Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шадриной Е.В, судей Белоногого А.В. и Пластинина И.В, при секретаре-помощнике судьи Кофтовой Е.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-40/2021 по апелляционной жалобе местной религиозной организации Курганский православный приход в честь Святой Троицы на решение Курганского областного суда от 30 июля 2021 года, которым удовлетворены административные исковые требования заместителя прокурора Курганской области о ликвидации местной религиозной организации Курганский православный приход в честь Святой Троицы.
Заслушав доклад судьи Пластинина И.В, объяснения представителя прокуратуры Курганской области - Леонтьева С.А, представителя административного ответчика местной религиозной организации Курганский православный приход в честь Святой Троицы - Таракановой О.Н, представителя заинтересованного лица религиозной организации "Курганская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" - Устюговой А.В,
УСТАНОВИЛА:
местная религиозная организация Курганский православный приход в честь Святой Троицы (далее - Организация) зарегистрирована управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области 30 января 2003 года за основным государственным регистрационным номером 1034593000936 (том 2, л.д. 9-14).
Заместитель прокурора Курганской области в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с административными исковыми требованиями о ликвидации Организации и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на допущенные грубые нарушения федерального законодательства, а также на то, что фактическая деятельность Организации не соответствует заявленной при государственной регистрации.
Решением Курганского областного суда от 30 июля 2021 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
На апелляционную жалобу прокуратурой Курганской области, управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области, религиозной организацией "Курганская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" представлены возражения.
Представитель административного ответчика в судебном заседании настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель прокуратуры Курганской области и представитель заинтересованного лица религиозной организации "Курганская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" просили апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно обязывает граждан и их объединения соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений).
Согласно статье 1, пунктам 1, 2, 4 статьи 6, пунктам 1, 2, 3, 8.1 статьи 8, пункту 5 статьи 11, абзацу третьему пункта 1, абзацу шестому пункта 2, пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения.
Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.
Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации помимо прочего сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения.
Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
Основаниями для ликвидации религиозной организации в судебном порядке помимо прочего являются посягательство на личность, права и свободы граждан.
Органы прокуратуры Российской Федерации вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации.
Аналогичные положения о ликвидации юридического лица закреплены в подпунктах 3, 4 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пунктах 24, 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" даны разъяснения, согласно которым статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, и относит к ним, в том числе, осуществление религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций, а также иные основания, предусмотренные федеральными законами.
Общие основания для ликвидации подлежат применению исходя из особенностей организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установленных специальными законами (например, пункт 2 статьи 14 Федерального закона N 125-ФЗ).
Поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию, осуществляется судом.
В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
Согласно протоколу собрания Курганского прихода в честь Святой Троицы от 3 января 1994 года, на котором присутствовали 10 человек, принято решение о принятии устава (том 1, л.д. 220).
Устав Курганского прихода в честь Святой Троицы межрегионального духовного управления Истинно Православной Церкви был зарегистрирован 24 февраля 1994 года отделом юстиции администрации Курганской области (том 1, л.д. 121-128).
Согласно пунктам 1, 7, 10 данного устава приход Святой Троицы есть религиозное объединение, являющееся региональным структурным подразделением Истинно Православной Церкви, входящей в состав межрегионального духовного управления.
В своей деятельности приход руководствуется Каноническим Уставом Русской Православной Церкви, постановлениями Поместных соборов (до 1927 года), указами правящего архирея.
Органами приходского управления являются: Приходское собрание, возглавляемое архиреем, и Приходской совет, подотчётный архирею (епископу, Архиепископу, Митрополиту).
Согласно протоколу общего собрания Организации от 10 ноября 2000 года принято решение о переименовании Курганского прихода в честь Святой Троицы межрегионального духовного управления Истинно Православной Церкви в Курганский православный приход в честь Святой Троицы; также принято решение об утверждении устава Курганского православного прихода в честь Святой Троицы (том 1, л.д. 219).
Устав Курганского православного прихода в честь Святой Троицы был зарегистрирован 26 декабря 2000 года управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области (том 1, л.д. 184-191).
Согласно пунктам 1.4, 1.6 данного устава приход объединяет граждан православного вероисповедания.
В своей деятельности приход руководствуется Каноническим Уставом Русской Православной Церкви, постановлениями Поместных и Архиерейских соборов (до 1927 года)
20 августа 2008 года общим приходским собранием был утверждён новый устав Организации, который зарегистрирован 3 октября 2008 года, что подтверждается актом проверки управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области местной религиозной организации Курганский православный приход в часть Святой Троицы N 5 от 12 августа 2020 года.
Согласно указанному акту проверки установлены нарушения норм законодательства о соответствии деятельности Организации уставным целям и задачам (том 1, л.д. 195-218).
По итогам проверки управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области в адрес Организации вынесено письменное предупреждение об устранении допущенных нарушений.
В связи с чем, 23 августа 2020 года приходским собранием Организации утверждён новый устав, который зарегистрирован управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области 21 сентября 2020 года (т. 2, л.д. 15-27).
Согласно пунктам 1.1, 3.1, 3.2 данного устава Организация создана в целях совместного исповедания и распространения православной веры. В указанных целях Организация осуществляет богослужения, таинства, обряды, шествия, крестные ходы и церемонии.
Из заключения религиоведческого исследования от 25 декабря 2020 года, проведённого в рамках доследственной проверки по факту незаконной деятельности Организации, следует, что Организация по решению восьми епископов Украинской православной церкви Киевского патриархата не имеет никакой легитимности с 2011 года.
Идейно Организация тяготеет к организациям типа Истинно православной церкви и юридически к Истинно православной церкви Киевского патриархата. Все подобные религиозные организации прекратили своё существование в 2018 году и объединились в единую Украинскую православную церковь, в связи с чем, должны были пройти государственную перерегистрацию в Украине в установленном порядке до июня 2019 года. Организация пропустила установленные сроки, что лишает её возможности аффилиации с вышеуказанной организацией, использование полученного от неё сана.
Связь Организации с Украинской православной церковью Киевского патриархата, многие годы боровшейся за канонизацию вышеупомянутых церковных организаций через получение автокефального статуса от Вселенского патриарха и поддерживающей живое политическое общение с ветеранами Организации украинских националистов (ОУН), а также Украинской Национальной Ассамблеи - Украинской Народной Самообороной (УНА-УНСО), через которые в Украине происходит героизация нацистов, выводит рассмотрение деятельности Организации за пределы религиозной сферы.
Духовный руководитель Организации в течение двух лет пользуется при богослужении саном архиепископа несуществующей церковной организации. Деятельность прихода не соответствует ни формам, ни методам, ни полноте сведений об основах вероучения, заявленных при государственной регистрации (том 1, л.д. 130-144).
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции специалист-религиовед ФИО1, имеющая стаж научно-экспертной деятельности 32 года и высшее образование по направлению подготовки - "теология" (том 2, л.д. 42), подтвердила свои выводы, изложенные в заключении от 25 декабря 2020 года, а также пояснила, что после изучения нового устава Организации от 23 августа 2020 года фактическая деятельность Организации также не соответствует формам и методам её деятельности, сведениям об основах вероучения. Организация не может называться православным приходом, поскольку если ранее в уставе Организации было указано о её отношении к Русской православной церкви, хотя фактически такого не было, то в новом уставе вообще отсутствует указание о какой-либо её духовной либо организационной связи с известными каноническими православными поместными церквями либо с какой-нибудь неканонической православной организацией.
Проанализировав исследованные доказательства, суд первой инстанции правомерно установилфакт систематического осуществления Организацией деятельности, противоречащей целям её создания (уставным целям), а именно: совместного исповедания православной веры и её распространения.
Такая деятельность вводила в заблуждение верующих граждан православного вероисповедания, посягала на их конституционную свободу вероисповедания, включая конституционное право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию (статья 28 Конституции Российской Федерации), что подтверждается также многочисленными (более 670) обращениями граждан в различные органы государственной власти.
В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для ликвидации Организации.
Доводы апелляционной жалобы о произвольном изменении судом оснований административного иска основаны на том, что административный ответчик путает абзацы 3 и 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 125-ФЗ.
Другие доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, по существу сводятся к переоценке выводов суда, проверялись судом и получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Таким образом, при рассмотрении дела Курганским областным судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского областного суда от 30 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу местной религиозной организации Курганский православный приход в честь Святой Троицы - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Курганский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.