Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГБУЗ "Камчатский краевой кардиологический диспансер" на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 24 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ГБУЗ "Камчатский краевой кардиологический диспансер" к Государственной инспекции труда в Камчатском крае, главному государственному инспектору труда в Камчатском крае Даниленко А.М, заинтересованное лицо министерство здравоохранения Камчатского края о признании незаконным в части предписания N 41/2-72-20-ПР/12-90-И/164 от 14 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителей ГБУЗ "Камчатский краевой кардиологический диспансер" ФИО7 и ФИО8, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ГБУЗ "Камчатский краевой кардиологический диспансер" (далее - Учреждение) обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с вышеназванным административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Камчатском крае (далее - ГИТ в Камчатском крае, Инспекция) и, с учётом уточнения исковых требований, просил признать незаконным и отменить пункт 2 предписания главного государственного инспектора по труду ГИТ в Камчатском крае Даниленко А.М. N 41/2-72-20-ПР/12-90-И/164 от 14 января 2021 года.
Определением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 19 февраля 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечён главный государственный инспектор труда в Камчатском крае Даниленко А.М, в качестве заинтересованного лица министерство здравоохранения Камчатского края.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 24 июня 2021 года, административное исковое заявление ГБУЗ "Камчатский краевой кардиологический диспансер" оставлено без удовлетворения.
10 августа 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ГБУЗ "Камчатский краевой кардиологический диспансер", поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 29 июля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, и принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, вопреки требованиям статьи 47 КАС РФ, к участию в деле в качестве заинтересованного лица не было привлечено министерство финансов Камчатского края, ответственное за финансирование всех ГБУЗ на территории Камчатского края. Данное нарушение делает невозможным исполнение оспариваемых судебных актов, поскольку обеспечение спорной денежной выплаты стимулирующего характера не относится к расходам работодателя, и осуществляется за счет субвенций, предоставляемых лечебному учреждению через Минздрав и Минфин Камчатского края из краевого бюджета, а также за счёт резервного фонда Российской Федерации. Также, к участию в деле необоснованно не привлечены медицинские работники, чьи права безусловно затронуты оспариваемыми судебными актами. Кроме этого, государственный инспектор труда, в нарушение требований Трудового кодекса РФ, фактически разрешилиндивидуальный трудовой спор, связанный с разногласиями между работниками и работодателем по порядку начисления заработной платы, вмешавшись в финансово-хозяйственную деятельность Учреждения. Судами не дана оценка доводам административного истца о том, что требование ГИТ в Камчатском крае о выплате работникам Учреждения стимулирующей выплаты, предусмотренной постановлением Правительства от 02 апреля 2020 года N415 с применение коэффициента 1, 8, незаконно и противоречит разъяснениям, изложенным в письме Министерства здравоохранения РФ от 06 мая 2020 года N 16-3/И/2-5951, со ссылкой на постановление Госкомтруда ВССР ВЦСПС от 04 сентября 1964 года N380/П-18. Нормативный правовой акт Камчатского края, предусматривающий повышение уровня выплат стимулирующего характера, установленных постановлением Правительства от 02 апреля 2020 года N 415, не издавался.
При этом, выплата коэффициента в размере 1, 8, в нарушение требований Бюджетного кодекса РФ, приведёт к нецелевому использованию денежных средств.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2021 года кассационная жалоба ГБУЗ "Камчатский краевой кардиологический диспансер" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание административный ответчик, представители административного ответчика, заинтересованного лица не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей ГБУЗ "Камчатский краевой кардиологический диспансер" ФИО7 и ФИО8, изучив письменные возражения ГИТ в Камчатском крае, министерства здравоохранения Камчатского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ГБУЗ "Камчатский краевой кардиологический диспансер" является государственным бюджетным учреждением, основным видом деятельности которого является медицинская деятельность. Учредителем и собственником Учреждения является Камчатский край (пункты 1.1, 1.7, 2.4. Устава Учреждения).
На основании распоряжения руководителя ГИТ в Камчатском крае от 16 декабря 2020 года N 41/2-72-20-ПР/12-3822-И/164 главным государственным инспектором труда Даниленко А.М. проведена внеплановая выездная проверка в ГБУЗ "Камчатский краевой кардиологический диспансер", по результатам которой 14 января 2021 года был составлен акт N 41/2-72-20-ПР/12-89-И/164, в котором отражены выявленные нарушения требований статьи 8, статьи 372, части 2 статьи 22, части 6 статьи 136, части 2 статьи 316 Трудового кодекса РФ, статьи 3 Закона Камчатского края от 29 декабря 2014 года N 561, допущенные работодателем, в частности установлено, что 16 апреля 2020 года главным врачом Учреждения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 415 издан приказ N 125-од "О порядке осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам государственного учреждения здравоохранения "Камчатский краевой кардиологический диспансер", оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией", пунктом 6 приложения 4 к которому определено, что на выплаты стимулирующего характера подлежат начислению районные коэффициенты и процентные надбавки, установленные постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 14сентября 1964 года N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих населения, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера". Впоследствии с работниками Учреждения заключены трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, устанавливающие стимулирующие выплаты в соответствии с названным приказом от 16 апреля 2020 года N 125-од.
При этом стимулирующие выплаты выплачивались работникам Учреждения с учётом районного коэффициента в размере 1, 6.
14 января 2021 года ГБУЗ "Камчатский краевой кардиологический диспансер" выдано предписание N 41/2-72-20-ПР/12-90-И/164, которым на основании части 6 статьи 136 Трудового кодекса РФ, статьи 3 Закона Камчатского края от 29 декабря 2014 года N 561 на Учреждение возложена обязанность произвести перерасчет и выплату стимулирующего характера по постановлению Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 415 с учётом установленного дополнительными соглашениями к трудовым договорам с работниками районного коэффициента в соответствии с законом Камчатского края от 29 декабря 2014 года N 561 "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях" в размере 1, 8, в срок до 29 января 2021 года (пункт 2).
Приказом руководителя ГИТ в Камчатском крае N б/н от 01 марта 2021 года отменён пункт 1 предписания N 41/2-72-20-ПР/12-90-И/164 от 14 января 2021 года.
В силу абзаца второго части 1 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем шестым части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзацы второй, седьмой части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объёме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (действовавшие в период спорных правоотношений) (далее - Правила N 415).
Письмом Минздрава РФ от 06 мая 2020 года N 16-3/И/2-5951 "Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам в условиях коронавируса" разъяснено, что выплаты стимулирующего характера следует начислять с применением районных коэффициентов к заработной плате, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ под заработной платой (оплата труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), т.е. заработная плата состоит из вознаграждения за труд, компенсационных и стимулирующих выплат.
Статьями 146 и 148 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом трудовое законодательство состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (статья 5 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со статьёй 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно статье 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе за счёт средств региональных бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из средств этих бюджетов.
Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04 сентября 1964 года N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04 сентября 1964 года N 380/П-18) районный коэффициент для работников здравоохранения в Камчатском крае установлен в размере 1, 6.
Между тем, Законом Камчатского края от 29 декабря 2014 года N 561 "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях", принятым на основании статьи 316 Трудового кодекса РФ, районный коэффициент лицам, проживающим в Камчатском крае и работающим в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях, установлен в повышенном размере - 1, 8.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Трудового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 415 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объёме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией", Закона Камчатского края от 29 декабря 2014 года N 561 "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях", письмо Минздрава России от 06 мая 2020 года N 16-3/И/2-5951 "Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам в условиях коронавируса", установили, что оплата стимулирующих выплат работникам Учреждения произведена с учётом районного коэффициента в размере 1, 6, а при осуществлении выплат стимулирующего характера Учреждение не освобождено от выполнения требований Закона Камчатского края от 29 декабря 2014 года N 561, устанавливающего более высокий размер районного коэффициента 1, 8 для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях, и пришли к обоснованному выводу, что предписание в оспариваемой части вынесено уполномоченным
должностным лицом в установленном законом порядке и при наличии законных оснований.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе ГБУЗ "Камчатский краевой кардиологический диспансер" не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков, заинтересованного лица, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Довод кассационной жалобы о том, что судами, в частности, не дана оценка доводам административного истца о том, что исполнение оспариваемого Предписания приведёт к нецелевому использованию федеральных средств, является неправомерным, поскольку постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 415 определён порядок выделения денежных средств на спорные стимулирующие выплаты, а источником их финансового обеспечения являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отсутствуют основания полагать, что выявленные ГИТ в Камчатском крае нарушения ГБУЗ "Камчатский краевой кардиологический диспансер" требований Трудового кодекса РФ относятся к индивидуальным трудовым спорам.
Указание в кассационной жалобе на то, что судом не привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица министерство финансов Камчатского края, ответственное за финансирование всех ГБУЗ на территории Камчатского края, и что данное нарушение делает невозможным исполнение оспариваемых судебных актов, поскольку лечебное учреждение не располагает целевыми денежными средствами, источником финансирования которых является резервный фонд Российской Федерации, не влечёт отмену оспариваемых судебных актов, поскольку сам по себе факт привлечения либо не привлечения указанного органа в качестве заинтересованного лица не свидетельствует о неполноте рассмотрения дела по существу, круг лиц определён судом исходя из предмета и основания заявленных требований.
Кроме этого, ходатайство о привлечении министерства финансов Камчатского края, медицинских работников Учреждения к участию в деле административный истец не заявлял.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все остальные доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам административного истца в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 24 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГБУЗ "Камчатский краевой кардиологический диспансер" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.