Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Чернова Евгения Алексеевича на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2021 года по административному делу по исковому заявлению Чернова Евгения Алексеевича к Окружной администрации города Якутска о признании недействующим нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя Чернова Е.А. - ФИО7, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Окружной администрации города Якутска N 242п от 11 октября 2013 года утверждён Лесохозяйственный регламент для лесных массивов городских лесов Городского округа "город Якутск" Республики Саха (Якутия). Данное постановление опубликовано в газете "Эхо столицы" от 15 октября 2013 года N 81 и на официальном сайте Окружной администрации города Якутска в сети Интернет.
В составе Лесохозяйственного регламента утверждены и опубликованы три карты-схемы: схематическая карта субъекта РФ с выделением территории лесничества (Приложение 1); карта-схема территории лесничества с распределением территории по лесорастительным зонам и лесным районам (Приложение 2); карта-схема подразделения лесов Якутского лесничества по целевому назначению (Приложение 3).
Чернов Е.А. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать недействующим с момента принятия постановление Окружной администрации города Якутска N 242п от 11 октября 2013 года "Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов Городского округа "город Якутск" Республики Саха (Якутия)".
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Чернова Е.А. отказано.
13 июля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Чернова Е.А, подписанная и поданная представителем ФИО7 через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 04 июля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового судебного акта об удовлетворении административного искового заявления Чернова Е.А.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Так, оспариваемое постановление и Административный регламент опубликованы не в полном объёме (отсутствует схематическая карта субъекта Российской Федерации с выделением территории лесных массивов городских лесов ГО "город Якутск"), в связи с чем, нарушено право административного истца на ознакомление с оспариваемым нормативным правовым актом в полном объёме, что в силу части 3 статьи 15 Конституции РФ свидетельствует о его не опубликовании и он не может применять к неопределённому кругу лиц. Ни самим Регламентом, ни принятыми в его составе картами-схемами не определены границы Якутского лесничества внутри Городского округа "город Якутск", в связи с чем, ограничения по целевому использованию определенных земельных участков на территории Городского округа "город Якутск" не могут быть установлены на основании оспариваемого Лесохозяйственного регламента. Также в кассационной жалобы приведены доводы, аналогичные доводам административного истца и его представителя в судах первой и апелляционной инстанции относительно утраты силы большинства нормативных правовых и ведомственных актов, указанных в преамбуле и в вводной части оспариваемого Постановления.
Также, по мнению кассатора, суд первой инстанции вышел за пределы доводов административного истца и дал оценку законности Уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, выданного департаментом градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска от 13 ноября 2020 года N 2789, которое, в рамках данного административного иска, Черновым Е.А. не оспаривалось.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 августа 2021 года и от 13 августа 2021 года кассационная жалоба Чернова Е.А, подписанная представителем Бубякиным А.В, передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции с использованием системы видеоконференц-связи Девятого кассационного суда общей юрисдикции и Якутского городского суда Республики Саха (Якутия).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились административный истец, представитель административного ответчика, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения прокуратуры Республики Саха (Якутия), выслушав объяснения представителя Чернова Е.А. - ФИО7, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт "к" части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, осуществления муниципального лесного контроля.
Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (часть 1.1 статьи 84 Лесного кодекса РФ).
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 87 Лесного кодекса РФ).
Во исполнение данной нормы Федеральным агентством лесного хозяйства был издан приказ от 04 апреля 2012 года N 126 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" (далее - Приказ от 04 апреля 2012 года N 126) (действовавший на момент утверждения оспариваемого нормативного правового акта).
Пунктом 4 Приказа от 04 апреля 2012 года N 126 предусмотрено, что во введении к лесохозяйственному регламенту указываются: основание для разработки, срок действия разрабатываемого регламента, сведения о его разработчике, перечень законодательных, нормативно-правовых актов, нормативно-технических, методических и проектных документов, на основе которых разработан лесохозяйственный регламент.
В пунктах 5-7 Приказа от 04 апреля 2012 года N 126 отражены требования к содержанию лесохозяйственного регламента.
Информация лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка) приводится в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических) (пункт 11 Приказа от 04 апреля 2012 года N 126).
Пунктом 12 Приказа от 04 апреля 2012 года N 126 установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесохозяйственного регламента, в том числе размещают его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на срок не менее 30 дней с момента разработки.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции в судебных актах сослались на положения Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Лесного кодекса РФ, приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 04 апреля 2012 года N 126 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений", установили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика и в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований нормативных правовых актов к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения его в действие, и пришли к обоснованному выводу о соответствии его требованиям закона, имеющего большую юридическую силу, отсутствии нарушении прав и законных интересов административного истца.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе Черновым Е.А. и его представителем ФИО7 не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные сторонами доказательства по делу, в том числе заявленные требования и доводы административного истца, доводы административного ответчика, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в полном объёме, в том числе с приложением схематических карт. Факт отсутствия в составе Лесохозяйственного регламента карты-схемы субъекта Российской Федерации с выделением территории лесных массивов городских лесов ГО "город Якутск", не свидетельствует о его незаконности, поскольку данная карта-схема не поименована в приложении к Лесохозяйственному регламенту.
При этом, ссылку административного истца на уведомление Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска от 13 ноября 2020 года N 2789 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального строительства или садового дома на земельном участке, со ссылкой на расположение земельного участка в городских лесах, суд кассационной инстанции находит несостоятельной, поскольку данное уведомление не является предметом рассмотрения в рамках настоящего административного дела об оспаривании нормативного правого акта.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Чернова Е.А. и его представителя ФИО7 в судах первой и апелляционной инстанции, а их несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чернова Евгения Алексеевича, подписанную представителем Бубякиным А.В, - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.