1-й Западный окружной военный суд в составе
председательствующего Лазарева Е.В, судей Яковлева А.Г, Объектова Е.Л.
при секретаре судебного заседания Горобце Н.С. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 6 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению "данные изъяты" Синцовой Владиславы Владимировны об оспаривании бездействия "данные изъяты" по предоставлению жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Лазарева Е.В, объяснения представителя административного истца адвоката Белоконь Д.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей административных ответчиков Галиуллина А.М. и Сахаровой В.В, возражавших против удовлетворения жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Синцова В.В. обратилась в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие территориального пограничного органа по предоставлению ей в связи с увольнением с военной службы жилого помещения в "данные изъяты".
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 6 июля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Синцовой В.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Синцова В.В. просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на обстоятельства дела, автор жалобы утверждает, что бездействием административного ответчика созданы препятствия к её увольнению с военной службы по законным основаниям, которое ставится в зависимость от получения ею жилого помещения.
Обращает внимание на то, что для реализации права на увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе командованием предложено согласиться с увольнением с оставлением в списках очередников. По мнению автора жалобы, имеет место нарушение ее права на увольнение с военной службы до реализации жилищных прав, что предусмотрено подпунктом "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Вывод суда о том, что факт ее нахождения на жилищном учете является достаточной мерой по реализации ее прав на жилищное обеспечение, находит ошибочным. Полагает, что срок и прочие обстоятельства, на которые ссылается суд и административный ответчик, не должны нарушать права военнослужащего на своевременное обеспечение жильем при увольнении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, "данные изъяты" Синцова поступила на военную службу по контракту 4 октября 1995 года и относится к категории военнослужащих, которые обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Согласно названной норме военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В настоящее время Синцова, общая продолжительность военной службы которой составляет более 25 лет, проходит военную службу в "данные изъяты" на основании контракта, заключенного до наступления 5 сентября 2021 года предельного возраста пребывания на военной службе.
Длительное время Синцовой на правах общей совместной собственности с ее матерью ФИО13 принадлежало жилое помещение, расположенное по месту прохождения военной службы по адресу "адрес", представлявшее отдельную однокомнатную квартиру общей площадью 36, 5 квадратных метров, приобретенную в собственность в июне 1993 года в порядке приватизации государственного жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации ("данные изъяты").
В результате, в период прохождения военной службы Синцова была обеспечена общей площадью жилого помещения не только свыше учетной нормы в 9 квадратных метров, установленной пунктом 1 статьи 3 Закона "данные изъяты" от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в "данные изъяты"", но и выше нормы предоставления, определенной статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и нуждающейся в жилом помещении не являлась.
25 июня 2013 года Синцова заключила с матерью договоры об установлении долей в этом жилом помещении и дарения выделенной ей ? доли, в результате чего после регистрации в территориальном органе Росреестра 25 июня 2013 года к последней перешло право собственности на все жилое помещение.
После истечения предусмотренного статьей 53 ЖК РФ пятилетнего срока со дня ухудшения жилищных условий в результате совершения указанных гражданско-правовых сделок Синцова по ее заявлению от 19 мая 2020 года жилищной комиссией территориального пограничного органа принята на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы в "данные изъяты", а не по избранному месту жительства, как ошибочно указал суд первой инстанции, и состоит на соответствующем учете до настоящего времени.
Таким образом, к ситуации, в результате которой достигшая предельного возраста пребывания на военной службе Синцова не обеспечена жильем, привело не бездействие командования, а ее собственные действия по распоряжению жилым помещением, полученным в собственность из государственного жилищного фонда, в результате чего она поставлена на жилищный учет только перед наступлением условий для увольнения с военной службы.
Более того, правовыми основаниями для принятия на жилищный учет в целях повторного обеспечения Синцовой жилым помещением от государства явились вступившие в силу 13 декабря 2019 года изменения, внесенные Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 416-ФЗ в абзацы тринадцатый и четырнадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусмотревшие такую возможность для военнослужащих, ранее обеспеченных жилыми помещениями в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан, с учетом положений статей 51, 53, части 8 статьи 57 ЖК РФ.
Между тем в марте 2019 года, то есть до введения указанного нормативного регулирования, Синцовой в принятии на учет было отказано из-за отсутствия оснований для повторного жилищного обеспечения за счет государства.
В ходе проведения мероприятий, предшествующих увольнению с военной службы в связи с достижением 5 сентября 2021 года предельного возраста пребывания на военной службе, Синцова не дала согласие на увольнение по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", без предоставления жилого помещения и продолжила прохождение военной службы до обеспечения жильем.
Вышеприведенные действия командования являются правомерными, поскольку обусловлены выполнением требований пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, о чем административному истцу было сообщено письменно.
Вопреки мнению автора апелляционной жалобы выполнение соответствующих нормативных предписаний, на основании которых достигший предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащий, не давший согласие на увольнение без предоставления жилья, продолжает прохождение военной службы на добровольной основе до обеспечения жилым помещением, не является нарушением его жилищных прав и прав свободно распоряжаться способностями к труду, гарантированными статьями 37, 40 Конституции Российской Федерации, статьями 10 и 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Соответствующее правоприменение и толкование норм материального права следует, в частности, из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 322-0, от 7 декабря 2010 года N 1622-О-О, пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", решения Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2016 года N ВКАПИ16-44, постановления Европейского Суда по правам человека по делу "Сладков против России" от 18 декабря 2008 года (жалоба N 13979/03).
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации в силу пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в случаях, указанных в законе, момент исключения военнослужащего из списка личного состава воинской части и момент истечения срока контракта о прохождении военной службы могут не совпадать. К числу таких случаев относится и предусмотренное пунктом 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы правило, согласно которому военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предусмотренное указанными нормативными положениями продолжение военной службы в целях ожидания предоставления жилого помещения, в том числе после истечения установленного контрактом срока, является правом военнослужащего, реализуя которое он по собственному усмотрению избирает предпочтительный для себя вариант прекращения служебных отношений. Соответственно, отсутствие согласия военнослужащего на увольнение означает, что он добровольно принимает на себя обязательства по несению военной службы до обеспечения жилым помещением, в том числе после истечения срока, указанного в контракте. В связи с этим такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке (по контракту) до обеспечения жилым помещением.
Европейский Суд по правам человека указал, что такое регулирование защищает военнослужащих от бездомности тем самым, что связывает возможность их увольнения с предоставлением жилья. Закон не запрещает военнослужащим покинуть службу, если они согласны выйти в отставку, не получив жилого помещения.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и частью 1 статьи 57 ЖК РФ обеспечение постоянным жильем военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных законом случаев.
Поскольку Синцова не относится к категории военнослужащих-граждан, которым в силу пункта 17 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и части 2 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются вне очереди, основания для предоставления ей жилого помещения в таком специальном (ускоренном) порядке только в связи с наступлением условий для увольнения с военной службы отсутствуют.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции принято правильное судебное решение об отказе в удовлетворении административного иска, оснований для изменения или отмены которого не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 6 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению "данные изъяты" Синцовой Владиславы Владимировны оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.