Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Роженцевой Ю.В, при секретаре Таран И.А, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" о признании недействующими в части нормативных правовых актов
с частной жалобой публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на определение Верховного Суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, которым производство по административному делу прекращено.
Заслушав объяснения представителя административного истца ФИО2, поддержавшей доводы частной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей определение суда подлежащим отмене, суд
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь", Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Хакасия с вышеуказанным административным исковым заявлением о признании недействующими в части приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 29 декабря 2016 года N 9-э в редакции приказа от 18 января 2021 года N 1-э, приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии, тарифный орган) от 30 декабря 2020 года N 9-э в редакции приказа от 18 января 2021 года N 1-э, ссылаясь в обоснование заявленных требований на противоречие данных нормативных правовых актов федеральному законодательству и нарушение прав и законных интересов Общества.
Определением Верховного Суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному делу прекращено на основании части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с тем, что в оспариваемой части нормативные правовые акты прекратили свое действие и не повлекли нарушения охраняемых законом прав и свобод административного истца.
В частной жалобе ПАО "Россети Сибирь" просит указанное определение суда отменить, указывая, что права и законные интересы Общества нарушены установлением экономически необоснованного размера необходимой валовой выручки приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 года N 9-э в редакции приказа от 18 января 2021 года N 1-э, действовавшей в период с 1 января 2021 года по 30 марта 2021 года. В уточнении исковых требований в части обжалования приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 года N 9-э в новой редакции приказа от 31 марта 2021 года N 2-э административному истцу было отказано. Несмотря на то, что приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 декабря 2020 года N 9-э в редакции приказа от 18 января 2021 года N 1-э имел ограниченный срок действия (января, февраль, март 2021 года) и на сегодняшний день его действие прекратилось, указанный нормативный правовой акт продолжает применяться к правоотношениям, возникшим между ПАО "Россети Сибири" и ООО "ЖБИ-19", ООО "Сибирская Венеция" и затрагивать права и законные интересы Общества, что подтверждает наличие в Арбитражном суде Республики Хакасия дел по искам ПАО "Россети Сибирь" о взыскании задолженности за услуги по передаче электрической энергии.
Относительно изложенных в частной жалобе доводов прокурором, участвующим в деле, представлены возражения, в которых он просит определение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 доводы частной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения частной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы частной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приказом Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии) от 29 декабря 2016 года N 9-э установлены плановые значения долгосрочных параметров регулирования и необходимая валовая выручка (далее - НВВ) для филиала ПАО "МРСК Сибири" (имеет в настоящее время наименованием ПАО "Россети Сибирь") - "Хакасэнерго" на долгосрочный период регулирования 2017-2021 годы (без учета оплаты потерь) согласно Приложению 2 к приказу, в соответствии с которым НВВ на 2021 год установлена в размере 1 774 096, 94 рублей.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 18 января 2021 года N 1-э в Приложение 2 к приказу Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 года N 9-э внесены изменения, в соответствии с которыми НВВ на 2021 год установлена в размере 2 223 157, 58 рублей.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 декабря 2020 года N 9-э (в редакции приказа от 18 января 2021 года N 1-э) установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год. Пунктом 6 Таблицы 1 Приложения 1 к приказу НВВ (без учета потерь) для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго", учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям, определена в размере 2 223 157, 58 рублей. Согласно данному приказу установленные тарифы действуют с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года.
ФАС России в отношении Госкомтарифэнерго Хакасии проведена внеплановая выездная проверка по вопросам правомерности применения законодательства в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ТСО Республики Хакасия на 2017-2020 годы, выдано предписание от 18 декабря 2020 года N СП/111369/20, согласно которому тарифному органу предписано пересмотреть НВВ ТСО.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 31 марта 2021 года N 2-э во исполнение предписания ФАС России от 18 декабря 2020 года N СП/111369/20 в приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 года N 9-э внесены изменения: Приложение 2 изложено в новой редакции, в соответствии с которой НВВ (без учета потерь) филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго" на 2021 год определена в размере "данные изъяты".
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 31 марта 2021 года N 3-э с учетом предписания ФАС России от 18 декабря 2020 года N СП/111369/20 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год. Пунктом 6 Таблицы 1 Приложения 1 к приказу НВВ (без учета потерь) для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго", учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям, определена в размере 1 875 448, 37 рублей. Согласно пункту 3 данного приказа установленные тарифы действуют с 1 апреля 2021 года по 31 декабря 2021 года. Признаны утратившими силу приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 декабря 2020 года N 9-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год" и пункт 3 приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 18 января 2021 года N 1-э "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия".
Согласно административному исковому заявлению ПАО "Россети Сибирь" просило признать недействующими пункт 1 Приложения 2 приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 года N 9-э в редакции приказа от 18 января 2021 года N 1-э, пункт 6 Таблицы Приложения 1 приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 декабря 2020 года N 9-э в редакции приказа от 18 января 2021 года N 1-э.
Прекращая производство по административному делу, суд первой инстанции исходил из того, что в оспариваемой части нормативные правовые акты утратили силу в связи с принятием приказов от 31 марта 2021 года NN 2-э и 3-э, доказательства, что в части утверждения НВВ сетевой организации на 2021 год они применяются к административному истцу, отсутствуют, а оспаривание установленных приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 года N 9-э в редакции приказа от 31 марта 2021 года N 2-э и приказом от 31 марта 2021 года N 3-э параметров регулирования - НВВ сетевой организации, измененной для ПАО "Россети Сибирь" на 2021 год, не является предметом настоящего административно-правового спора.
Суд апелляционной инстанции данные выводы суда считает основанными на неправильном применении норм процессуального права.
Одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В развитие конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации допускает возможность прекращения производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, который утратил силу, отменен или изменен, только в случае, если такой акт перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 214, часть 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта, суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения.
В случае когда после уточнения заявленных требований будет установлено, что административный истец, заявитель оспаривает основные нормативные положения в определенной редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции.
Из материалов дела следует, что в ходе судебного разбирательства ПАО "Россети Сибирь" были уточнены заявленные административные исковые требования с учетом установленных обстоятельств принятия приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 31 марта 2021 года N 2-э, которым внесены изменения в оспариваемое Приложение 2 к приказу от 29 декабря 2016 года N 9-э в части НВВ на 2021 год, и приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 31 марта 2021 года N 3-э, которым установлены тарифы на период с 1 апреля 2021 года по 31 декабря 2021 года, и с которыми Общество было не согласно в части размера НВВ.
В принятии указанных уточнений судом было отказано, поскольку суд пришел к выводу, что административным истцом изменен предмет и основание иска, что противоречит требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем, из уточненного административного иска усматривается, что Обществом оспаривается приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 года N 9-э в редакции приказа от 31 марта 2021 года N 2-э, то есть оспариваются основные нормативные положения в соответствующей редакции, кроме того, оспаривается приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 31 марта 2021 года N 3-э, которым признаны утратившими силу оспариваемые согласно первоначально заявленным требованиям нормативные правовые акты, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в принятии уточненного административного искового заявления.
В силу части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.
Вопреки выводам суд административным истцом изменено основание, но не предмет административного иска - оспаривание нормативных правовых актов в части установления НВВ для Общества на 2021 год.
В ходе апелляционного рассмотрения дела установлено, что определением Верховного Суда Республики Хакасия от 14 сентября 2021 года принято к производству суда административное исковое заявление ПАО "Россети Сибирь" о признании недействующими в части приказов Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 года N 9-э в редакции приказа от 31 марта 2021 года N 2-э и приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 31 марта 2021 года N 3-э (административное дело N N), что свидетельствует о восстановлении прав административного истца в указанной части.
Однако данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии основания для удовлетворения частной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемые ПАО "Россети Сибирь" приказы Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 года N 9-э в редакции приказа от 18 января 2021 года N 1-э, от 30 декабря 2020 года N 9-э в редакции приказа от 18 января 2021 годы N 1-э утратили силу в связи с принятием тарифным органом приказов от 31 марта 2021 года NN 2-э и 3-э в связи во исполнение предписания ФАС России от 18 декабря 2020 года N СП/111369/20.
Между тем, установленные приказом от 31 марта 2021 года N 3-э тарифы действуют с 1 апреля 2021 года по 31 декабря 2021 года, соответственно, приказ от 30 декабря 2020 года N 9-э в редакции приказа от 18 января 2021 года N 1-э применялся к административному истцу в период с 1 января 2021 года по 31 марта 2021 года, следовательно, затрагивает его права и законные интересы. А поскольку приказом от 29 декабря 2016 года N 9-э в редакции приказа от 18 января 2021 года N 1-э была определена НВВ на 2021 год, которая учитывалась при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе на тот же период с 1 января 2021 года по 31 марта 2021 года, данный приказ, несмотря на утрату силы, также затрагивает права и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что производство по настоящему делу не могло быть прекращено, следовательно, принятый судебный акт нельзя признать законным.
В связи с допущенными судом первой инстанций существенными нарушениями норм процессуального права, повлиявшими на исход административного дела, определение суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Верховного Суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Административное дело N по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" о признании недействующими в части нормативных правовых актов направить в Верховный Суд Республики Хакасия для рассмотрения по существу.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Верховный Суд Республики Хакасия в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья ФИО3
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.