Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Комета" Кужеля К.Н. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Советско-Гаванскому району Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Яшкина А.Н. от 30 ноября 2020 года N 192, решение судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 5 марта 2021 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 18 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Комета",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Советско-Гаванскому району Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Яшкина А.Н. от 30 ноября 2020 года N 192 общество с ограниченной ответственностью "Комета" (далее - ООО "Комета") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 5 марта 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба директора ООО "Комета" Кужеля К.Н. без удовлетворения.
Решением судьи Хабаровского краевого суда от 18 мая 2021 года постановление должностного лица от 30 ноября 2020 года N 192 и решение судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 5 марта 2021 года изменены, с применением положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ ООО "Комета" назначено административное наказание в виде предупреждения. В остальной части постановление должностного лица и решение судьи городского суда оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Комета" Кужель К.Н. просит отменить вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО "Комета" состава административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП Ф.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов" от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ (далее - Федеральный закон о рыболовстве) рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона о рыболовстве порядок осуществления рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства) устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Пунктом 7 Порядка осуществления рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства), утвержденного приказом Минсельхоза России от 10 ноября 2014 года N 437, установлено, что рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства) осуществляется на основании разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, выдаваемых в соответствии с Правилами оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 года N 775.
В силу пункта 79 Правил рыболовства для Дальневосточного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 23 мая 2019 года N 267 (далее - Правила рыболовства) при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов в целях аквакультуры (рыбоводства) обязанности пользователей, а также перечень документов, необходимых пользователю для осуществления рыболовства, устанавливаются в соответствии с главой II Правил рыболовства. В дополнение к перечню документов, предусмотренных главой II Правил рыболовства, пользователю необходимо иметь оригинал или заверенную в копию программы выполнения работ в области аквакультуры (рыбоводства).
Согласно пункту 80 Правил рыболовства при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов в целях аквакультуры (рыбоводства) пользователи не вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, в частности, без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также без выделенных квот (объемов) на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13.2. Правил рыболовства пользователи обязаны вести промысловый журнал.
Пунктом 13.6. Правил рыболовства установлено, что пользователи обязаны осуществлять в местах добычи (вылова) водных биологических ресурсов раздельный учет улова водных биоресурсов и приемки уловов водных биоресурсов по видам водных биоресурсов, указание в промысловом журнале и других отчетных документах весового (размерного) соотношения видов в улове водных биоресурсов.
Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при осуществлении пастбищной аквакультуры подтверждением выпуска объектов аквакультуры в водный объект и основанием для изъятия объектов аквакультуры из водного объекта является акт выпуска. Акт выпуска подписывается уполномоченными представителями рыбоводного хозяйства, осуществляющего выпуск, уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (только при осуществлении пастбищной аквакультуры во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в отношении анадромных видов рыб (тихоокеанских лососей), а также органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления. В акте выпуска указываются дата и место выпуска объектов аквакультуры в водный объект, сведения о видовом составе объектов аквакультуры, объем выпущенных объектов аквакультуры, а также объем подлежащих изъятию объектов аквакультуры, который рассчитан на основании методики, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и сроки их изъятия.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 16 октября 2020 года в 11 часов 00 минут на реке "адрес", приблизительно в 2 км от устья озера "адрес", должностными лицами административного органа в рамках проведения мероприятий по осуществлению государственного контроля, надзора и рыбоохраны, установлено, что ООО "Комета" осуществляло добычу (вылов) водных биологических ресурсов - кеты в количестве 16, 214 тонн сверх установленного актами выпуска (за 2015-2018 гг.), в отсутствие разрешения на добычу (вылов), в отсутствие в месте вылова программы выполнения работ при осуществлении рыболовства в целях аквакультуры на 2020 год, заполненного журнала учета и промыслового журнала, в отсутствие учета вылова кеты при производстве работ в области аквакультуры, чем нарушило требования части 5 статьи 12 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 7 Порядка предоставления отчетности об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов аквакультуры, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства РФ 25 ноября 2014 года N 471, пунктов 13.2, 13.6, 79, 80 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 23 мая 2019 года N 267.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Комета" к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ должностным лицом.
Фактические обстоятельства совершенного ООО "Комета" правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым нижестоящими судебными инстанциями дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установив наличие нарушения требований действующего законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и реальную возможность ООО "Комета" при должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, не допустить их нарушения, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в деянии юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ.
Доводы заявителя жалобы о том, что в действиях ООО "Комета" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, поскольку общество осуществляет деятельность в сфере аквакультуры, а не рыболовство, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Административное наказание ООО "Комета" назначено с учетом требований части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ. Постановление вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Оснований для отмены либо изменения состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.16 КоАП РФ, постановил:
постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Советско-Гаванскому району Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Яшкина А.Н. от 30 ноября 2020 года N 192, решение судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 5 марта 2021 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 18 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО "Комета" оставить без изменения, жалобу директора ООО "Комета" Кужеля К.Н. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.