Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Крикуновой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края об оспаривании отдельных положений нормативных правовых актов с апелляционными жалобами публичного акционерного общества "Россети Сибирь" и Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 08 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя административного истца публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Белоглазовой М.В, представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Дорожковой О.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края) от 27 декабря 2019 года N 660-НПА установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы, а также определен размер необходимой валовой выручки (далее - НВВ) территориальных сетевых организаций Забайкальского края на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь).
В пункте 4 таблицы Приложения N 2 к приказу РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года N 660-НПА установлена необходимая валовая выручка филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Читаэнерго" (далее также - филиал "Читаэнерго") на долгосрочный период регулирования (без учета потерь) на 2021 год в размере 5364839, 92 тыс. руб.
Приказом РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года N 611- НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года N 660- НПА внесены изменения, таблица приложения N 2 изложена в новой редакции, в строке 2021 год цифры "5364839, 92" заменены цифрами "5019199, 65".
Приказом РСТ Забайкальского края от 29 декабря 2020 года N 634- НПА установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2021 год согласно приложению к настоящему приказу.
В пункте 5 Таблицы 2 приложения к приказу РСТ Забайкальского края от 29 декабря 2020 года N 634-НПА установлена НВВ без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Читаэнерго"" (с учетом оплаты услуг ОАО "ФСК ЕЭС" по всем уровням напряжения) на 2021 год в размере 5019199, 65 тыс. руб.
Приказом РСТ Забайкальского края от 22 января 2021 года N 4-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 29 декабря 2020 года N 634-НПА внесены изменения, не затрагивающие оспариваемые положения приказа РСТ Забайкальского края от 29 декабря 2020 года N 634-НПА в рамках настоящего административного дела.
Публичное акционерное общество "Россети Сибирь" обратилось в Забайкальский краевого суд с административным исковым заявлением, указывая, что установленная оспариваемыми нормативными правовыми актами на 2021 год необходимая валовая выручка (с учетом оплаты услуг ПАО "Россети ФСК ЕЭС" по всем уровням напряжения и без учета оплаты потерь) учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в размере 5019199, 65 тыс. руб, нарушает права и экономические интересы административного истца. Оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют пунктам 2, 7, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2011 года N 1178, пунктам 23 и 26 Правил государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, пунктам 7-9 и 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э.
Административный истец не согласен с установленным для филиала "Читаэнерго" размером НВВ на 2021 год, полагая, что при расчете органом регулирования необоснованно не приняты фактические расходы на обслуживание заемных средств за 2019 год в размере 171891, 41 тыс. руб, плановые расходы на обслуживание заемных средств на 2021 год в размере 187790, 17 тыс. руб. Кроме того, считает необоснованной корректировку РСТ Забайкальского края НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2019 год в размере 301037, 44 тыс. руб.
В связи с этим административный истец просил суд признать недействующими со дня принятия пункт 4 таблицы Приложения N 2 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 года N 660-НПА "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы" (в редакции приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 18 декабря 2020 года N 611- НПА), устанавливающего необходимую валовую выручку филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Читаэнерго" на 2021 год в размере 5019199, 65 тыс. руб, пункт 5 Таблицы N 2 Приложения приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 29 декабря 2019 года N 634-НПА "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2021 год", устанавливающего необходимую валовую выручку филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Читаэнерго" (с учетом оплаты услуг ПАО "Россети ФСК ЕЭС" по всем уровням напряжения) (без учета оплаты потерь), учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Забайкальском крае в размере 5019199, 65 тыс. руб, и возложить на Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края обязанность принять новые нормативные правовые акты, замещающие приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 года N 660-НПА "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы" в части пункта 4 таблицы Приложения N 2, устанавливающего НВВ филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Читаэнерго" на 2021 год в размере 5679918, 67 тыс. руб, приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 29 декабря 2019 года N 634-НПА "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по
сетям на территории Забайкальского края на 2021 год" в части пункта 5 Таблицы N 2 Приложения, устанавливающего НВВ филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Читаэнерго" (с учетом оплаты услуг ОАО "ФСК ЕЭС" по всем уровням напряжения) (без учета оплаты потерь), учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Забайкальском крае в размере 5679918, 67 тыс.руб.
Решением Забайкальского краевого суда от 08 июля 2021 года административное исковое заявление ПАО "Россети Сибирь" удовлетворено частично.
На указанное решение представителем ПАО "Россети Сибирь" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Забайкальского краевого суда от 08 июля 2021 года изменить в мотивировочной части, исключив выводы суда, изложенные на страницах 16-19 решения, признать действия Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края по невключению в НВВ филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Читаэнерго" фактических расходов на обслуживание заемных средств за 2019 год и невключению в НВВ филиала плановых расходов на обслуживание заемных средств (проценты за кредит) на 2021 год, как несоответствующими действующему законодательству. Так же, указывает, что Обществом представлены необходимые и достаточные обосновывающие документы, подтверждающие фактические за 2019 год и плановые на 2021 год расходы на обслуживание заменых средств (процентов за кредит). При этом обосновывающие материалы были сформированы и представлены с учетом требований ФАС России, отраженные в решении от 18 августа 2020 года N. Считает выводы суда в этой части незаконными и необоснованными.
Руководителем Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края также подана апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции, в которой просит решение отменить в полном объеме, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ПАО "Россети Сибирь". В обоснование доводов жалобы указывает об ошибочности вывода суда о том, что орган регулирования неверно рассчитал величину корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности. Апеллянт не согласен с выводом суда о том, что органом регулирования неверно рассчитан показатель НВВфi-2, поскольку для Общества не представляется возможным определить указанный показатель расчетным путем. В случае удовлетворения в данной части заявленных требований, это приведет к возникновению правовой неопределенности в части действия котловой модели тарифного регулирования услуг на передачу электрической энергии, действующей в Забайкальском крае.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор, участвующий в деле, обосновывает их несостоятельность и просит в удовлетворении жалоб отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее Методические указания N 98-э), иных нормативных правовых актов.
Согласно части 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 названного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края является уполномоченным органом исполнительной власти Забайкальского края в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года N 196.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://право.забайкальскийкрай.рф и по этим основаниям не обжалуются.
Из материалов дела следует, что филиал "Читаэнерго" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Забайкальского края. Первый долгосрочный период регулирования филиала "Читаэнерго" составлял три года с 2012 по 2014 годы, второй - пять лет с 2015 по 2019 годы. Очередным долгосрочным периодом регулирования является период с 2020 по 2024 годы.
При формировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФАС России от 6 августа 2004 года N 20- э/2, применен котловой метод, согласно которому гарантирующий поставщик, а также иные энергоснабжающие организации региона, рассчитываются с котлодержателем по установленным единым (котловым) тарифам на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края с учетом полезного отпуска электрической энергии на границе балансовой принадлежности конечного потребителя и сетевой организации, к сетям которой присоединены данные потребители. При этом "держателем котла" является региональная сетевая компания - филиал "Читаэнерго", и все расчеты с территориальными сетевыми организациями за передачу электрической энергии производит "котлодержатель" по установленным индивидуальным тарифам.
Приказом РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года N 660- НПА установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы, а также определен размер необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций Забайкальского края на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь).
30 апреля 2020 года филиал "Читаэнерго" обратился в РСТ Забайкальского края с заявлением о корректировке НВВ на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала "Читаэнерго" на 2021 год, утвержденной в рамках долгосрочного периода регулирования на 2020-2024 годы.
Согласно заключению по расчету (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Читаэнерго", на 2021 год (далее - Экспертное заключение на 2021 год) расчет (корректировка) НВВ филиала "Читаэнерго" и тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год выполнен PCТ Забайкальского края с применением метода долгосрочной индексации НВВ.
18 декабря 2020 года и 29 декабря 2020 года на заседаниях Правления РСТ Забайкальского края приняты приказы N 611-НПА и N 634-НПА соответственно.
Из приложений к оспариваемым в части нормативным правовым актам видно, что НВВ филиала "Читаэнерго" (без учета оплаты потерь) на 2021 год, а также НВВ без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии филиала "Читаэнерго" (с учетом оплаты услуг ПАО "Россети ФСК ЕЭС" по всем уровням напряжения) на 2021 год определены в размере 5019199, 65 тыс. руб.
Утверждая о недействительности оспариваемых нормативных правовых актов, административный истец указал, что при расчете (корректировке) НВВ на 2021 год органом регулирования необоснованно не приняты фактические расходы на обслуживание заемных средств за 2019 год в размере 171891, 41 тыс. руб, плановые расходы на обслуживание заемных средств на 2021 год в размере 187790, 17 тыс. руб, а также считает необоснованной корректировку РСТ Забайкальского края НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2019 год в размере 301037, 44 тыс. руб.
Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования цен определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Пунктом 2 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В необходимую валовую выручку подлежат включению только экономически обоснованные затраты, что отвечает принципам ценообразования и исключает необоснованный рост цен на электрическую энергию для потребителей.
Из пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов: индекс потребительских цен; размер активов; величина неподконтрольных расходов; величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг; величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации; цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.
Расчет величины расходов, не отнесенных к подконтрольным расходам, производится регулирующими органами в соответствии с перечнем, предусмотренным методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа.
Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями N 98-э, согласно пункту 10 которых при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки учитываются результаты деятельности регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний N 98-э НВВ на содержание электрических сетей на первый год и i-й год долгосрочного периода регулирования рассчитывается с учетом, в том числе, неподконтрольных расходов, определяемых в свою очередь методом экономически обоснованных расходов.
Оценивая доводы административного истца о неправомерности непринятия регулирующим органом фактических расходов на обслуживание заемных средств по операционной деятельности за 2019 год и плановых расходов по процентам за обслуживание кредитных средств на 2021 год суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с абзацем 10 пункта 7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
Согласно пункту 29 Основ ценообразования заявленные расходы по данной статье затрат должны определяться исходя из регулируемых государством цен; цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночных цен, сложившихся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночных цен, предоставляемых организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что при первоначальной подаче тарифной заявки в РСТ Забайкальского края регулируемой организацией были представлены на электронном носителе копии 54 кредитных соглашений. 13 ноября 2020 года в обоснование расходов на обслуживание заемных средств административный истец направил в РСТ Забайкальского края дополнительный пакет документов в электронном виде.
Согласно экспертному заключению на 2021 год, в учете расходов на обслуживание заемных средств за 2019 год размере 171891, 41 тыс. руб. и плановых расходов на обслуживание заемных средств на 2021 год в размере 187790, 17 тыс. руб. отказано по причинам: отсутствия документов, подтверждающих получение филиалом "Читаэнерго" в рамках открытых кредитных линий траншей и сведений, указывающих на перечисление полученных заемных средств в адрес филиала "Читаэнерго"; отсутствия обоснования величины фактического дефицита денежного потока филиала "Читаэнерго"; отсутствия информации о том, на какие конкретные цели расходовались заемные средства (статьи затрат); отсутствия части торгово-закупочной документации по представленным кредитным соглашениям ПАО "Россети Сибирь".
Из материалов дела усматривается, что из 33 кредитных соглашений положенных в основу расчета расходов на обслуживание заемных средств за 2019 год во исполнение требований пункта 29 Основ ценообразования конкурсная документация была предоставлена лишь по 22 кредитным соглашениям. При этом по 11 кредитным соглашениям при подаче тарифной заявки в РСТ Забайкальского края материалы о проведении конкурсных процедур, порядок которых установлен Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", представлены не были.
Указанные кредитные соглашения заключались между финансовыми организациями и ПАО "Россети Сибирь" (ранее до 05 августа 2020 года - ПАО "МРСК Сибири"), Первичные бухгалтерские документы, подтверждающие дальнейшее направление филиалу "Читаэнерго" полученных в рамках кредитных линий денежных средств, послуживших основаниями для исчисления процентов за 2019 год, в составе тарифной заявки отсутствовали. Представленные в суд первой инстанции административным истцом банковские ордера и платежные поручения подтверждали лишь факт перечисления заемных средств банками на счет ПАО "МРСК Сибири".
Кроме того, представленные сведения по счетам не отражали дальнейшее движение полученных кредитных денежных средств по корреспондирующим счетам бухгалтерского учета, которые подлежали направлению в приоритетном порядке на погашение кредитов, оплату налогов, выплату заработной платы и прочие расходы, связанные с осуществлением вида деятельности по передаче электроэнергии и не исключали факта расходования кредитных средств на покрытие расходов, возникающих при осуществлении прочих видов деятельности, в том числе по технологическому присоединению.
В соответствии с позицией административного истца привлеченные заемные средства направлялись на покрытие дефицита денежных средств, вызванного просрочкой по оплате гарантирующими поставщиками, в том числе АО "Читаэнергосбыт", оказанных услуг по передаче электрической энергии, на выплату заработной платы, выполнение ремонтных и инвестиционных программ.
Однако, как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, само по себе наличие у филиала "Читаэнерго" дебиторской задолженности за услуги по передаче электрической энергии, не освобождает административного истца, в силу требований пунктов 12, 17 Правил регулирования цен, от обязанности предоставления в орган регулирования соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления экономически обоснованного тарифа.
При таких данных, суд первой инстанции правомерно согласился с позицией административного ответчика об отсутствии правовых оснований для признания экономически обоснованными и подлежащими включению в состав НВВ заявленных регулируемой организацией к учету фактических расходов на обслуживание заемных средств по операционной деятельности за 2019 год в размере 171891, 41 тыс. руб, поскольку представленные в составе тарифной заявки документы не свидетельствовали о соблюдении административным истцом положений пункта 29 Основ ценообразования в части заключения кредитных соглашений ПАО "Россети Сибирь" по результатам проведения конкурсных процедур, не подтверждали факта направления филиалу "Читаэнерго" полученных в рамках кредитных линий денежных средств, послуживших основаниями для исчисления процентов за 2019 год, а также не подтверждали расходование заемных средств на осуществление деятельности по передаче электроэнергии.
Наряду с этим, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований и для признания плановых расходов по процентам за обслуживание кредитных средств на 2021 год в размере 187790, 17 тыс. руб. экономически обоснованными и подлежащими учету при расчете НВВ, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что в представленных в орган регулирования документах отсутствовала исходная документация, на основании которой был сформирован прогноз расходов на обслуживание заемных средств на 2021 год, в том числе Бизнес-план, подтверждающая необходимость привлечения кредитных средств с учетом требований Регламента "Управление платежами" и Порядка финансирования расходов филиалов ПАО "Россети Сибирь", а сам прогноз был подтвержден лишь справочными сведениями, не содержащими обоснования (расчета) суммы расходов и обоснования по направлениям расходования.
Установив обоснованность исключения органом регулирования тарифов из НВВ расходов на обслуживание заемных средств, суд первой инстанции пришел к выводу о допущенном органом регулирования нарушении при корректировке НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности, выразившемся в отступлении от предусмотренной для расчета Методическими указаниями N 98-э формулы 7.1, полагая, что РСТ Забайкальского края неверно рассчитала показатель фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2019 год в части содержания электрических сетей.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, который основан на правильном применении норм материального права и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Из Экспертного заключения на 2021 год следует, что расчет корректировки НВВ филиала "Читаэнерго" по доходам от осуществления регулируемой деятельности выполнен на основании фактических сведений о полученной "котловой" выручке, расходах на оплату услуг нижестоящих сетевых организаций, а также расходах, понесенных для целей оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии, отраженных в показателях раздельного учета за 2019 год. Сумма корректировки составила 664773, 65 тыс. руб.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что при расчете корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности орган регулирования тарифов рассчитал показатель НВВфi-2 (показатель фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей (в рассматриваемом случае за 2019 год)) в нарушение формулы 7.1 Методических указаний N 98-э, что привело к неверному расчету размера указанной корректировки.
Поскольку административным ответчиком не было представлено правового обоснования произведенного расчета корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности с отступлением от закрепленной в пункте 11 Методических указаний N 98-э формулы 7.1, суд, проанализировав положения Методических указаний N 98-э, Основ ценообразования, с учетом разъяснений ФАС России, изложенных в письме от 24 апреля 2018 года N ВК/29179/18, пришел к верному выводу о допущенном РСТ Забайкальского края при расчете величины корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности нарушении действующего тарифного законодательства.
Ссылки административного ответчика о невозможности применения данной формулы судебная коллегия находит бездоказательными.
Таким образом, с учетом того, что произведенные тарифным органом расчеты тарифов в целом являются необоснованными, осуществлены с нарушением норм, регламентирующих тарифное регулирование, что свидетельствует о противоречии оспариваемых в части приказов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении прав и законных интересов административного истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований о признании оспариваемых нормативных правовых актов в части недействующими со дня принятия, что соответствует положениям статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснениям, данным в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Суд первой инстанции подробно изложил мотивы, по которым пришел к выводу о признании приказов РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года N 660-НПА и от 29 декабря 2019 года N 634-НПА недействующим со дня их принятия, оснований не согласиться с которым у суда апелляционной инстанции не имеется.
При этом, исходя из закрепленных в Положении о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденном постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года N 196, полномочий данного органа регулирования, и приняв во внимание законодательно закрепленный порядок представления предложения об установлении тарифа и документов в его обоснование, суд первой инстанции обоснованно не нашел правовых оснований для удовлетворения требования административного истца о возложении на PCТ Забайкальского края обязанности установить НВВ в предлагаемом административном истцом размере 5679918, 67 тыс. руб, в связи с чем данное требование правомерно оставлено без удовлетворения.
Доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к изложению правовой позиции, являвшейся предметом исследования судом первой инстанции, которой дана надлежащая оценка в обжалуемом решении.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
На основании изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного судебного акта по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Забайкальского краевого суда от 08 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Россети Сибирь" и Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалоб, представления через Забайкальский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 октября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.