020 г. с учетом определения об исправлении описки от 12 января 2021 г. исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение УПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края N от 23 июня 2020 г. в части не включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Калабуховой И.В, периода работы: с 11 сентября 1995 г. по 16 сентября 1996 г. педагогом дополнительного образования в МБУ "Дом творчества".
На УПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края возложена обязанность включить в специальный стаж Калабуховой И.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 11 сентября 1995 г. по 16 сентября 1996 г. педагогом дополнительного образования в МБУ "Дом творчества".
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24 февраля 2021 г. решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 6 ноября 2020 г. отменено в части удовлетворения исковых требований Калабуховой И.В.
Принято в этой части по делу новое решение, которым исковые требования Калабуховой И.В. к УПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края о признании незаконным решения N от 23 июня 2020 г. в части не включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы с 11 сентября 1995 г. по 16 сентября 1996 г. педагогом дополнительного образования, возложении обязанности включить указанный период в специальный стаж оставлены без удовлетворения.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Калабухова И.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24 февраля 2021 г, решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 6 ноября 2020 г. изменить.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Из материалов дела следует, что Калабухова Инна Викторовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 24 марта 2000 г.
11 июня 2020 г. Калабухова И.В. обратилась в УПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края N от 23 июня 2020 г. в назначении пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано, поскольку отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ.
С учётом засчитанных пенсионным органом периодов работы, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", продолжительность стажа на соответствующих видах работ составила 23 года 4 месяца 17 дней, при требуемом 25 лет. Продолжительность страхового стажа составила 29 лет 4 месяца 19 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент составил 33, 527.
В стаж на соответствующих видах работ не засчитаны периоды:
- с 1 марта 1988 г. по 16 июня 1988 г. - работа концертмейстером в детской музыкальной школе N г. Заринска, так как наименование должности не предусмотрено Списками N 463, 1067, 781;
- с 11 сентября 1995 г. по 16 сентября 1996 г. - работа педагогом дополнительного образования в МБУ "Дом творчества", так как наименование должности и учреждения не предусмотрены Списком N 463;
- с 16 сентября 1996 г. по 20 января 1997 г. - работа педагогом дополнительного образования в ГОУ "Средняя школа N", так как наименование должности не предусмотрено Списком N 463;
- с 8 октября 1998 г. по 20 марта 2000 г. - работа руководителем музыкального кружка в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N", так как наименование должности не предусмотрено Списком N 463;
- с 28 июня 2004 г. по 4 февраля 2005 г, с 10 декабря 2007 г. по 10 декабря 2007 г, с 8 декабря 2008 г. по 8 декабря 2008 г, с 20 сентября 2013 г. по 20 сентября 2013 г. - работа с оплатой 2/3 заработной платы;
- с 20 мая 2010 г. по 21 мая 2010 г, 24 мая 2010 г, с 1 июня 2010 г. по 2 июня 2010 г, с 1 февраля 2012 г. по 3 февраля 2012 г, 28 апреля 2012 г, с 2 сентября 2013 г. по 13 сентября 2013 г, 5 декабря 2014 г. - отпуска без сохранения заработной платы.
Из трудовой книжки Калабуховой И.В. следует, что истец с 11 сентября 1995 г. по 16 сентября 1996 г. работала педагогом дополнительного образования в МБУ "Центр творчества", с 16 сентября 1996 г. по 20 января 1997 г. - педагогом дополнительного образования в ГОУ "Средняя школа N", с 8 октября 1998 г. по 20 марта 2000 г. - руководителем музыкального кружка в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N".
Удовлетворяя требования Калабуховой И.В. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода её работы с 11 сентября 1995 г..по 16 сентября 1996 г..педагогом дополнительного образования в образовательном учреждении дополнительного образования детей - МБУ "Дом творчества", суд первой инстанции руководствовался Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г..N 463, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1067, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 20 постановления Пленума от 11 декабря 2012 г..N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781, пришёл к выводу, что период работы истца с 11 сентября 1995 г..по 16 сентября 1996 г..педагогом дополнительного образования в МБУ "Дом творчества" протекал в учреждении дополнительного образования детей до 1 января 2001 г, в связи с чем не требуется совокупности условий по пункту 12 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781.
Поскольку в спорный период истец работала педагогом дополнительного образования в образовательном учреждении дополнительного образования детей, суд первой инстанции пришёл к выводу, что спорный период работы истца подлежал включению пенсионным органом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Отказывая в удовлетворении требований Калабуховой И.В. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 16 сентября 1996 г. по 20 января 1997 г. педагогом дополнительного образования в ГОУ "Средняя школа N", с 8 октября 1998 г. по 20 марта 2000 г. руководителем музыкального кружка в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N", суд первой инстанции исходил из того, что ГОУ "Средняя школа N", где истец работала педагогом дополнительного образования, не относится к образовательным учреждениям дополнительного образования, а должность истца "руководитель музыкального кружка" не предусмотрена Списками, утверждёнными постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Поскольку с учётом периодов, зачтённых пенсионным органом в бесспорном порядке, и периодов, включённых судом, продолжительность специального стажа истца составила менее требуемых 25 лет, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований Калабуховой И.В. о назначении пенсии с 11 июня 2020 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения по апелляционной жалобе ответчика УПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края в части удовлетворения исковых требований, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда о наличии оснований для включения в специальный стаж истца на соответствующих видах работ периода её работы педагогом дополнительного образования в МОУ "Центр творчества" с 11 сентября 1995 г. по 16 сентября 1996 г, указав, что возможность зачёта в специальный стаж периода работы в должности педагога дополнительного образования, имевшего место до 1 ноября 1999 г, законодателем не предусмотрена.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что впервые должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей была включена в Список, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, вступивший в силу с 1 ноября 1999 г.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 в соответствии с утверждённым им Списком подлежали зачёту в специальный стаж лишь периоды работы после 1 ноября 1999 г.
Поскольку спорный период работы истца педагогом дополнительного образования имел место в период с 11 сентября 1995 г. по 16 сентября 1996 г, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что правовых оснований для включения данного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и признания незаконным решения пенсионного органа в указанной части у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, и не вызывают сомнений в законности.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ; здесь и далее нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведены в редакции, действовавшей на момент первоначального обращения Калабуховой И.В. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости - 11 июня 2020 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на её получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей не предусмотрена.
Должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Списки, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 г, до указанной даты должность педагог дополнительного образования ранее действующими Списками предусмотрена не была.
Согласно же пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утверждёнными пунктом 1 настоящего Постановления.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 в соответствии с утверждённым им Списком подлежат зачёту в специальный стаж лишь периоды работы после 1 ноября 1999 года.
С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г. N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067" работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 г. - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781, в пункте 2 поименован педагог дополнительного образования, в разделе 2 - учреждения дополнительного образования (внешкольные учреждения) поименованы: центр развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый, внешкольной работы, детский экологический оздоровительно-экологический, эколого-биологический), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный); Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества воспитания) детей, детский культуры (искусств); Дом детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств); станция юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого- биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов); детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств; детско-юношеские спортивные школы всех наименований; специализированная детско-юношеская спортивная
школа олимпийского резерва; детско-юношеские спортивно-адаптивные школы всех наименований.
Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Согласно пункта 4 указанных Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил N 781 определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067.
Абзацем 4 пункта 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, предусмотрено, что работа в должности педагога дополнительного образования, указанного в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, не засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в учреждениях, перечисленных в пунктах 1 - 14 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Отказывая в удовлетворении требований Калабуховой И.В. о включении в специальный стаж, периодов её работы педагогом дополнительного образования с 11 сентября 1995 г. по 16 сентября 1996 г. в МБУ "Дом творчества", с 16 сентября 1996 г. по 20 января 1997 г. в ГОУ "Средняя школа N", суды первой и апелляционной инстанций руководствовались приведёнными выше нормами материального права, и обоснованно исходили из того, что ранее действующими Списками должность педагога дополнительного образования предусмотрена не была, возможность включения работы в должности педагога дополнительного образования в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, предусмотрена только начиная с 1 ноября 1999 г. При этом в период с 16 сентября 1996 г. по 20 января 1997 г. истец работала педагогом дополнительного образования в учреждении, не предусмотренном разделом 2 "Наименование учреждений".
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Отказывая в удовлетворении требований Калабуховой И.В. о включении в стаж на соответствующих видах работ периода её работы с 8 октября 1998 г. по 20 марта 2000 г. руководителем музыкального кружка в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N", суд первой инстанции исходил из того, что наименование должности не предусмотрено соответствующими Списками.
В Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", утверждённым постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, подлежащем применению к периоду работы истца до 1 ноября 1999 г, должность руководителя музыкального кружка отсутствует.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, подлежащим применению для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно, предусмотрена должность музыкального руководителя, при этом, пунктом 1 Правил исчисления сроков по выслуге лет для назначения пенсии по выслуге лет, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, установлена необходимость выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена должность "музыкальный руководитель", а также, пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что работа в должности "музыкального руководителя" засчитывается в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени, установленного за ставку заработной платы, независимо от времени, когда эта работа выполнялась.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 23 июня 2003 г. N 39 установлено тождество наименования должности "музыкальный работник" наименованию должности "музыкальный руководитель".
Поскольку Списком работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, равно как и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "руководитель кружка", суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для включения спорного периода работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Довод кассационной жалобы Калабуховой И.В о тождественности наименования должностей "руководитель музыкального кружка" и "педагог дополнительного образования", со ссылкой на приказ Министерства образования от 25 января 1993 г. N 21, которым предложено привести наименование должностей по педагогическим и руководящим работникам учреждений и организаций образования в соответствие с наименованиями, предусмотренными в тарифно-квалификационных характеристиках, утверждённых приказом Минобразования России от 11 ноября 1992 г, и именовать руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся педагогами дополнительного образования, несостоятелен.
Приказом Министра образования Российской Федерации от 25 января 1993 г. N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, а позднее - в Списки, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных актах.
Вопреки доводам кассационной жалобы вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решён судом только в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативных правовых актах.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранено и прежнее название должности "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)".
Кроме того, в спорный период с 8 октября 1998 г. по 20 марта 2000 г. истец работала в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N", в то время как работа в должности педагога дополнительного образования, указанного в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, не засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в учреждениях, перечисленных в пунктах 1 - 14 раздела "Наименование учреждений" Списка. Средняя общеобразовательная школа перечислена в пункте 1 раздела "Наименование учреждений".
Таким образом, доводы, приведённые Калабуховой И.В. в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену принятых по делу судебных постановлений, так как они основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела, применён судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Учитывая изложенное, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в статье 379.7 ГПК РФ для отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 6 ноября 2020 г. в той части, в которой Калабуховой Инне Викторовне было отказано в удовлетворении исковых требований, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Калабуховой Инны Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.