Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бутковой Н.А, судей Пластинина И.В. и Шадриной Е.В, при секретаре-помощнике судьи Ерониной В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело N 3а-6/2021 по апелляционной жалобе Думы Вагайского муниципального района на решение Тюменского областного суда от 17 июня 2021 года, которым удовлетворён административный иск департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании не действующим в части решения Думы Вагайского муниципального района от 26 декабря 2018 года N 78 "Об утверждении схемы территориального планирования и генеральных планов 19-ти сельских поселений Вагайского муниципального района".
Заслушав доклад судьи Пластинина И.В, объяснения представителя административного ответчика Думы Вагайского муниципального района - Медведевой Е.М, заключение прокурора Капсамун И.С,
УСТАНОВИЛА:
26 декабря 2018 года Думой Вагайского муниципального района принято решение N 78 "Об утверждении схемы территориального планирования и генеральных планов 19-ти сельских поселений Вагайского муниципального района" (далее - Решение), которое опубликовано 11 января 2019 года в общественно-политической газете Вагайского района "Сельский труженик" N 1 (10094).
Картографическими приложениями к Решению являются карты границ населённых пунктов.
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился в суд с административными исковыми требованиями, которыми просил признать недействующим Решение в части включения в границы населённых пунктов: с. Дубровное, д. Осиновская, с. Куларово, д. Кобякская, с. Бегитино, с. Бегишевское, с. Вагай, д. Малый Уват, д. Митькинское, д. Веселинская, с. Второвагайское, п. Иртыш, с. Большой Карагай, д. Сулейменская лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Вагайское лесничество, Вагайское участковое лесничество: квартал 14, выдел 35; квартал 228, выделы 2, 15, 17, 18, 20, 21, 23, 29, 49, 50, 54, 55, 56, 73, 74, 75, 76, 98; квартал 229, выдел 7; квартал 230, выделы 7, 8; квартал 196, выдел 29; Вагайское лесничество, Вагайское сельское участковое лесничество: квартал 102, выдел 10; квартал 153, выделы 43, 44, 45, 65; квартал 207, выделы 22, 23; квартал 206, выделы 45, 47; квартал 156, выдел 56; квартал 160, выдел 16.
В обоснование требований указал, что оспариваемым Решением нарушены законные интересы Российской Федерации как собственника данных лесных участков, поскольку при его принятии были допущены нарушения федерального законодательства, в частности статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением Тюменского областного суда от 17 июня 2021 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
На апелляционную жалобу департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, прокуратурой Тюменской области представлены возражения.
Представитель административного ответчика в судебном заседании просил об удовлетворении апелляционной жалобы.
Прокурор дал заключение о законности обжалуемого судебного акта.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание своих представителей не направили.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 20 части 1, частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов относится также утверждение генеральных планов сельских поселений.
Таким образом, Решение принято Думой Вагайского муниципального района в пределах предоставленных полномочий, что административным истцом не оспаривается.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что нарушен порядок принятия Решения.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 10 октября 2008 года следует, что лесной участок, куда входят спорные земли лесного фонда, является собственностью Российской Федерации (том 1, л.д. 13), что так же подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (том 4, л.д. 74-81), выпиской из Государственного лесного реестра (том 4, л.д. 46-72).
Согласно заключению ФГБУ "Рослесинфорг" о графическом совмещении границ населённых пунктов границы населённых пунктов Вагайского муниципального района Тюменской области имеют пересечения с землями лесного фонда по действующим материалам лесоустройства. К заключению приложены схемы графического совмещения с указанием координат поворотных точек и площади пересечений в соответствии с действующими генеральными планами.
В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 8 статьи 24, пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 утверждено положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации.
Согласно подпункту 5.2.28(149) указанного положения к полномочиям Министерства экономического развития Российской Федерации относится порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждён порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований (далее - Порядок).
Пунктами 2.1, 2.9 Порядка (в редакции на день издания Решения) предусмотрено, что орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, направляет уведомление в Министерство экономического развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации для проекта генерального плана поселения.
Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования (далее - Сводное заключение) на основании заключений отраслевых федеральных органов, Госкорпораций о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет Сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования, почтовым отправлением и в электронной форме, и размещает его в ФГИС ТП в соответствии с пунктом 1.7 данного порядка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 утверждено положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства.
Подпунктами 5.4.2, 5.4.3 указанного положения предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет: рассмотрение в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, направление в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотренных ходатайств с проектом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проектом акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую; рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Из писем Федерального агентства лесного хозяйства, направленных в период с 1 по 15 июня 2018 года следует, что проекты генеральных планов сельских поселений Вагайского района Тюменской области не согласованы с Федеральным агентством лесного хозяйства (том 2, л.д. 20-29).
Из письма Федерального агентства лесного хозяйства от 22 ноября 2018 года следует, что доработанные проекты генеральных планов на рассмотрение в Федеральное агентство лесного хозяйства не поступали. Также разъяснено, что доработанные проекты генеральных планов размещаются в федеральной государственной информационной системе территориального планирования. При поступлении в Федеральное агентство лесного хозяйства доработанных проектов из Министерства экономического развития Российской Федерации они будут рассмотрены в установленном порядке (том 2, л.д. 34).
Тем не менее, согласно протоколу заседания согласительной комиссии от 22 ноября 2018 года N 1 проекты генеральных планов 19 сельских поселений Вагайского муниципального района были направлены на утверждение в Думу Вагайского муниципального района без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства (том 2, л.д. 57-78).
Следовательно, проекты генеральных планов согласования уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не получили.
При отсутствии положительного заключения Федерального агентства лесного хозяйства по проекту генеральных планов сельских поселений порядок принятия генеральных планов не может считаться соблюденным.
Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учётом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), не является обязательным.
Таким образом, доводы административного ответчика о соблюдении процедуры согласования являются несостоятельными.
Согласно части 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного настоящим кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
С учётом изложенных обстоятельств суд, установив, что при подготовке проектов генеральных планов не соблюдена предусмотренная частью 8 статьи 24, частью 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное наложение границ населенных пунктов на участки лесного фонда, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания Решения не действующим в оспариваемой части.
Доводы апелляционной жалобы о наличии на спорных территориях земельных участков, принадлежащих на праве собственности иным лицам, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, подлежат отклонению, так как суд не разрешал вопрос о правах и обязанностях этих лиц. Указанные лица не лишены возможности защитить свои права и законные интересы иными способами, предусмотренными законодательством.
Кроме того, право собственности Российской Федерации на спорные участки также удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права от 10 октября 2008 года и соответствующей выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не опровергают выводы суда первой инстанции.
При рассмотрении дела Тюменским областным судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тюменского областного суда от 17 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Вагайского муниципального района - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.