Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска, МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Григорьевой Марины Егоровны к Окружной администрации города Якутска, МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Григорьева М.Е. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением к МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" и просила признать незаконным отказ МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" от 22 января 2021 года N145-АЗО; обязать Окружную администрацию города Якутска предоставить Григорьевой М.Е. испрашиваемый земельный участок взамен по координатам: Х-687999; У-532944.
Определением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06 апреля 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика была привлечена Окружная администрация города Якутска.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2021 года, административные исковые требования Григорьевой М.Е. удовлетворены: признан незаконным отказ МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" от 22 января 2021 года N 145-АЗО в предоставлении земельного участка взамен другого земельного участка; на Окружную администрацию города Якутска возложена обязанность предоставить Григорьевой М.Е. в собственность равноценный земельный участок взамен земельного участка с кадастровым N в черте города Якутска.
13 августа 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Окружной администрации города Якутска, МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск", поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 23 июля 2021 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объёме.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассаторов, в материалах настоящего административного дела отсутствуют доказательства наложения земельных участков, принадлежащих административному истцу и ФИО7 Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости, принадлежащий административному истцу земельный участок существует как индивидуально определённая вещь, и стоит на кадастровом учёте. В Земельном кодексе РФ отсутствует норма, позволяющая предоставить земельный участок взамен принадлежащего ранее. При этом, в соответствии со статьёй 62 Земельного кодекса РФ, статьёй 15 Гражданского кодекса РФ, в случае нарушения прав собственников земельных участков предусмотрено возмещение убытков.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2021 года кассационная жалоба Окружной администрации города Якутска, МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего административного дела, на основании распоряжения первого заместителя главы городского округа "Город Якутск" от 01 июля 2011 года N 2751/1зр и договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 05 июля 2011 года N 04-2/2011-1751, за ФИО8 19 августа 2011 года зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 967 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: под дачу, адрес объекта: N.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 13 ноября 2018 года Григорьева М.Е. вступила в наследство имущества ФИО8, а именно земельного участка с кадастровым номером N
Из акта обследования N 514 земельного участка, выполненного Управлением муниципального контроля Окружной администрации города Якутска 13 марта 2020 года следует, что часть испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером N накладывается на земельный участок с кадастровым номером N, вторая часть используется под проезд (переход) к смежным участкам.
Также судами установлено, что распоряжением первого заместителя главы городского округа "город Якутск" от 08 ноября 2010 года N 3863/зр земельный участок с кадастровым номером N предоставлен ФИО7 в собственность. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 29 ноября 2010 года.
Согласно письму Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) от 03 октября 2019 года, земельный участок с кадастровым номером N был снят с государственного кадастрового учёта 06 апреля 2010 года; сведения о земельном участке восстановлены в актуальном статусе 16 сентября 2019 года.
08 ноября 2019 года Григорьева М.Е. обратилась в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о прекращении права собственности ФИО7 на земельный участок либо предоставлении ей другого равнозначного земельного участка в черте города Якутска.
Письмом от 27 ноября 2019 года за N 1767 департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска отказал Григорьевой М.Е. в удовлетворении заявления, со ссылкой на невозможность прекращения зарегистрированного права собственности на объект недвижимости во внесудебном порядке.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2020 года в удовлетворении административного иска Григорьевой М.Е. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 02 сентября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск Григорьевой М.Е. удовлетворен, отказ департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 27 ноября 2019 года N 1767 признан незаконным, на Окружную администрацию города Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Григорьевой М.Е. об устранении допущенных нарушений прав в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2020 года вышеуказанное апелляционное определение было оставлено без изменения.
Повторно рассмотрев обращение Григорьевой М.Е. от 27 ноября 2019 года за N 1767, МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" в письме от 22 января 2021 года за N 145-АЗО отказал в предоставлении альтернативного земельного участка, указав о том, что в действующем земельном законодательстве отсутствует основание предоставления земельного участка взамен другого земельного участка, вследствие причинения вреда. В связи с чем, рассмотреть испрашиваемый вариант земельного участка с координатами Х:6879799; У:532944 по обращениям N гр-азо-1210 от 24 декабря 2020 года и N гр-азо-1225 от 29 декабря 2020 для предоставления не представляется возможным.
Частью 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь частную собственность на землю.
Согласно частям 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретённые гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов предусмотрены статьёй 39.3 Земельного кодекса РФ.
Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно перечислены в статье 39.5 Земельного кодекса РФ.
Статёй 39.14 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Удовлетворяя административные исковые заявления Григорьевой М.Е, суд первой инстанции, с позицией которой согласился суд апелляционной инстанции, сославшись в судебных актах на положения Земельного кодекса РФ, исходили из того, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, которые в силу части 2 статьи 64 КАС РФ не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства, и пришли к выводу о том, что является очевидной незаконность действий административного ответчика по предоставлению в собственность фактически одного и того же земельного участка двум лицам, и право собственности Григорьевой М.Е. должно быть восстановлено путём предоставления равноценного земельного участка.
Между тем, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судебных инстанций в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Согласно пунктам 1, 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ). Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 КАС РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 180 КАС РФ, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда в случае удовлетворения административного иска должна содержать, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда.
Исходя из положений статей 176, 178, 180 КАС РФ выводы суда о фактах, имеющих значение для дела, не должны носить общий характер, их следует мотивированно излагать в судебном решении со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства. В противном случае нарушаются задачи и смысл административного судопроизводства, установленные статьёй 3 КАС РФ.
Так, в судебных актах первой и апелляционной инстанции не приведены основания для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставления равноценного земельного участка. В действующем законодательстве, в том числе в Земельном кодексе РФ, такие основания отсутствуют.
Ссылка в судебных актах на обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, не состоятельна, поскольку ни апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 02 сентября 2020 года, ни кассационное определение судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2020 года не содержат выводы о необходимости именно предоставления Григорьевой М.Е. равноценного земельного участка.
Кроме этого, суд кассационной инстанции считает, что спор о праве на земельный участок, который был предоставлен двум лицам, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Так, в соответствии с положениями пункта 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ, части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права на недвижимое имущество в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, в связи с чем, состоявшиеся по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Григорьевой Марины Егоровны об оспаривании отказа и возложении обязанности предоставить равноценный земельный участок оставить без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.