Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Стручкова Семена Валерьевича на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Стручкова Семена Валерьевича к поселковому Совету депутатов муниципального образования "Поселок Чокурдах" Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия), заинтересованные лица: Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), ликвидационная комиссия администрации муниципального образования "Поселок Чокурдах" Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия), департамент по вопросам местного самоуправления Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) о признании решения от 21 февраля 2020 года N 388 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Поселок Чокурдах" незаконным.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением поселкового Совета депутатов муниципального образования "Поселок Чокурдах" Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2020 года N 388 внесены изменения и дополнения в Устав муниципального образования "Поселок Чокурдах".
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 решения, структуру органов местного самоуправления городского поселения составляют: поселковый Совет депутатов - представительный орган городского поселения; глава поселка - высшее должностное лицо городского округа.
Пунктом 1.4 и пунктом 1.10 решения предусмотрено, что глава поселения избирается из числа депутатов и исполняет полномочия председателя поселкового Совета депутатов на постоянной основе.
Пунктом 1.30 решения статья 45 Устава дополнена частью 5 следующего содержания: "Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов также используется портал Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" (регистрация в качестве сетевого издания: Эл N ФСС77-72471 от 05.03.2018).
27 февраля 2020 года изменения в Устав муниципального образования "Поселок Чокурдах" зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).
Стручков С.В. обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), администрации муниципального образования "Поселок Чокурдах" Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) и просил признать незаконным решение поселкового Совета депутатов муниципального образования "Поселок Чокурдах" Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее - поселковый Совет депутатов МО "Поселок Чокурдах") от 21 февраля 2020 года N 388 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Поселок Чокурдах"; возложить на Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) обязанность отменить регистрацию изменений в Устав муниципального образования "Поселок Чокурдах".
Определениями судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2020 года и от 19 января 2021 года произведена замена ненадлежащих административных ответчиков на надлежащего: поселковый Совет депутатов МО "Поселок Чокурдах" четвёртого созыва привлечён к участию в деле в качестве административного ответчика, статус Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), администрации МО "Поселок Чокурдах" изменён на заинтересованные лица; к участию в деле в качестве административного ответчика привлечён поселковый Совет депутатов МО "Поселок Чокурдах" пятого созыва.
Определением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 июля 2020 года административное исковое заявление к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) об отмене регистрации изменений в Устав муниципального образования "Поселок Чокурдах" оставлено без рассмотрения.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 июля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Стручкова С.В. в оставшейся части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2020 года решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 июля 2020 года отменено, дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Стручкову С.В. отказано.
10 августа 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Стручкова С.В, поданная через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) 13 июля 2021 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Выводы судебной коллегии в апелляционном определении являются необоснованными и незаконными, поскольку противоречат части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Так, отсутствуют материалы 41-ой сессии, кроме решения N 388; не опубликован проект оспариваемого Решения в СМИ; не проведены публичные слушания по проекту Решения; оспариваемое Решение не опубликовано в газете; вопрос о внесении изменений и дополнений в Устав не обсуждался на 41-ой сессии 4-го созыва; о том, что 40-ая (внеочередная) сессия 4-го созыва состоится 10 февраля 2020 года было опубликовано в газете, однако сессия не состоялась из-за отсутствия кворума; решение от 27 декабря 2019 года N 370 о внесении изменений и дополнений в Устав, внесёнными депутатами на 38-ой сессии было отозвано из Управления Минюста РФ по Республике Саха (Якутия); решение от 31 января 2020 года N 370 о внесении изменений и дополнений в Устав, внесёнными депутатами на 39-ой сессии было отозвано из Управлению Минюста РФ по Республике Саха (Якутия); должностные лица МО "Поселок Чокурдах" не обеспечили каждому жителю (избирателю) посёлка Чокурдах возможность ознакомиться с документами и материалами по внесению изменений и дополнений в Устав, принятыми на 41 сессии 4-го созыва, которые непосредственно затрагивают их права и свободы; не опубликование в СМИ оспариваемого Решения означает, что данное решение не влечёт правовых последствий, как не вступившее в законную силу; справка об источнике и дате официального обнародования изменений и дополнений в Устав не имеет юридической силы, поскольку в ней не указаны сведения об источниках и датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту; ликвидационная комиссия прекратила своё существование 19 марта 2021 года, а её преемник - администрация МО "Аллаиховский улус (район)" о проведении судебного заседания судом не извещалась. Ответчиками и представителями заинтересованных лиц не опровергнуты доказательства о незаконности принятия оспариваемого решения, не представлены доказательства: документы 40-й и 41-й сессии по причине их отсутствия.
Верховным Судом Республики Саха (Якутия) не вынесено определение о принятии либо отказе в принятии ходатайства, заявленного в письменных объяснениях по апелляционной жалобе на решение суда первой инстанции от 09 февраля 2021 года. Отказано в принятии ходатайства 25 мая 2021 года при ВКС в Постоянном судебном присутствии в посёлке Чокурдах. В ходе судебного заседания в суд апелляционной инстанции была прервана видеосвязь, и тем самым не зафиксированы доказательства незаконного внесения изменений и дополнений в Устав. Судебная коллегия в судебном заседании не озвучила и не исследовала предоставленные им (Стручковым С.В.) доказательства на соответствие статьям 15, 24 Конституции РФ, пункту 33 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N50.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2021 года кассационная жалоба Стручкова С.В. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), департамента по вопросам местного самоуправления Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия), прокуратуры Республики Саха (Якутия), выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20 января 2020 года проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав МО "Поселок Чокурдах" официально обнародован путём его вывешивания на специальном стенде, установленном в здании поселковой администрации. Информация о проведении публичных слушаний по проекту решения о внесении изменений и дополнений в Устав МО "Поселок Чокурдах" и проект решения были опубликованы в газете "Путь развития" N 6 24 января 2020 года.
Согласно протоколу публичных слушаний от 28 января 2020 года, 28 января 2020 года были проведены публичные слушания, на повестку дня был вынесен вопрос о принятии решения "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Поселок Чокурдах". На публичных слушаниях проект решения одобрен, замечаний и предложений не поступило. Также обсуждался вопрос об избрании главы поселка из состава депутатов, об упразднении поселковой администрации с передачей полномочий поселковой администрации районной. В публичных слушаниях принимал участие Стручков С.В.
Сведения о том, что 28 января 2020 года были проведены публичные слушания по вопросу внесения изменений и дополнений в Устав МО "Поселок Чокурдах" были опубликованы в газете "Путь развития" N 8 от 31 января 2020 года.
21 февраля 2020 года на (очередной) сессии 4-го созыва поселкового Совета депутатов МО "Поселок Чокурдах" принято решение N 388 о внесении изменений в Устав МО "Поселок Чокурдах".
Из протокола заседания депутатов поселкового Совета депутатов МО "Поселок Чокурдах" от 21 февраля 2020 года следует, что на сессии присутствовало 10 депутатов из 15, присутствующие депутаты единогласно проголосовали за принятие указанного решения.
27 февраля 2020 года изменения в Устав МО "Поселок Чокурдах" зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), а 28 февраля 2020 года опубликованы на сайте администрации поселка Чокурдах и официально обнародованы путём размещения на специальном стенде официальной информации, установленном в здании поселковой администрации МО "Поселок Чокурдах" Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установилв Федеральном законе от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается, а также изменения и дополнения в него вносятся исключительно представительным органом муниципального образования (пункт 1 части 10 статьи 35, пункт 1 части 1 статьи 43, части 2 и 3 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В соответствии частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", Устав МО "Поселок Чокурдах", установили, что положения Устава о том, что структуру органов местного самоуправления городского поселения составляют поселковый Совет депутатов - представительный орган городского поселения и глава поселка - высшее должностное лицо городского поселения, соответствуют федеральному законодательству; избрание главы поселения из числа депутатов не означает, что его полномочия не могут быть прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 9 и 13 части 1 статьи 31 Устава МО "Поселок Чокурдах"; населению поселка Чокурдах была обеспечена возможность ознакомления с проектом нормативного акта, так и самим нормативным актом о внесении изменений и дополнений в Устав после его регистрации в государственном органе, и пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением требований к процедуре его принятия, подписания, регистрации и обнародования. При принятии оспариваемого решения о внесении изменений в Устав МО "Поселок Чокурдах" права Стручкова С.В, как жителя поселка Чокурдах, на участие в обсуждении проекта решения о внесении изменений в Устав, не были нарушены. Не нарушает его права и не создает препятствий к осуществлению избирательных прав и то обстоятельство, что глава МО "Поселок Чокурдах" не будет избираться напрямую жителями поселка.
Возможность передачи полномочий поселковой администрации районной, и возможность выбора главы поселка из состава депутатов предусмотрена федеральным законом. Несогласие Стручкова С.В. с таким правовым регулированием указанных правоотношений не свидетельствует о нарушении его избирательных прав.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе Стручковым С.В. не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административного ответчика и заинтересованных лиц, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Кроме этого, вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции не допущены нарушения норм процессуального права.
Довод кассационной жалобы о том, что Верховным Судом Республики Саха (Якутия) не вынесено определение о принятии либо отказе в принятии ходатайства, заявленного в письменных объяснениях по апелляционной жалобе, является не правомерным, поскольку указанные письменные объяснения были представлены Стручковым С.В. непосредственно в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции. Указанное в письменных объяснениях ходатайство, и иные заявленные административным истцом ходатайства были рассмотрены судом апелляционной инстанции в судебном заседании 25 мая 2021 года, по ним были приняты мотивированные решения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебное заседание суда апелляционной инстанции 25 мая 2021 года проведено посредством видеоконференц-связи, с объявлением перерыва по техническим причинам, с соблюдением всех стадий процесса и без ущемления прав в изложении позиции по настоящему спору и исследования доказательств по делу, в связи с чем, права на судебную защиту Стручкова С.В. и других участников процесса не были нарушены.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все остальные доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Стручков С.В. в судах первой и апелляционной инстанции, и его несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Стручкова Семена Валерьевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.