Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Полякова Бориса Михайловича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 18 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Полякова Бориса Михайловича к Мильковской территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии Камчатского края, заинтересованные лица: председатель избирательного участка N 130 Краева Е.А, председатель избирательного участка N 131 Токарева Ю.М. о защите избирательных прав.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Поляков Б.М. обратился в Мильковский районный суд Камчатского края с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконными действия (бездействие) Мильковской территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии Камчатского края, выразившихся в невключении его в список избирателей, на состоявшихся 13 сентября 2020 года выборах Губернатора Камчатского края, депутатов Собрания депутатов Мильковского сельского поселения четвертого созыва и депутатов Совета народных депутатов Мильковского муниципального района шестого созыва.
Определением Мильковского районного суда Камчатского края от 11 декабря 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены председатель избирательного участка N 130 Краева Е.А, председатель избирательного участка N 131 Токарева Ю.М.
Решением Мильковского районного суда Камчатского края от 11 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 18 марта 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований Полякова Б.М. отказано.
21 июля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Полякова Б.М, поданная через Мильковский районный суд Камчатского края 14 июля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене определения Мильковского районного суда Камчатского края от 02 ноября 2020 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 18 марта 2021 года и направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, судом не дана оценка преимущественного проживания Полякова Б.М. в Камчатском крае. В соответствии с действующим законодательством, гражданин, проживающий в Российской Федерации, зарегистрированный либо по месту пребывания, либо по месту жительства имеет право быть включён в списки избирателей.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 09 августа 2021 года кассационная жалоба Полякова Б.М. в части обжалования определения Мильковского районного суда Камчатского края от 02 ноября 2020 года оставлена без рассмотрения по существу, кассационная жалоба в части обжалования апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 18 марта 2021 года передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения избирательной комиссии Камчатского края, прокуратуры Камчатского края, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
При этом, в силу пункта 28 Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", судья кассационной инстанции полагает необходимым проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции, поскольку оно оставлено в силе обжалуемым апелляционным определением.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Законодательного собрания Камчатского края N 895 от 10 июня 2020 года на 13 сентября 2020 года назначены досрочные выборы Губернатора Камчатского края.
Решением Собрания депутатов Мильковского сельского поселения 3-го созыва от 23 июня 2020 года N 327 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Собрания депутатов Мильковского сельского поселения 4-го созыва.
Постановлением Совета народных депутатов Мильковского муниципального района 5-го созыва от 23 июня 2020 года N 497 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Собрания народных депутатов Мильковского муниципального района 6-го созыва.
13 сентября 2020 года Поляков Б.М. обратился на избирательные участки N 130, N 131 в Мильковской территориальной избирательной комиссии, заявив о своём желании участвовать в голосовании, предъявив в качестве документа, удостоверяющего личность, паспорт гражданина РФ, согласно которому он с 10 мая 2016 года имеет постоянную регистрацию по месту жительства: Приморский край, Шкотовский район, пгт. Шкотово, "адрес", а также свидетельство о регистрации по месту пребывания NN 156, 212, согласно которым с 20 июня 2018 года по 19 июня 2025 года Поляков Б.М. зарегистрирован по месту пребывания: Камчатский край, Мильковский район, село Мильково, "адрес".
Полякову Б.М. на избирательных участках N 130, N 131 было отказано в выдаче бюллетеня для голосования и включении его в списки избирателей со ссылкой на часть 1 статьи 4 Закона Камчатского края от 27 июня 2012 года N 77 "О выборах Губернатора Камчатского края", часть 3 статьи 5 Закона Камчатского края от 19 декабря 2011 года N 740 "О выборах депутатов представительных органов муниципального образований в Камчатском крае".
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции РФ право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме гарантировано гражданам Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 19 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд, в том числе избирателями.
В силу пунктов 18 и 26 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, то есть правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
При этом активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Пунктом 5 части 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что под адресом места жительства следует понимать адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона Камчатского края от 27 июня 2012 года N 77 "О выборах Губернатора Камчатского края" (далее - Закон Камчатского края от 27 июня 2012 года N 77) списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией на основании сведений об избирателях, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей и представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают.
Согласно статье 25 Закона Камчатского края от 27 июня 2012 года N77 в списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом в соответствии со статьей 4 настоящего Закона (часть 1). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами (часть 2).
Частью 1 статьи 4 Закона Камчатского края N 77 от 27 июля 2012 года установлено, что гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого находится на территории Камчатского края, имеет право избирать Губернатора Камчатского края. Активным избирательным правом на выборах Губернатора Камчатского края обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории Камчатского края не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Законом Камчатского края от 19 декабря 2011 года N 740 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае" (далее - Закон Камчатского края от 19 декабря 2011 года N 740) установлен порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае.
Согласно части 3 статьи 5 Закона Камчатского края от 19 декабря 2011 года N 740 активным избирательным правом обладает гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона Камчатского края от 19 декабря 2011 года N 740 основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, - факт пребывания (временного пребывания) гражданина на территории этого избирательного участка (при наличии у гражданина активного избирательного права). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Согласно части 6 статьи 16 Закона Камчатского края от 19 декабря 2011 года N 740 избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, и избиратели, работающие вахтовым методом, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее, чем за три дня до дня голосования.
Из смысла перечисленных норм следует, что для реализации активного избирательного права гражданину следует подтвердить наличие активного права на участие в выборах соответствующего уровня и обратиться с соответствующим заявление в сроки, установленные действующим законодательством, о включении в список избирателей.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции в судебных актах сослались на положения Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Камчатского края от 27 июня 2012 года N 77 "О выборах Губернатора Камчатского края", Закона Камчатского края от 19 декабря 2011 года N 740 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае", установили, что Поляков Б.М. обратился на избирательные участки N 130, N 131 Мильковской территориальной избирательной комиссии о включении его в список избирателей на выборах Губернатора Камчатского края, выборах депутатов Собрания депутатов Мильковского сельского поселения 4-го созыва, выборах депутатов Собрания народных депутатов Мильковского муниципального района 6-го созыва только в день голосования, что на момент обращения у него отсутствовала регистрация по месту жительства на территории Камчатского края, и пришли к обоснованному выводу об отсутствии нарушений избирательного законодательства на досрочных выборах Губернатора Камчатского края, выборах депутатов Совета народных депутатов Мильковского муниципального района и депутатов Собрания депутатов Мильковского сельского поселения, в связи с чем, действия Мильковской территориальной избирательной комиссии в части невключения Полякова Б.М. в списки избирателей являются законными и обоснованными.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе Поляковым Б.М. не представлено.
Довод кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции не дана оценка преимущественного проживания (статья 20 Гражданского кодекса РФ) Полякова Б.М. в Камчатском крае, правового значения не имеет, поскольку правоотношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, регулируются специальным законодательством - избирательным, согласно которому активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Поляков Б.М, в свою очередь, имеет постоянную регистрацию по месту жительства в другом субъекте Российской Федерации (в Приморском крае).
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Полякова Б.М. в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мильковского районного суда Камчатского края от 11 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 18 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Полякова Бориса Михайловича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.