Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Вдовиченко С.В, Морозковой Е.Е.
при секретаре Карасевой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лента" на решение Ленинградского областного суда от 14 июля 2021 года по административному делу N 3а-138/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лента" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя административного истца - Горбунова М.И, представителя административного ответчика Правительства Ленинградской области - Яковлевой Н.Н, представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования Всеволожского муниципального района Ленинградской области - Исаченко Т.С, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Лента", действуя через представителя, обратилось в Ленинградский областной суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении 8 земельных участков, принадлежащих Обществу на праве собственности.
Определением суда от 14 января 2021 года в соответствии с частью 2 статьи 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выделены в отдельное производство административные исковые требования ООО "Лента" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 11 000 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, "адрес", в размере рыночной стоимости, равной 25 000 000 рублей по состоянию на 30 декабря 2014 года.
В обоснование требований административный истец указал, что определенная по состоянию на 30 декабря 2014 года кадастровая стоимость земельного участка - 53 649 420 рублей, что существенно превышает его рыночную стоимость и нарушает права административного истца, поскольку способствует увеличению налоговых обязательств Общества. В подтверждение требований представлен отчет об оценке N 0215.Н.19 от 1 декабря 2019 года, выполненный оценщиком ООО "Евро Аудит Групп" ФИО8
В процессе судебного разбирательства, на основании мотивированного ходатайства представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования Всеволожского муниципального района Ленинградской области, судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза с целью определения величины рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено эксперту АО "Региональное управление оценки" ФИО9
Перед экспертом поставлено два вопроса: 1) Какова по состоянию на 30 декабря 2014 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N? 2) Соответствует ли отчет об оценке N 0215.Н.19 от 1 декабря 2019 года требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки?
Из заключения эксперта N 23/03/2021-6 от 25 июня 2021 года следует, что отчет об оценке, выполненный оценщиком ООО "Евро Аудит Групп" ФИО8 и представленный административным истцом с иском суду, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам, стандартов и правил оценочной деятельности.
Также во исполнение определения суда экспертом рассчитана рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 30 декабря 2014 года, которая составляет 26 400 000 рублей, что на 1 400 000 рублей превышает размер рыночной стоимости этого же земельного участка, рассчитанной оценщиком ФИО8
Признав заключение эксперта достоверным и допустимым доказательством, Ленинградский областной суд решением от 14 июля 2021 года установилкадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы - 26 400 000 рублей по состоянию на 30 декабря 2014 года. Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 27 декабря 2019 года.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Лента" просит изменить решение суда в части размера рыночной стоимости земельного участка, подлежащей установлению в качестве кадастровой стоимости, ссылаясь на то, что судебным экспертом в отчете оценщика ООО "Евро Аудит Групп" ФИО8 от 1 декабря 2019 года нарушений действующего законодательства об оценочной деятельности не обнаружено, в связи с эти отчет является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость участка по состоянию на 30 декабря 2014 года в размере заявленном административным истцом - 25 000 000 рублей. В связи с изложенным, административный истец просит суд апелляционной инстанции установить рыночную стоимость земельного участка в размере, установленном оценщиком ООО "Евро Аудит Групп", соответствующей 25 000 000 рублей.
Представителем административного ответчика Правительства Ленинградской области принесены возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель ООО "Лента" на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.
Представители Правительства Ленинградской области - Яковлева Н.Н. и администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области - Исаченко Т.С, против удовлетворения жалобы возражали.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб представители административных ответчиков - Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайств об отложении судебного разбирательства, не представили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке статей 247, 307 КАС Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений административного ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов административного дела, ООО "Лента" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 11 000 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, "адрес".
Земельный участок, учтенный в ЕГРН 3 апреля 2013 года, не прошел пообъектную оценку, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 356. Его кадастровая стоимость определена в порядке, предусмотренном статьей 24.19 Федерального закона N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222, с применением удельного показателя кадастровой стоимости - 4877, 22 руб/кв.м, установленного вышеназванным постановлением Правительства, и составила по состоянию на 30 декабря 2014 года 53 649 420 рублей.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
В пунктах 10, 20, 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС Российской Федерации). Средством такого доказывания является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно абзацу 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В подтверждение доводов о том, что оспариваемая кадастровая стоимость принадлежащего Обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N существенно превышает его рыночную стоимость, представителем административного истца предоставлен отчет об оценке N 0215.Н.19 от 1 декабря 2019 года, выполненный оценщиком ООО "Евро Аудит Групп" ФИО8, согласно которому, по состоянию на 30 декабря 2014 года рыночная стоимость земельного участка 25 000 000 рублей.
Для определения достоверности величины рыночной стоимости и проверки указанного отчета на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, судом первой инстанции по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту АО "Региональное управление оценки" ФИО9
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, рыночная стоимость объекта исследования в рамках сравнительного подхода, с учетом округления, составила 26 400 000 рублей. Вместе с тем эксперт указал, что возможные границы интервала, в котором находится рыночная стоимость объекта оценки, составляет от 23 760 000 до 29 040 000 рублей, включительно; среднее значение интервала итоговой величины стоимости объекта оценки может составлять в среднем +/-14%, а точность оценки коммерческих земельных участков +/- 10-20%.
Так же эксперт сделал вывод о том, что отчет об оценке N 0215.Н.19 от 1 декабря 2019 года, выполненный оценщиком ООО "Евро Аудит Групп" ФИО8, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального округа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. При составлении отчета и в расчетах специалиста нарушений не допущено.
Оценщиком ФИО8, как и экспертом ФИО9, для расчета рыночной стоимости оцениваемого земельного участка в качестве основного метода оценки использован сравнительный подход. Результат оценки рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиком ФИО8, составил 25 000 000 рублей, что на 5, 3% ниже рыночной стоимости, установленной экспертном ФИО9
Таким образом, разница полученных величин стоимости земельного участка между определенной оценщиком ООО "Евро Аудит Групп" при выполнении отчета N 0215.Н.19 от 1 декабря 2019 года, и экспертом по результатам судебной оценочной экспертизы, составляет 1 400 000 рублей, что соответствует 5, 3% и находится в границах допустимого интервала диапазона рыночной стоимости, указанного в экспертном заключении. Как указано экспертом, разница в стоимости вызвана использованием разных объектов-аналогов и является допустимой, показывает хорошую сходимость результатов.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства по результатам судебной оценочной экспертизы подтверждено, что представленный суду отчет об оценке, выполненный оценщиком ООО "Евро Аудит Групп" ФИО8 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки, в связи с чем в силу абзаца 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности является достоверным и допустимым доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером N, заявленную административным истцом; при этом разница между результатами расчетов оценщика и эксперта составила 5, 3%, что соответствует интервалу стоимостных значений, среднее значение которого для коммерческих земельных участков составляет 10-20%, судебная коллегия соглашается с обоснованностью доводов апелляционной жалобы о наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции путем установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной оценщиком в размере 25 000 000 рублей.
Иное разрешение возникшего спора повлечет нарушение прав административного истца на справедливое, правильное и законное исполнение обязанностей налогоплательщика исходя из действительной стоимости объекта налогообложения. Поэтому в условиях, когда и отчет об оценке, и заключение эксперта соответствуют действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, достоверно подтверждают итоговую величину рыночной стоимости объектов оценки, но их результаты незначительно разнятся, определение рыночной стоимости в наивысшем размере из рассчитанных двумя специалистами в области оценки недвижимости, профессионализм которых не вызывает сомнений, противоречит части 1 статьи 4 КАС Российской Федерации, самой природе права оспаривания кадастровой стоимости, поскольку не будет способствовать восстановлению нарушенного права административного истца, и, как следствие, не позволит достигнуть цели реализации ООО "Лента" права на судебную защиту путем оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского областного суда от 14 июля 2021 года изменить в части размера определенной судом рыночной стоимости земельного участка, подлежащей установлению в качестве кадастровой.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 11 000 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, "адрес", в размере рыночной стоимости, равной 25 000 000 рублей по состоянию на 30 декабря 2014 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.