Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бутковой Н.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, при секретаре-помощнике судьи Ерониной В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-366/2021 по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании не действующим в части решения Думы Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 декабря 2009 г. N 536 "О генеральном плане сельского поселения Хулимсунт" по апелляционной жалобе Думы Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 августа 2021 г, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
17 декабря 2009 г. Думой Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение N 536 "О генеральном плане сельского поселения Хулимсунт" (далее - Решение N 536), которое опубликовано на официальном интернет-портале муниципального образования Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сети Интернет https://www.berezovo.ru.
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующим Решение N 536 в части включения в границы населённого пункта Хулимсунт лесных участков, категории "земли лесного фонда" Березовского района, Няксимвольского лесничества, Няксимвольского участкового лесничества, Няксимвольского урочища в квартале N 640 выделы 8, 10, 12, 15, 16, 34, 49, в квартале N 565 выдел 21, в квартале N 607 выделы 30, 31, 33, 36, 52, в квартале N 608 выдел 1, в квартале N 609 выделы 8, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 21, 22, 23, 25; Малиновского урочища в квартале N 50 выдел 44, Алябьевского урочища в квартале N 174 выделы 20, 22, 24, 25, 26, 27, 31, в квартале N 177 выделы 33, 36, 41, 65, 67; Хуранского участкового лесничества, урочища Акрышское в квартале N 2 выделы 37, 50, 52, 53, 54, 57, 60, 64, 66, 70, 101, в квартале N 36 выделы 5, 6, 119, собственником которых является Российская Федерация.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы населённого пункта Хулимсунт с нарушением процедуры согласования проекта генерального плана, предусмотренной статьёй 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Оспариваемым актом в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 августа 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемые положения признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Дума Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий Думы Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта и утверждения, а также официального опубликования и введению его в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Право собственности Российской Федерации на лесные участки, в отношении которых возник административный спор, подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельством о государственной регистрации права от 29 апреля 2005 г. и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Сведения о том, что Российская Федерация является правообладателем вышеуказанных лесных участков и их таксационное описание включено в государственный лесной реестр, в котором в силу части 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации содержится в частности информация о составе земель лесного фонда, о лесничествах и лесных участках, об их границах, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов.
При этом из положений части 3 статьи 70.1, а также действовавшей до 1 октября 2015 г. части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации, и части 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О кадастровой деятельности" следует, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтёнными объектами недвижимости, их местоположение, границы и площадь определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площадям; план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учёт участков лесного фонда, признаётся юридически действительным; лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населённых пунктов. При установлении или изменении границ населённых пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Закона о переводе земель установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о переводе земель допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населённого пункта.
Из материалов дела, заключений Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг", выполненных 28 декабря 2020 г, усматривается, что в результате утверждения Решением N 536 генерального плана сельского поселения Хулимсунт в границы этого населённого пункта включены упомянутые лесные участки земель лесного фонда, собственником которых является Российская Федерация.
Таким образом, нормы части 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяют необходимость обязательного согласования проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение в границы населённых пунктов, входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.
В период подготовки проекта генерального плана сельского поселения Хулимсунт и принятия оспариваемого нормативного правового акта порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований".
Согласно пунктам 5, 6 названного Положения (в редакции, действовавшей в данный период) заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства (таким уполномоченным органом в указанный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. N 40 "Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"), в случаях, указанных в части 1 статьи 16, части 1 статьи 21 и части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, который в течение трёх рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 283 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства", является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Согласно пункту 5.2.7 названного Положения (в редакции, действовавшей в период подготовки генерального плана сельского поселения Хулимсунт) Рослесхоз осуществляет полномочия по рассмотрению в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий.
В соответствии с пунктом 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (в редакции, действующей в настоящее время), федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов также является Рослесхоз.
Следовательно, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населённых пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.
В материалах дела отсутствуют доказательства согласования генерального плана сельского поселения Хулимсунт, утверждённого Решением N 536, соответственно, и перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую, с Рослесхозом. Доказательств, свидетельствующих об обратном, лицами, участвующими в деле, не представлено.
Установив, что согласование с Рослесхозом генерального плана сельского поселения Хулимсунт, утверждённого Решением N 536, о включении в земли населённых пунктов лесных участков отсутствовало, суд первой инстанции обоснованно признал, что оспариваемый нормативный правовой акт (в части) не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Закону о переводе земель.
Представленным в материалы дела доказательствам по настоящему административному делу суд первой инстанции дал оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопросы же об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населённого пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что границы сельского поселения Хулимсунт установлены на основании нормативных правовых актов Березовского Совета народных депутатов, принятых в 1991 г, правового значения не имеют, поскольку проверке на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, подлежал генеральный план сельского поселения Хулимсунт, утверждённый Решением N 536.
Доводы о том, что проект генерального плана направлялся в Министерство регионального развития Российской Федерации в установленном порядке 21 апреля 2009 г. и был утверждён оспариваемым решением по истечении трёх месяцев после его получения адресатом, на выводы суда не влияют, поскольку без согласования проекта генерального плана с Рослесхозом такой проект не мог считаться согласованным.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, аргументировано изложенная в судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.