Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Калугиной Натальи Борисовны к избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным и подлежащим отмене постановления "Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края Калугиной Натальи Борисовны" от 06 августа 2021 года N 11/54-8, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Собрания депутатов Бикинского муниципального района Хабаровского края от 22 июня 2021 года N 26 назначены выборы главы Бикинского муниципального района Хабаровского края на 19 сентября 2021 года. Данное решение опубликовано 24 июня 2021 года в газете "Бикинский вестник" N 48 (9821).
Постановлением избирательной комиссии Хабаровского края от 19 января 2021 года N 202/1507-7 полномочия избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края возложены на территориальную избирательную комиссию Бикинского района состава 2020-2025 годов.
10 июля 2021 года Калугина Н.Б, выдвинутая избирательным объединением - Региональным отделением в Хабаровском крае Политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые", представила в избирательную комиссию документы о выдвижении кандидатом на должность главы района.
27, 28 июля 2021 года Калугина Н.Б. представила в избирательную комиссию документы для регистрации кандидатом.
Постановлением избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края от 06 августа 2021 года N 11/54-8 Калугиной Н.Б. отказано в регистрации кандидатом на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края на основании пункта 3 части 8.1 статьи 50, части 9 статьи 70 Избирательного кодекса Хабаровского края в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для регистрации кандидата, а именно, справки о принадлежащем ей, супругу кандидата и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также справок о расходах кандидата и его супруга, несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.
Калугина Н.Б. обратилась в Бикинский городской суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением и просила признать незаконным и отменить постановление избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края от 06 августа 2021 года N 11/54-8 "Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края Калугиной Натальи Борисовны", обязать зарегистрировать её кандидатом на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края.
Решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 16 августа 2021 года административный иск Калугиной Н.Б. оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 августа 2021 года решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 16 августа 2021 года отменено. Признано незаконным постановление избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края "Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края Калугиной Натальи Борисовны" N 11/54-8 от 06 августа 2021 года; на территориальную избирательную комиссию Бикинского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность незамедлительно зарегистрировать Калугину Н.Б. в качестве кандидата на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края.
13 сентября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края, поданная через Бикинский городской суд Хабаровского края 08 сентября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам суда Хабаровского краевого суда от 25 августа 2021 года, и оставлении без изменения решения Бикинского городского суда Хабаровского края от 16 августа 2021 года.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Так, порядок предоставления документов для выдвижения и регистрации кандидатов, выдвинутых на должность главы муниципального образования, установлен статьями 33, 34 и 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и статьями 45, 48 Избирательного кодекса Хабаровского края. Восполнение недостатков (предоставление всех необходимых документов) в избирательную комиссию допускается в период выдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования, а именно в течение 20 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов (в настоящем административном деле с 25 июня 2021 года по 14 июля 2021 года). За один день до дня заседания избирательной комиссии могут быть предоставлены только дополнения и уточнения к ранее представленным документам и копии этих документов (пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и статьи 49, 43 Избирательного кодекса Хабаровского края). Законодатель не допускает предоставление документов, не предоставленных Калугиной Н.Б. (справки по указу Президента РФ N 546), позднее срока, установленного Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и Избирательным кодексом Хабаровского края.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 сентября 2021 года кассационная жалоба избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения Калугиной Н.Б, прокуратуры Хабаровского края, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3), а граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Правовой основой регулирования отношений в области избирательных прав граждан является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), в том числе Избирательный кодекс Хабаровского края, действующий на территории Хабаровского края.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Перечень документов и сведений, которые должны быть представлены одновременно с заявлением, предусмотрен пунктами 2.2, 3, 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В силу пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, в том числе: сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей (подпункт "а"); сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (подпункт "б").
Аналогичная норма содержится в части 4.2.1 статьи 45 Избирательного кодекса Хабаровского края.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции и следует из материалов дела, 10 июля 2021 года Калугиной Н.Б, выдвинутой избирательным объединением - Региональным отделением в Хабаровском крае Политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые", подано в избирательную комиссию Бикинского муниципального района Хабаровского края заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края, к которому были приложены документы, необходимые для уведомления о выдвижении кандидата избирательным объединением, кроме справки о принадлежащем ей, её супругу недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах кандидата, его супруга имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также справок о расходах кандидата и его супруга по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.
27 июля 2021 года и 28 июля 2021 года Калугина Н.Б. представила документы, указанные в подтверждении получения документов, поданных для регистрации кандидата. В связи с непредставлением сведений, указанных в пункте 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, постановлением избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края N 8/49-8 от 02 августа 2021 года Калугиной Н.Б. направлено извещение о выявленных недостатках в документах, поданных для уведомления о выдвижении и регистрации, с предложением предоставить недостающие документы в срок до 04 августа 2021 года.
03 августа 2021 года и 04 августа 2021 года Калугиной Н.Б. предоставлены справки о принадлежащем кандидату, его супругу недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации; справки о расходах кандидата и её супруга по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка, представляемая кандидатом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ деятельность избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов, направлена на реализацию и защиту избирательных прав граждан, в связи с чем, требует от избирательных комиссий ответственного отношения к исполнению своих полномочий, сопряженного с эффективной заботой о создании условий для полноценного участия в выборах граждан, политических партий и других субъектов избирательного процесса, поскольку игнорирование данной обязанности не согласуется с конституционной ценностью избирательных прав граждан и их объединений и с конституционной ролью органов и должностных лиц публичной власти при подготовке и проведении выборов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2017 года N11-П), Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В силу положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утверждёнными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N235/1486-6, в пункте 4.6 установлена обязанность избирательной комиссии незамедлительно извещать кандидата о выявленных рабочей группой в представленных им документах для уведомления о выдвижении кандидата недостатках, в том числе об отсутствии документов, необходимых для регистрации кандидата.
Гарантированная гражданам Российской Федерации реализация конституционного права на участие в выборах, предполагает право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 года N 867-О-О).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12 марта 2021 года N 6-П признал пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предусматривает для суда, рассматривающего дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с представлением им в избирательную комиссию документов для уведомления о своем выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, необходимость учесть факт неизвещения (несвоевременного извещения) избирательной комиссией кандидата об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не являются намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции указал, что поименованные в пунктах 3.1 и 3.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" справки, а именно: справки о принадлежащем кандидату, его супругу недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации; справки о расходах кандидата и её супруга по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка, представляемая кандидатом, представляются в период выдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования, в течение 20 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов (в период с 25 июня 2021 года по 14 июля 2021 года), т.е. вместе с заявлением выдвинутого лица о согласии баллотироваться на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края, поэтому представление Калугиной Н.Б. данных справок за три дня, предшествующих дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вопреки доводам административного истца, основанным на неверном истолковании норм материального права, не может служить поводом для отмены оспариваемого решения избирательной комиссии.
Суд первой инстанции посчитал, что у избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края имелись законные основания для отказа в регистрации административного истца в качестве кандидата на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края, поскольку документы, которые определены законом, представленные при выдвижении кандидата, не подлежат восполнению.
Отменяя данное решение суда первой инстанции, и удовлетворяя административное исковое заявление Калугиной Н.Б, суд апелляционной инстанции сослался на положения Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утверждённые постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1486-6, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 года N 867-О-О, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N 6-П, установил, что после получения уведомления о необходимости предоставления недостающих документов Калугина Н.Б. представила недостающие документы в установленный срок, а именно не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, и не позднее 45 дней до выборов, и пришёл к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого постановления избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края от 06 августа 2021 года N 11/54-8, возложив на административного ответчика обязанность незамедлительно зарегистрировать Калугину Н.Б. в качестве кандидата на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы апелляционной инстанции, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе избирательной комиссией Бикинского муниципального района Хабаровского края не представлено.
Довод кассационной жалобы, что Калугина Н.Б. имела права предоставить весь пакет документов только в срок, установленный для выдвижения кандидатов (в период с 25 июня 2021 года до 14 июля 2021 года), основан на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Калугина Н.Б. была лишена возможности предоставить необходимые документы ранее 03 августа 2021 года, и тем самым конституционного права быть зарегистрированной в качестве кандидата в органы местного самоуправления, ввиду того, что избирательной комиссией не исполнена, предусмотренная действующим законодательством обязанность, в случае отсутствия каких-либо документов, незамедлительно уведомить кандидата о выявленных недостатках представленного пакета документов.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суд апелляционной инстанции правильно определилобстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применил нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края в судах первой и апелляционной инстанции, а её несогласие с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления оспариваемого апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.