Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 19 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года по административному делу по исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольска-на-Амуре, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести оборудование котельной газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводом кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО9, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор гарнизона Комсомольска-на-Амуре, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с вышеназванным исковым заявлением и просил возложить на Министерство обороны РФ и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Учреждение) обязанность произвести оборудование котельной инв.N 5, расположенной в военном городке Аэродром Хурба в селе Хурба Комсомольского района Хабаровского края, газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 19 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года, исковое заявление прокурора удовлетворено частично: на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возложена обязанность произвести оборудование котельной инв.N 5, расположенной в военном городке "Аэродром Хурба" в селе Хурба Комсомольского района Хабаровского края, газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего законодательства, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
16 июля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, поданная через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 22 июня 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене либо изменении состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, установка газоочистного оборудования и средств контроля относится к работам реконструкционного характера, решение о проведении которых принимается исключительно Министерством обороны РФ как собственником объекта. В соответствии с требованиями статей 246, 247 Гражданского кодекса РФ, пунктов 21, 23 Устава учреждения, Учреждение владеет, пользуется и распоряжается имуществом, которое закреплено на праве оперативного управления. В тоже время, здание котельной N 5 не передавалось Учреждению ни на праве оперативного управления, ни в безвозмездное пользование. Учреждение осуществляет эксплуатацию котельной с 9 января 2018 года на основании акта приема-передачи здания, согласно которого балансодержателем здания является ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление". Кроме этого, Учреждение предназначено для исполнения и контроля за исполнением контрактов, а также организации и исполнения поставки коммунально-эксплуатационного обеспечения на материально-техническую базу Вооруженных Сил за счёт и в пределах субсидий из федерального бюджета. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что котельная инв.N 5 выбрасывает загрязняющие вещества в атмосферный воздух.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 июля 2021 года кассационная жалоба ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание представители административных ответчиков не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения военного прокурора гарнизона Комсомольска-на-Амуре, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой военной прокуратурой гарнизона Комсомольска-на-Амуре проверки соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха при эксплуатации котельных Минобороны России, расположенных на территории гарнизона города Комсомольск-на-Амуре, установлено, что на территории в/ч 77983 военного городка "Аэродром Хурба", дислоцированного в Хабаровском крае, Комсомольский район, село Хурба, располагается теплогенерирующий объект - котельная инв.N 5, эксплуатация которой осуществляется без газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При этом для эксплуатации оборудования названной котельной используется уголь марки "ЗБПКО", в результате сжигания которого через дымовую трубу осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также наносит вред экологии в целом.
Собственником котельной инв.N 5, расположенной по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, село Хурба, военный городок "Аэродром Хурба" (в/ч 77983), является Министерство обороны РФ.
Помещение котельной инв.N 5 находится в оперативном управлении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВВО) и эксплуатируется на основании акта приема-передачи недвижимого имущества объектов теплового хозяйства N 02 от 01 апреля 2017 года, акта о приеме-передаче здания, коммунального сооружения, инженерных сетей в эксплуатацию N108 от 09 января 2018 года.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (часть 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ) в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
Статьёй 16 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ установлено, что при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий (часть 1). Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (часть 7).
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года N96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования;
Приказом Министра обороны РФ от 02 марта 2017 года N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.
Согласно приказу Министерства обороны РФ от 30 декабря 2017 года N 860 "Об утверждении руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации", ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России предназначено для контроля за исполнением контрактов и организации коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы Вооруженных Сил РФ за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания.
Пунктом 15 Руководства установлено, что жилищно-коммунальная служба ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" несёт ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктами 12, 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утверждённого приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03 марта 2017 года N 607, Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для достижения целей, указанных в пункте 13 настоящего Устава, Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Минобороны России, осуществляет производство, передачу и распределение тепловой энергии и теплоносителя (в виде пара и горячей воды); производство горячей воды в закрытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование (пункт 21 Устава).
Согласно пункту 25 Устава, Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закрепленных на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
30 июля 2018 года в Устав внесены изменения, пункт 25 после слов "деятельность по эксплуатации" дополнен текстом следующего содержания: "(в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков)".
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закона РФ от 04 мая 1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Устав ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утверждённый приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03 марта 2017 года N 607установили факт отсутствия газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных веществ в котельной инв.N 5, расположенной по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, село Хурба, военный городок "Аэродром Хурба", и пришли к обоснованному выводу о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России допущено незаконное бездействие, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию здания котельной инв.N 5, в связи с чем возложили на данное Учреждение обязанность оборудовать указанную котельную, газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных веществ.
Судами установлено, что для эксплуатации оборудования котельной инв.N 5 используется уголь марки "ЗБПКО", в результате сжигания которого через дымовую трубу осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также наносит вред экологии в целом.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в силу пунктов 21, 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (в редакции от 30 июля 2018 года N2025), обязанность по оборудованию котельной газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, то есть реконструкция недвижимого имущества - спорной котельной лежит именно на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, как лице, осуществляющим оперативное управление зданием котельной инв.N 5.
Довод кассационной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что котельная инв.N 5 выбрасывает загрязняющие вещества в атмосферный воздух, является необоснованным и противоречит материалам настоящего дела, поскольку эксплуатация котельной инв.N 5 осуществляется в отсутствие газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что является нарушением п.4.1.1.2 ГОСТ Р 50831-95 "Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования", и приводит к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 19 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.