Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Цыбульника В.Е, судей Шуайпова М.Г, Зари А.И, при секретаре судебного заседания Сидоровой В.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Красавиной А.В. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 26 мая 2021 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований майора запаса Бессонова Валерия Геннадиевича о признании незаконными действий начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управления жилищного обеспечения) (в настоящее время - филиал "Южный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации) (далее - филиал ФГАУ "Росжилкомплекс"), связанных с отказом в принятии истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Зари А.И, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя филиала ФГАУ "Росжилкомплекса" Чудиновой М.А, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника управления жилищного обеспечения от 25 ноября 2020 г. N 77 Бессонову В.Г. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что на дату обращения в жилищный орган он утратил статус военнослужащего.
Бессонов В.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным вышеназванное решение и обязать указанное должностное лицо его отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма, а также внести сведения в единый реестр военнослужащих, принятых на данный учет.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении требований истца отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
Ссылаясь на пункты 6 и 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, в жалобе указывается, что при увольнении истца с военной службы жилищные органы не рассматривали вопрос о необходимости улучшения его жилищных условий по избранному им месту жительства. При этом увольнение Бессонова В.Г. с военной службы не является основанием для лишения его права на жилье, в связи с чем управление жилищного обеспечения обязано рассмотреть вопрос о принятии истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 13 вышеуказанного Закона, граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно пункту 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. 512 (далее - Правила) (действовавших по 30 октября 2020 г.) для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, к которому прилагаются документы, указанные в соответствующем пункте. Аналогичные положения в настоящее время закреплены в пункте 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1768.
В соответствии с пунктом 9 Правил датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, и представленных документов.
Из содержания приведенных нормативных правовых актов следует, что для обеспечения военнослужащего либо гражданина, уволенного с военной службы, жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", он должен подать соответствующее заявление и быть признан уполномоченным жилищным органом нуждающимся в жилых помещениях в период обладания им статусом военнослужащего.
Согласно пункту 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. При этом гражданин, уволенный с военной службы, утрачивает статус военнослужащего со дня исключения с военной службы, что определено пунктом 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы.
Из материалов дела следует, что приказом командира войсковой части N от 10 сентября 2009 г. N 031 Бессонов В.Г, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, уволен с военной службы в запас по достижению им предельного возраста пребывания на военной службе и приказом начальника штаба войсковой части N от 9 октября 2009 г. N 213 исключен из списков личного состава воинской части с 19 октября 2009 г.
Из договора социального найма жилого помещения от 7 сентября 2010 г. N 484 следует, что администрация муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" (далее - ЗАТО Знаменск) предоставила истцу в бессрочное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" общей площадью 44, 86 кв. м, в которое также были вселены супруга истца - Сидорченко Н.Н. и ее сын - А.В. При этом в указанном жилом помещении Бессонов В.Г. и члены его семьи зарегистрированы с 4 июля 1996 г.
Исходя из учетной нормы площади жилого помещений в 8 кв. м на одного человека, утвержденной решением Астраханского областного совета от 23 ноября 1984 г. N 679, Бессонов В.Г. и еще двое членов его семьи были обеспечены жилым помещением выше учетных норм.
Согласно справке начальника отдела по управлению жилищно-коммунальным хозяйством ЗАТО Знаменск от 26 ноября 2019 г. N 1768 указанное жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду и не является служебным.
Из содержания справок начальника отдела по управлению муниципальным имуществом ЗАТО Знаменск от 28 ноября 2019 г. N 884-с, N 890-с, N 892-с, N 894-с, N 896-с и N 899-с следует, что истец и члены его семьи в приватизации вышеназванного жилого помещения участия не принимали.
В справке начальника отдела по управлению жилищно-коммунальным хозяйством ЗАТО Знаменск от 2 декабря 2019 г. N 160 указано, что Бессонов В.Г. и члены его семьи жильем по программе переселения, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 г. N 23, не обеспечивались, а денежная компенсация за добровольно осуждаемое жилье в пользу муниципального образования ЗАТО Знаменск ранее не выплачивалось.
Из содержания возражений представителя управления жилищного обеспечения от 24 мая 2021 г. N 194/175-ФЮ/5/7767 видно, что по архивным данным данного управления в период прохождения военной службы истец на учете нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоял.
25 сентября 2020 г, то есть более чем через 10 лет после утраты статуса военнослужащего, Бессонов В.Г. обратился в управление жилищного обеспечения с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
При таких данных гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что решением начальника управления жилищного обеспечения от 25 ноября 2020 г. N 77 права истца не нарушаются, поскольку он на момент своего обращения статусом военнослужащего не обладал, а при увольнении с военной службы на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял.
Согласно пункту 2 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 на территории закрытого административно-территориального образования осуществляется государственная поддержка граждан, желающих выехать на новое место жительство из закрытого административного-территориального образования, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования.
Вместе с тем данная обязанность возложена на органы местного самоуправления, а не на филиал ФГАУ "Росжилкомплекс", на что верно обращено внимание в оспоренном решении.
Утверждение в жалобе о том, что перед увольнением с военной службы жилищным органом не выяснялся вопрос о необходимости обеспечения его жилым помещением, является несостоятельным, поскольку Бессонов В.Г. на момент увольнения с военной службы на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоял.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Знаменского гарнизонного военного суда от 26 мая 2021 г. по административному исковому заявлению Бессонова Валерия Геннадиевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.