Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре Крикуновой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению Шуманина Владимира Юрьевича об оспаривании нормативных правовых актов с апелляционной жалобой административного истца Шуманина В.Ю. на решение Камчатского краевого суда от 27 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, возражения на апелляционную жалобу представителя Губернатора Камчатского края Хамьянова В.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Распоряжением Губернатора Камчатского края от 12 марта 2020 года N 267-р (далее - Распоряжение N 267-р) с 18 марта 2020 года на территории Камчатского края введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Камчатского края территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Распоряжениями Губернатора Камчатского края от 01 апреля 2020 года N 347-р и от 03 апреля 2020 года N 359-р в указанный выше нормативный правовой акт внесены изменения, в соответствии с которыми его текст изложен в новой редакции. Предусмотрено возложение на граждан обязанности до 30 апреля 2020 года соблюдать режим самоизоляции, до этой же даты постановлено приостановить проведение мероприятий с массовым пребыванием граждан, работу объектов розничной торговли, предоставление государственных и муниципальных услуг, руководителям религиозных организаций рекомендовано ограничить посещение гражданами объектов, находящихся в собственности религиозных организаций, даны предписания об организации работы в режиме повышенной готовности работодателям, исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления Камчатского края.
Распоряжением Губернатора Камчатского края от 06 апреля 2020 года N 371-р утверждены рекомендованные формы справки работодателя, при наличии которой разрешается передвижение граждан по территории Камчатского края в целях осуществления служебной деятельности, а также разрешается передвижение транспортных средств в целях осуществления перевозки грузов.
Шуманин В.Ю. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать недействующими приведенные выше распоряжения Губернатора Камчатского края, ссылаясь на их несоответствие Конституции Российской Федерации, статье 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статьям 1 и 31 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьям 1, 4.1 Федерального закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В обоснование указал о нарушении порядка издания и введения в действие нормативных правовых актов, выразившемся в том, что оспариваемые распоряжения не подписаны и не прошли процедуру официального опубликования. Полагал, что правовые нормы об ограничении права граждан на свободу передвижения, на осуществление трудовой, предпринимательской и иной разрешенной законом деятельности приняты Губернатором Камчатского края с превышением предоставленных ему полномочий. По мнению истца, распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, не могло служить основанием для введения режима повышенной готовности в соответствии с положениями Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Содержащиеся в распоряжениях правовые нормы не отвечают требованиям формальной определенности, допускают возможность их расширительного толкования.
Решением Камчатского краевого суда от 27 июля 2021 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Шуманин В.Ю. просит решение суда отменить и принять новое - об удовлетворении административного иска в полном объеме. В обоснование административный истец указывает, что довод суда первой инстанции о том, что выявленные нарушения требований к форме нормативных правовых актов, а также к порядку введения их в действие, не является достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований, не основан на законе. Суд рассмотрел административное дело в отсутствие истца и представителя истца, слушателей и прессы, не допустив их в здание суда по надуманному основанию несоблюдения ими масочного режима. Полагает, что при рассмотрении дела судом нарушен принцип состязательности и равноправия сторон.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Губернатора Камчатского края и прокурор, участвующий в деле, обосновывают ее несостоятельность и просят в удовлетворении жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в соответствие с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (часть 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) предусмотрено введение режима повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации - обстановки на определенной территории, сложившейся в результате, в частности, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (статья 1, подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
В соответствии со статьями 1 и 2, подпунктами "а", "м", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе, направленных на ограничение права граждан на свободу передвижения в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Подпунктом "в" пункта 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ установлено, что региональный уровень реагирования вводится решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, городского округа и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Губернатор Камчатского края, в соответствии с положениями части 3 статьи 13 Устава Камчатского края, является высшим должностным лицом Камчатского края, возглавляющим исполнительную власть Камчатского края.
Частью 2 статьи 20 Устава Камчатского края установлено, что Губернатор Камчатского края в пределах своих полномочий на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края издает постановления и распоряжения.
В соответствии с пунктами 3 и 4(2) статьи 2(1) Закона Камчатского края от 19 октября 2008 года N 198 "О защите населения и территории Камчатского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к полномочиям Губернатора Камчатского края относятся: введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В силу приведенных правовых норм Губернатор Камчатского края вправе осуществлять правовое регулирование отношений в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах полномочий, которые установлены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68- ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами Камчатского края.
По решению Всемирной организации здравоохранения от 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно постановлениям Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", от 30 марта 2020 года N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия, организовать контроль за соблюдением карантина, принять меры по введению режима повышенной готовности, обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.
Реализуя предоставленные полномочия, 12 марта 2020 года Губернатором Камчатского края издано Распоряжение N 267-р, которым в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с 18 марта 2020 года на территории Камчатского края введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Камчатской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
01 апреля 2020 года Губернатором Камчатского края издано распоряжение N 347-р, которым Распоряжение N 267-р изложено в новой редакции. Его текст 07 апреля 2020 года размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Этим нормативным-правовым актом на граждан возложен ряд обязанностей, в частности: обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 дней со дня возвращения в Камчатский край; не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) работы граждан, указанных в пунктах 2-5 Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим распоряжением, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Камчатского края, в случае, если такое передвижение непосредственно связано с работой граждан, указанных в пунктах 2-5 Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим распоряжением; соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1, 5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
03 апреля 2020 года первым вице-губернатором Камчатского края, исполняющим обязанности Губернатора Камчатского края, издано распоряжение N 359-р, которым Распоряжение N 267-р изложено в новой редакции. Его текст 07 апреля 2020 года размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Указанным нормативным-правовым актом установлен срок самоизоляции граждан по месту проживания (пребывания) до 30 апреля 2020 года и конкретизированы ограничения, связанные с самоизоляцией граждан. До этой же даты приостановлено проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан; посещение обучающимися организаций, предоставляющих общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное образование, а также организаций, осуществляющих спортивную подготовку; работа объектов розничной торговли и розничных рынков, за исключением реализующих продовольственные товары и (или) непродовольственные товары первой необходимости согласно перечню, утвержденному приложением 2 к настоящему Распоряжению.
На дату судебного разбирательства в суде первой инстанции Распоряжение N 267-р действовало в редакции распоряжения Губернатора Камчатского края от 10 апреля 2020 года N 391-р, которое 10 апреля 2020 года размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
06 апреля 2020 года временно исполняющим обязанности Губернатора Камчатского края издано распоряжение N 371-р, которое на дату судебного разбирательства в суде первой инстанции действовало в редакции распоряжения Губернатора Камчатского края от 15 апреля 2020 года N 400-р. Его текст 15 апреля 2020 года размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Данным нормативным правовым актом утверждены рекомендованные формы справки работодателя (индивидуального предпринимателя), при наличии которой разрешается передвижение граждан по территории Камчатского края в целях осуществления служебной деятельности, а также справки, при наличии которой разрешается передвижение транспортных средств по территории Камчатского края в целях осуществления перевозки грузов.
Как верно указал суд первой инстанции, оспариваемые административным истцом распоряжения приняты Губернатором Камчатского края в рамках предоставленных ему полномочий, содержат предписание о введении на территории Камчатского края особого правового режима и устанавливают для неопределенного круга граждан и юридических лиц связанные с таким режимом ограничения, которые рассчитаны на неоднократное применение.
Проверяя соблюдение требований законодательства к форме оспариваемых нормативных правовых актов, процедуре принятия и правил введения их в действие, суд первой инстанции руководствовался статьей 28 Устава Камчатского края, а также принятым в развитие части 4 этой статьи Порядком подготовки проектов правовых актов губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края, утвержденным постановлением Губернатора Камчатского края от 28 декабря 2007 года N 355.
Так, в силу пунктов 1.2, 1.3, 1.4, 5.1, 5.6 указанного Порядка к числу правовых актов губернатора Камчатского края относятся постановления и распоряжения.
Постановление - нормативный правовой акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
Распоряжение - правовой акт, издаваемый для решения управленческих задач по организационным, кадровым и оперативным вопросам, не содержит предписаний нормативного характера.
Распоряжения могут иметь как общее значение и длительный срок действия, касаться широкого круга организаций, должностных лиц и граждан, так и ограниченный срок действия, касаться конкретного вопроса, узкого круга организаций и должностных лиц.
Правовые акты Губернатора Камчатского края подписываются и издаются Губернатором Камчатского края.
Нормативные правовые акты Губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу в указанный в них срок, но не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
Согласно частям 4, 5 статьи 5 Закона Камчатского края от 1 июля 2014 года N 478 "О порядке обнародования законов Камчатского края и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края", официальное опубликование закона или иного нормативного правового акта, за исключением постановления Законодательного Собрания, осуществляется на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - в течение 10 дней со дня его подписания; в официальном печатном издании губернатора и Правительства Камчатского края "Официальные ведомости" - в течение 30 дней со дня его подписания.
Официальным опубликованием закона или иного нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края "Официальные ведомости" или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Из содержания приведенных выше правовых норм следует, что правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, могут быть приняты только нормативным правовым актом, изданным губернатором Камчатского края в форме постановления, подлежащим опубликованию на официальном интернет- портале правовой информации www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края "Официальные ведомости".
Оспариваемые правовые акты приняты в форме распоряжений и не опубликованы в официальном печатном издании губернатора и Правительства Камчатского края "Официальные ведомости".
Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что выявленные нарушения требований к форме нормативных правовых актов, а также к порядку введения их в действие (оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме распоряжений и не опубликованы в официальном печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края "Официальные ведомости"), не являются достаточным основанием для признания их недействующими.
Как верно отмечено Камчатским краевым судом, форма нормативного правового акта является лишь способом его выражения, которая сама по себе на его содержание не влияет. Признание нормативного правового акта недействующим лишь по формальному признаку его издания в ненадлежащей форме, учитывая важность содержащихся в нем правовых норм, является недопустимым.
Согласно абзацу 4 пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Распоряжение N 267-р (в редакциях распоряжений от 01 апреля 2020 года N 347-р и от 03 апреля 2020 года N 359-р) размещено 07 апреля 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru. На этом же интернет-портале 15 апреля 2020 года размещено распоряжение Губернатора Камчатского края от 10 апреля 2020 года N 371 -р (в редакции распоряжения от 15 апреля 2020 года N 400-р).
При таких данных, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими по мотиву нарушения порядка их опубликования, поскольку у лиц, права и свободы которых они затрагивают, имелась возможность ознакомиться с их содержанием.
Проверяя оспариваемые распоряжения Губернатора Камчатского края на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции учитывал положения части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктами "а", "г", "д" части 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации допускается возможность применения дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе: ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации; приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории; осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
В обжалуемом судебном акте обоснованно указано, что содержащиеся в оспариваемых распоряжениях Губернатора Камчатского края правовые нормы соотносятся с характером приведенных выше мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которые допустимо применять при введении режима повышенной готовности. Данные нормы устанавливают на определенное время обязательные правила поведения, в силу которых возможность непосредственных контактов между гражданами минимизируется. Введенные ограничения приняты с учетом создавшейся на территории Камчатского края санитарно - эпидемиологической ситуации и обусловлены необходимостью снижения уровня распространения среди населения коронавирусной инфекции (C0VID-19), которая постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Основания и порядок введения на территории Камчатского края ограничительных мероприятий, установленные статьей 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Губернатором Камчатского края не нарушены.
В соответствии с частью 2 этой статьи ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
Такое предписание содержится в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", пунктами 1.1, 1.2 которого высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-пСоV); с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Как верно отмечено судом первой инстанции, право граждан на свободу передвижения, которое административный истец считает нарушенным, не является абсолютными, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, жизни, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Установленные Губернатором Камчатского края временные ограничения, в том числе связанные со свободой передвижения, обусловлены опасностью распространения коронавирусной инфекции COVID-2019 и соответствуют конституционно значимым целям, связанным с защитой жизни, здоровья, прав и законных интересов населения Камчатского края.
Таким образом, вопреки утверждению апеллянта, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Губернатора Камчатского края, в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации, не противоречат нормам федерального законодательства, а также законодательству Камчатского края, которые были применены судом при разрешении спора.
Выводы суда первой инстанции сделаны в полном соответствии со статьей 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которому, проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Апелляционная жалоба не содержит новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в судебном постановлении. Решение суда мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства.
Вопреки утверждению апеллянта, судебное разбирательство по административному делу судом первой инстанции проведено в строгом соответствии с требованиями процессуального закона, в том числе с соблюдением принципа состязательности и равноправия сторон, что подтверждается материалами административного дела, в частности протоколом судебного заседания от 27 июля 2021 года.
С учетом изложенного, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены судебного акта, не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камчатского краевого суда от 27 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Шуманина Владимира Юрьевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Камчатский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 октября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.