Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Пудогина Владимира Эдуардовича, подписанную представителем Оконешниковым О.Н, на решение Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Пудогина Владимира Эдуардовичу к поселковому Совету муниципального образования "Поселок Джебарики-Хая" Томпонского района Республики Саха (Якутия), заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Поселок Джебарики-Хая", Глава Республики Саха (Якутия) Николаев А.С. о признании незаконным решения от 25 февраля 2021 года N 32 и возложении обязанности по его отмене.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя Пудогина В.Э. - ФИО11, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
11 сентября 2017 года Пудогин В.Э. был избран главой муниципального образования "Поселок Джебарики-Хая".
Решениями поселкового Совета муниципального образования "Поселок Джебарики-Хая" от 25 декабря 2019 года и от 05 февраля 2021 года работа главы за 2019 и 2020 годы была признана неудовлетворительной.
25 февраля 2021 года поселковый Совет муниципального образования "Поселок Джебарики-Хая" принял решение N 32 об удалении в отставку главы МО "Поселок Джебарики-Хая" Пудогина В.Э.
Пудогин В.Э. обратился в Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконным решение поселкового Совета муниципального образования "Поселок Джебарики-Хая" (далее - поселковый Совет муниципального образования "Поселок Джебарики-Хая") N 32 от 25 февраля 2021 года и возложить обязанность об его отмене.
Решением Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 июня 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований Пудогина В.Э. отказано.
10 августа 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Пудогина В.Э, подписанная и поданная представителем Оконешниковым О.Н. через Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) 16 июля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, суд первой инстанции проигнорировал, а суд апелляционный инстанции неверно истолковал требования Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" во взаимосвязи с Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части объёма передаваемых органу местного самоуправления полномочий отдельных государственных полномочий. Проведению мероприятий по отлову животных без владельцев, их транспортировки в приюты, содержание в приютах, возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев (статья 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ) должна предшествовать деятельность по их организации (по созданию условий для их осуществления и (или) определению возможности и реальности их применения). Таким образом, принятие решения о направлении обращений граждан по поводу бродячих собак участковому полиции и в районную администрацию, должно квалифицироваться в качестве осуществления отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования. Оспариваемое решение было принято в отсутствии согласия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (Главы Республики Саха (Якутия)), то есть, нарушена процедура удаления административного истца в отставку.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2021 года кассационная жалоба Пудогина В.Э, подписанная представителем Оконешниковым О.Н, передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции посредством использования системы видеоконференц-связи Девятого кассационного суда общей юрисдикции и Якутского городского суда Республики Саха (Якутия).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконферен-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание административный истец, представители административного ответчика, заинтересованных лиц не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения прокуратуры Республики Саха (Якутия), выслушав представителя Пудогина В.Э. - ФИО11, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 18 февраля 2021 года в поселковый Совет МО "Поселок Джебарики-Хая" поступило обращение депутатов об удалении главы МО "Поселок Джебарики-Хая" Пудогина В.Э. в отставку на основании пункта 3 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, указав, что по результатам ежегодного отчёта Пудогина В.Э. перед поселковым Советом МО "Поселок Джебарики-Хая" ему была поставлена неудовлетворительная оценка два раза подряд - за 2019 и 2020 годы.
18 февраля 2021 года на имя Главы Республики Саха (Якутия) Николаева А.С. направлено уведомление о внесении в поселковый Совет вышеуказанного обращения депутатов.
И 18 февраля 2021 года на имя Главы МО "Поселок Джебарики-Хая" Пудогина В.Э. направлено уведомление о внесении в поселковый Совет вышеуказанного обращения депутатов, в котором Пудогину В.Э. предложено принять участие во внеочередной сессии поселкового Совета МО "Поселок Джебарики-Хая" (указана дата и место) и предоставлена возможность дать депутатам объяснения по поводу оснований для отставки. К данному уведомлению приложен пакет документов, в частности, копия обращения депутатов, проект решения об удалении в отставку.
Данное уведомление вручено Пудогину В.Э. 18 февраля 2021 года.
25 февраля 2021 года на имя председателя поселкового Совета МО "Поселок Джебарики-Хая" Жила А.В. поступило письмо с мнением Главы Республики Саха (Якутия) Николаева А.С. о том, что вопрос о принятии решения об удалении в отставку главы муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа.
25 февраля 2021 года проведено собрание поселкового Совета депутатов МО "Поселок Джебарики-Хая" с участием главы поселка Пудогина В.Э. и его заместителя, в котором, в том числе рассмотрено обращение депутатов в поселковый Совет МО "Поселок Джебарики-Хая" об удалении в отставку главы МО "Поселок Джебарики-Хая" Пудогина В.Э. По результатам голосования депутатов поселкового Совета МО "Поселок Джебарики-Хая" 25 февраля 2021 года принято решение N 32 об удалении в отставку главы МО "Поселок Джебарики-Хая" Пудогина В.Э. по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд. Определено обнародовать данное решение в СМИ в течение 5 дней со дня принятия. Решение вступило в силу со дня его принятия.
Вышеуказанное решение размещено на официальном сайте МО "Поселок Джебарики-Хая" 02 марта 2021 года, опубликовано в газете "Томпонский вестник" в выпуске от 06 марта 2021 года
Согласно статье 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования и глава муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 21 Устава муниципального образования "Поселок Джебарики-Хая", принятого решением поселкового Совета депутатов от 07 июня 2012 года N 13 (далее - Устав), высшим должностным лицом городского поселения является Глава поселка. Представительным органом городского поселения является поселковый Совет депутатов - выборный орган, состоящий из 10 депутатов, избираемых населением городского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (часть 1 статьи 22 Устава).
В соответствии со статьёй 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1). Глава муниципального образования подконтролен и подотчётен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5).
В силу пункта 2.1 части 6 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона
Частью 1 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 2.1 части 1 статьи 31 Устава полномочия главы поселка прекращаются в случае удалении в отставку в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, пунктом 10 части 1 статьи 24 Устава, в исключительной компетенции поселкового Совета депутатов находится, в частности, принятие решение об удалении главы поселка в отставку.
В силу пункта 3 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.
Согласно части 3 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В случае, если при рассмотрении инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего Федерального закона, решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (часть 5 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Устав муниципального образования "Поселок Джебарики-Хая", принятого решением поселкового Совета депутатов от 07 июня 2012 года N 13, установили, что поселковый Совет МО "Поселок Джебарики-Хая", давая оценку деятельности главы муниципального образования, действовал в пределах своей компетенции; решения о признании работы главы за 2019 и 2020 годы неудовлетворительной не обжалованы; мнение Главы Республики Саха (Якутия) Николаева А.С. по вопросу принятия решения об удалении в отставку главы было доведено до сведения участников внеочередной сессии депутатов, и пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, является законным и обоснованным.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе Пудогиным В.Э. и его представителем Оконешниковым О.Н. не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административного ответчика и заинтересованных лиц, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Довод кассационной жалобы о том, что нарушена процедура удаления Пудогина В.Э. в отставку ввиду того, что оспариваемое решение было принято в отсутствии согласия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (Главы Республики Саха (Якутия)), является необоснованным, поскольку в силу действующего законодательств, рассмотрение вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учётом мнения, а не согласия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Пудогина В.Э. и его представителя в судах первой и апелляционной инстанции, а их несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пудогина Владимира Эдуардовича, подписанную представителем Оконешниковым О.Н, - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.