Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2898/2020 (УИД 38RS0032-01-2020-003661-17) по иску Даштояна Арамаиса Назаровича к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области об обжаловании бездействия, по кассационной жалобе Даштояна Арамаиса Назаровича на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 18 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 июня 2021 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Тулунского городского суда Иркутской области
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения Даштояна Арамаиса Назаровича, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Даштоян Арамаис Назарович (далее по тексту - Даштоян А.Н.) обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконными бездействий по включению дома, расположенного по адресу: "адрес" в Перечень жилых помещений, восстановление, инженерная защита и эксплуатация которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области; обязании включить дом, расположенный по адресу: "адрес" в Перечень жилых помещений, восстановление, инженерная защита и эксплуатация которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Перфиловского сельского поселения.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 18 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 июня 2021 г, исковые требования Даштояна А.Н. оставлены без удовлетворения.
Даштоян А.Н. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность принятых судебных актов, неправильное определение судами обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, наличие оснований для удовлетворения его исковых требований, просит решение Кировского районного суда г. Иркутска от 18 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 июня 2021 г. отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области в возражениях на кассационную жалобу, представленных в кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность судебных постановлений, просят их оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка ответчиков, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Даштояну А.Н. на праве собственности принадлежали два индивидуальных жилых дома: общей площадью 161, 9 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", и общей площадью 87, 80 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
В соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения", утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" Даштояну А.Н. оформлено и выдано свидетельство от 10 ноября 2019 г. N N на сумму 6 926 900 рублей в отношении утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Даштоян А.Н. приобрел одну квартиру, расположенную по адресу: "адрес" на сумму 1 656 900 рублей, и вторую квартиру, расположенную по адресу: "адрес" на сумму 5 270 000 рублей.
По заявлению Даштояна А.Н. межведомственной комиссией Перфиловского сельского поселения по признанию помещения жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания граждан составлен акт обследования от 22 апреля 2020 г, согласно которому жилое помещение подлежит капитальному ремонту.
Согласно заключению N N, подготовленному Федеральным автономным учреждением "РосКапСтрой" о техническом состоянии жилого дома, состояние жилого дома по адресу Иркутская область, Тулунский район, д. "адрес", ул. Кедровая, д. 30а оценивается как работоспособное, эксплуатация жилого дома возможна, для устранения существующих дефектов необходимо выполнение ряда мероприятий, в частности, выполнить ремонтные работы по устройству отмостки вокруг здания, а также работы по устранению дефектов внутренней отделки.
Межведомственной комиссией, назначенной на основании распоряжения Администрации Перфиловского сельского поселения от 6 июля 2019 г. N 57-ра, выдано заключение от 22 апреля 2020г, в соответствии с которым, жилое помещение, расположенное по адресу: Иркутская область, Тулунский район, д. "адрес", ул. Кедровая, д. 30а, признано подлежащем капитальному ремонту.
Распоряжением Администрации Перфиловского сельского поселения Тулунского района Иркутской области от 29 апреля 2020 г. N 29-ра жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" признано подлежащим капитальному ремонту.
Дом, расположенный по адресу: "адрес", в Перечень жилых помещений, восстановление, инженерная защита и эксплуатация которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области не включен.
Даштоян А.Н, указав, что дом, расположенный по адресу: "адрес", принадлежащий ему на праве собственности, является отдельно стоящим, расположен на берегу реки Ия, не имеющей защитных сооружений для предотвращения повторных наводнений; после утверждения Положения о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан, восстановление, инженерная защита и эксплуатация жилья которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, утвержденного Указом Губернатора Иркутской области от 22 января 2020 г. N 12-уг, администрацией муниципального образования подавались сведения о его доме для включения в Перечень жилых помещений, восстановление, инженерная защита и эксплуатация которых нецелесообразны, однако ответчиками, в названный Перечень дом включен не был, что повлекло нарушение его прав на получение денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1, 2, 12, частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 29 Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110, Указом Губернатора Иркутской области от 22 января 2020 г. N 12-уг "О предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан, восстановление, инженерная защита и эксплуатация жилья которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области", установив по результатам оценки представленных в материалы дела доказательства, что с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", Даштоян А.Н. не обращался, суд пришел к выводу, что ответчиками не было допущено противоправного бездействия по невключению дома, расположенного по адресу: "адрес" в Перечень жилых помещений, восстановление, инженерная защита и эксплуатация которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пунктом 2 статьи 18).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 27 июня 2019 г. был введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Губернатора Иркутской области от 22 января 2020 г. N 12-уг "О предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан, восстановление, инженерная защита и эксплуатация жилья которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области" в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, установлено, что в Иркутской области за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, восстановление, инженерная защита и эксплуатация жилья которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, предоставляется единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, а также утверждено Положение о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан, восстановление, инженерная защита и эксплуатация жилья которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее по тексту - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление единовременной денежной выплаты является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство).
Единовременная денежная выплата предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до министерства на соответствующий финансовый год (пункт 3 Положения).
В пункте 4 Положения предусмотрено, что право на единовременную денежную выплату имеет гражданин, проживающий в жилом помещении, признанном в установленном порядке пригодным для проживания либо подлежащим капитальному ремонту, расположенном в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации в отдельно стоящих жилых домах, включенном в перечень жилых помещений, восстановление, инженерная защита и эксплуатация которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией (прилагается) (далее соответственно - перечень, жилое помещение), отвечающий на момент обращения за предоставлением единовременной денежной выплаты одному из следующих условий (далее - гражданин): 1) являвшийся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственником (сособственником) жилого помещения, чье право собственности на такое жилое помещение зарегистрировано в установленном порядке, или имеющий документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на жилое помещение; 2) являвшийся на день введения режима чрезвычайной ситуации нанимателем жилого помещения по договору социального найма.
В целях удостоверения права гражданина на получение единовременной денежной выплаты гражданин или его представитель в срок не позднее 30 июня 2020 г. обращается с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты по форме (далее - заявление) в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение) (пункт 9 Положения).
Пунктом 13 Положения предусмотрено, что днем обращения гражданина или его представителя является дата регистрации заявления и документов в день их поступления в учреждение.
Также Указом Губернатора Иркутской области от 22 января 2020 г. N 12-уг было утверждено Приложение N 3 - Перечень жилых помещений, восстановление, инженерная защита и эксплуатация которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, в который дом, расположенный по адресу: "адрес", не включен.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, и установив, что с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", Даштоян А.Н. в установленном порядке не обращался, указанное жилое помещение не было включено в Перечень жилых помещений, восстановление, инженерная защита и эксплуатация которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Даштояна А.Н.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Доводы кассационной жалобы Даштояна А.Н. основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений не являются, выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций по фактическим обстоятельствам спора, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов не содержат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 18 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Даштояна Арамаиса Назаровича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.