Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей Гришина С.В, Патланя В.А, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Морозовой Т.И. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 13 июля 2021 г, которым отказано в удовлетворении требований бывшего военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, сержанта запаса Ждановского Владимира Николаевича о признании незаконным решения филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии административного истца и его супруги на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца - Морозовой Т.И. в обоснование жалобы, объяснения представителя административного ответчика - Чудиновой М.А, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
решением филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации от 24 марта 2021 г. N 10 Ждановскому В.Н. и его супруге отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Ждановский В.Н. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным принятое жилищным органом решение, обязать административного ответчика его отменить и повторно рассмотреть вопрос о признании его с супругой в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы приводит положения законодательных актов, регулирующих спорные правоотношения, выражает несогласие с выводом суда о том, что причиной отказа в принятии на жилищный учёт послужило не истечение предусмотренного статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетнего срока с момента ухудшения административным истцом жилищных условий, а пункт 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающий не представление документов, подтверждающих право лица состоять на таком учёте, на который сослался жилищный орган. Решением жилищного органа от 28 июля 2020 г. N 46 Ждановскому В.Н. действительно было отказано в принятии на жилищный учёт на основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, однако в феврале 2021 года, то есть после истечения предусмотренного указанной нормой срока, он повторно обратился с заявлением, к которому приложил перечень документов, подтверждающий его право состоять на названном учёте, но в этом ему было отказано в связи с утратой им статуса военнослужащего. Ссылаясь на определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2018 г, автор жалобы утверждает, что само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьёй 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и рассмотрения заявления о принятии на жилищный учёт, которым он обладал в период прохождения военной службы.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьёй 15 вышеуказанного Федерального закона право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к данной Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются указанные в данной Инструкции документы.
Положение пункта 8 Инструкции предусматривает, что датой принятия военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях является дата подачи (отправки по почте) им в структурное подразделение уполномоченного органа заявления и соответствующих документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 вышеприведенного Федерального закона граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. При этом гражданин, уволенный с военной службы, утрачивает статус военнослужащего со дня исключения из списков личного состава воинской части, что определено пунктом 4 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы.
Таким образом, заявление о принятии на жилищный учёт военнослужащего и членов его семьи с целью реализации права на жилище должно быть подано в период прохождения военной службы.
По делу установлено, что Ждановский В.Н, общая продолжительность военной службы которого составила более 22 лет, досрочно уволенный с военной службы по состоянию здоровья в отставку, с 8 сентября 2020 г. исключён из списков личного состава воинской части.
Решением филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 46 Ждановскому В.Н. и его супруге отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на том основании, что 25 ноября 2015 г. они произвели отчуждение жилого помещения общей площадью 146, 9 кв. метров, принадлежащего им на праве общей совместной собственности, в связи с чем на момент его обращения не истек предусмотренный статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетний срок со дня совершения указанных намеренных действий.
Данное решение жилищного органа административным истцом обжаловано не было.
В феврале 2021 года Ждановский Н.В. обратился в жилищный орган с заявлением о принятии его с супругой на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Из оспариваемого решения филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации от 24 марта 2021 г. N 10 следует, что Ждановскому В.Н. и его супруге отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с не представлением документов, подтверждающих его право состоять на таком учёте.
При этом основанием к принятию такого решения послужило то обстоятельство, что по состоянию на дату подачи заявления он утратил статус военнослужащего.
Таким образом, гарнизонный военный суд правильно указал, что Ждановский Н.В, не признанный нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, после 8 сентября 2020 г. утратил статус военнослужащего.
Поскольку на дату обращения в жилищный орган административный истец не имел статуса военнослужащего, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для принятия его на жилищный учет, обоснованно признав законным и обоснованным принятое 24 марта 2021 г. жилищным органом решение.
Мнение автора жалобы об обратном, противоречит вышеприведенным положениям пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 4 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, Содержащаяся в жалобе ссылка на судебную практику является беспредметной, поскольку приведённое судебное постановление вынесено в отношении иных лиц и по другим обстоятельствам.
Таким образом, апелляционная жалоба представителя административного истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 13 июля 2021 г. по административному исковому заявлению Ждановского Владимира Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий В.А. Тогубицкий
Судьи: С.В. Гришин
В.А. Патлань
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 октября 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.