Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей Гришина С.В. и Патланя В.А, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков - Куровского А.Г. на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 22 июля 2021 г, которым удовлетворены требования старшего прапорщика Велиханова Низамидина Сибгаевича о признании незаконным решения начальника Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - Управление) и председателя жилищной комиссии Управления, связанного с отказом в принятии члена семьи административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее - жилищный учет).
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением жилищной комиссии Управления от 6 апреля 2021 г. (протокол N 16) Велиханову Н.С. отказано в принятии его внука - М.С. 17 марта 2021 года рождения, на жилищный учет на том основании, что представленные документы не подтверждают его право состоять на данном учете.
Велиханов Н.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил законность указанного решения и действия начальника Управления по его утверждению, просил обязать его отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии его внука на жилищный учет.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, ссылаясь на нормы, регулирующие спорные правоотношения, указывает, что с 22 марта 2021 г. истец и члены его семьи сняты с жилищного учета в связи с предоставлением ему жилищной субсидии. Поскольку жилищные права членов семьи военнослужащего производны от прав Велиханова Н.С, то оснований для принятия на жилищный учет его внука не имеется. Несмотря на то, что заявление Велиханова Н.С. о принятии его внука на жилищный учет поступило в жилищную комиссию Управления 19 марта 2021 г, началом течения срока его рассмотрения является дата его регистрации - 22 марта 2021 г, так как именно с этого дня оно стало официальным документом, обладающим юридическими силой. При этом в обжалуемом решении не приведены правовые нормы, обязывающие рассмотреть обращение в день его поступления.
Автор жалобы отмечает, что срок перечисления жилищной субсидии на расчетный счет истца был незначительным, поэтому право истца на ее получение не нарушено, несмотря на рождение внука до ее предоставления.
По мнению представителя административных ответчиков, решение гарнизонного военного суда влечет сверхнормативное обеспечение Велиханова Н.С. жилищной субсидией.
Кром того, податель жалобы считает, что решение суда является незаконным, поскольку обязанность по отмене решения жилищной комиссии, утвержденное начальником Управления, возложена на председателя жилищной комиссии Управления.
Изучив материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с абзацами 12 и 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
В соответствии с пунктом 5 ст. 2 того же Федерального закона социальные гарантии, предусмотренные этим Федеральным законом, устанавливаются военнослужащим и членам их семей. К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, относятся перечисленные в данной норме закона лица, если иное не установлено данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
При этом, как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ).
В силу ч. 1 ст. 31 и ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения (собственника) относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
По смыслу приведенных правовых норм, в случае проживания с военнослужащим родственников, из числа прямо непоименованных в ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, и нетрудоспособных иждивенцев, их необходимо относить к членам его семьи, имеющим право на обеспечение жилым помещением вместе с ним, при условии вселения их нанимателем в качестве членов семьи и ведения с ними общего хозяйства.
Такое понимание основано на разъяснениях, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации". Причем к таким лицам могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
В пункте 26 того же постановления указано, что с целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ) ч. 1 ст. 70 ЖК РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении).
По делу установлено, что Велиханов Н.С. проходит военную службу по контракту в войсковой части N с апреля 1997 года по настоящее время.
Решениями жилищной комиссии Управления от 4 июля 2013 г, 22 апреля 2015 г. и от 24 декабря 2019 г. истец и члены его семьи - супруга Ф.М, сын С.Н. и внучка Ф.М, (всего 4 человека) приняты на жилищный учет.
11 марта 2021 г. жилищной комиссией Управления принято решение (протокол N 2) о предоставлении Велиханову Н.С. и вышеназванным членам его семьи жилищной субсидии в размере 9 736 254 руб.
15 марта 2021 г. истец обратился к начальнику отдела - главному бухгалтеру финансово-экономического отдела Управления с заявлением о перечислении жилищной субсидии.
17 марта 2021 г. у Велиханова Н.С. родился внук М.С. который 19 марта 2021 г. был вселен и зарегистрирован в качестве члена семьи истца по месту жительства истца.
Велиханов Н.С. 19 марта 2021 г. обратился в жилищную комиссию с заявлением, в котором просил признать его внука М.С. нуждающимся в жилом помещении и принять его на жилищный учет. Из данного заявления усматривается, что фактически оно поступило и было учтено в день обращения, однако зарегистрировано лишь 22 марта 2021 г.
Также 19 марта 2021 г. Управлением в подразделение Федерального казначейства подана заявка на кассовый расход для перечисления истцу жилищной субсидии в вышеуказанном размере, которая поступила на банковский счет Велиханова Н.С. 22 марта 2021 г.
Решением жилищной комиссии Управления от 2 апреля 2021 г. (протокол N 15) истец и члены его семьи - супруга, сын и внучка, сняты с жилищного учета с 22 марта 2021 г. в связи с перечислением жилищной субсидии.
6 апреля 2021 г. жилищная комиссия Управления приняла решение (протокол N 16) об отказе в принятии на жилищный учет внука Велиханова Н.С. - М.С. В обоснование данного решения указано, что на момент регистрации заявления истца, он был обеспечен жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии, а на дату заседания жилищной комиссии он на жилищном учете не состоял, поскольку утратил право для принятия на жилищный учет, поэтому у внука истца, жилищные права которого производны от таких прав самого военнослужащего, также отсутствуют правовые основания для самостоятельного признания нуждающимся в жилых помещениях.
Однако данные выводы являются ошибочными.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 1232-О, статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", исходя из специфики военной службы как особого вида государственной службы, призвана обеспечить дополнительные жилищные гарантии для военнослужащих, а также лиц, уволенных с военной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и учитывает при определении объема этих гарантий членов их семьи. При этом права членов семьи являются производными от прав самого военнослужащего.
В соответствии с пунктом 16 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1768, военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы), состоящие на учете в соответствии с этими же Правилами, обязаны в течение пяти рабочих дней сообщить в уполномоченный орган об изменении сведений в ранее представленных ими документах.
Поскольку внук Велиханова Н.С. зарегистрирован и вселен в занимаемое им жилое помещение до предоставления субсидии, а обращение истца по вопросу принятия на жилищный учет его внука поступило в жилищную комиссию Управления в период нахождения истца на жилищном учете, то гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что право Велиханова Н.С. на жилое помещение подлежит реализации с учетом результата рассмотрения жилищной комиссией вопроса о принятии его внука на жилищный учет.
Доводы подателя жалобы о том, что внук Велиханова Н.С. не может быть поставлен на жилищный учет в связи регистрацией соответствующего обращения в день выплаты истцу субсидии, являются ошибочными, поскольку правовые последствия, связанные с реализацией жилищных прав граждан, возникают с даты поступления обращения, в противном случае это может привести к необоснованному нарушению наиболее значимых прав и социальных гарантий военнослужащих.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд обоснованно признал незаконными решение жилищной комиссии Управления от 6 апреля 2021 г. (протокол N 16) и действия должностных лиц по его утверждению, а также обязал его отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии внука истца на жилищный учет.
Не свидетельствует о незаконности принятого решения суда первой инстанции возложение обязанности по отмене оспариваемого решения на председателя жилищной комиссии Управления, поскольку именно в его компетенцию, как руководителя жилищного органа, входит разрешение вопросов связанных с жилищным обеспечением военнослужащих Управления.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 22 июля 2021 г. по административному исковому заявлению Велиханова Низамидина Сибгаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административных ответчиков - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.